Темы

Многообразие социальных групп


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Социальная группа как субъект общества — это объединение людей, имеющих общий значимый (1) социальный признак или (2) общие интересы, на которых основано их участие в жизнедеятельности общества. В контексте структуры общества социальные группы можно рассматривать как отдельные субъекты, которые формируют и поддерживают специфическое мировоззрение и ценностные ориентиры членов соответствующей социальной группы. Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием интересов и задач, для достижения и решения которых образовались эти группы. В каждой из указанных социальных групп собственные социальные интересы: у семьи -- рождение и воспитание детей, у коллектива – успешное выполнение трудовых функций, у этнических общностей -- сохранение образа жизни (культуры и ценностных ориентиров).

При определении социальных групп важно выделить критерии, которые объединили членов этой групповой общности: профессиональные интересы, общая идеология, этнические признаки. По этим критериям социальные группы, которые образованы по признакам от рождения, можно разделить на расовые, этнические группы, территориальные, группы на основании родства, социально-демографические группы. Далее, разумно выделить статусные группы, возникшие в результате социального разделения труда, образованные на основании сходства социального положения, позиций в обществе: рабочий класс, крестьянство, чиновничество, предприниматели, молодежь, студенты. Целевые группы (организации), организованные для решения задач — хозяйственных, научно-исследовательских, политических, просветительских. В зависимости от количества участников выделяют малые (десятки людей, например, семья), средние (сотни людей, например, фанатские объединения) и большие (тысячи людей до первого десятка тысяч, например, этносы) социальные группы.

Семья — это основанная (1) на браке, (2) кровном родстве или (3) ином законном основании (приемная семья) малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья, является важным предметом семейных отношений, которые, в свою очередь, являются предметом правового регулирования отрасли семейного права. Так, в Семейном кодексе РФСК РФ») часто употребляется слово «семья», но при всем этом не дается его четкого определения. Только в статье 1 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» дается понятие семьи как совокупности лиц, связанных родством и (или) свойством, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство.

Молодежь — это особая социальная группа, (1) не имеющая достаточных знаний и опыта в сферах общественной жизни, (2) отличающаяся возрастными рамками и (3) статусом в обществе: переходом от детства к взрослому состоянию, личной и социальной ответственности. Известное произведение Л.Н. Толстого «Детство, отрочество, юность» частично описывает такое состояние. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны: нижняя возрастная граница устанавливается в 14 – 16 лет, верхняя — между 25 и 35 годами. Так, в соответствии с ФЗ «О молодежной политике в РФ» нижняя граница для молодежи -- 14 лет, а верхняя – 35 лет.

Этническая общность — это устойчивая социальная группа людей, исторически возникшая и обладающая общими этническими признаками: языком, традициями (историей), культурой (иногда религией), территорией и самосознанием. Обычно этнические общности различаются на следующие: род, племя, народность и нация. Известный этнолог Р. Турнвальд в своем труде «Человеческое общество в его этносоциологических основаниях» также выделяет такие этнические общности: орда, клан, тейп и фратрия. В целом, этнические общности направлены на защиту таких интересов, как приемлемый для них (1) образ жизни и (2) ценностные ориентиры.

Разумное удовлетворение интересов социальных групп имеет кардинально важно значение на практике, особенно, в размере всего общества. Интересы являются не только одними из важных мотивов для активной деятельности членов социальных групп, но, по мнению П. Сорокин в книге «Социология революции», неудовлетворение основных интересов может являться источником революций. Наоборот, общество, в котором будут учитываться интересы разных социальных групп, не ограничиваясь исключительно экономическими интересами, может стать притягательным образцом.

Через призму интересов различных социальных групп проявляется природа человека как совокупности различных идентичностей, то есть свойства психики определять принадлежность к социальным группам и общностям. Так, можно выделить разные виды идентичностей: семейную, родовую, этническую, национальную (государственную), конфессиональную, культурную, классовую, гендерную, расовую, корпоративную. Каждая из этих идентичность может характеризовать человека как члена определенной социальной группы. Если взять отдельного человека, то в рамках семейной идентичности он будет включен в семью; в рамках этнической – в этнос, народ, род, племя, нацию; в рамках конфессиональной – исповедовать определённую религию.

Основу правового регулирования семьи составляет Семейный кодекс РФ. Далее, правовое регулирование деятельности молодежи осуществляется на основании ФЗ «О молодежной политике в РФ» и ФЗ «О российском движении детей и молодежи». Наконец, правовое регулирование этнических общностей в России основано на нормах Конституции РФ и ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Деятельность иных социальных групп осуществляется в рамках общего правового регулирования нормативно-правовыми актами и иными истопниками права.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я полагаю, что для стабильного существования российского общества необходимо осознавать важность не только экономических интересов, но и интересов в рамках этнических, культурных и конфессиональных идентичностей. На практике это должно проявляться не просто в этнической и иной толерантности, а в уважительном отношении к культуре и обычаям этноса на территории его исконного расселения при едином правовом поле по всей стране. Дело в том, что в отличие от пропагандируемого последнего десятилетия либерального взгляда на развитие общество, не только экономические, но и этно-культурные взаимодействия ответственны за стабильность и отсутствие социальных конфликтов в обществе. Соответственно, важно не только минимизировать экономическое и социальное неравенство в стране, но осознавать, что интересы этнической, культурной и конфессиональной идентичностей могут превалировать над экономикой.

Чтобы избежать ошибок в будущем, важно осознавать, что многие интересы социальных групп реализуются в контексте сразу многих идентичностей человека: семейной, родовой, этнической, национальной (государственной), конфессиональной, культурной, классовой, гендерной, расовой, корпоративной. Важно, что существует иерархия идентичностей: семейная идентичность более значима, чем остальные; этническая и национальная часто превалируют над культурной, классовой, сословной и корпоративной. В связи с этим не следует переоценивать культурную идентичность, что часто происходит в России в стремлении создать единое культурное пространство. Дело в том, что, например, интересы в этнических или конфессиональных социальных групп (то есть возможность своего образа жизни в рамках своего этноса или государства, своя церковь, обряды и ритуалы) будут обычно защищаться более страстно, даже с риском для жизни, чем интересы в рамках социальных групп на основе культурной идентичности.
3. С чем не путать
От социальной группы следует отличать страты -- большие группы людей, которые отличаются от других своим положением в социальной структуре общества. Очевидно, что страты выделяются в рамках стратификации общества, то есть деления общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социально значимых (а не биологических) критериев. Социальные страты являются проявлением социального статуса -- текущего положения, состояния человека в социальной структуре. Важно, что, в отличие от социальных групп, старты, как правило, не имеют общего, объединяющего членов социальной группы интереса.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/7801a423e1eb5e283345fd895d7602ba/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Социальная сфера