Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это? Политическое участие — это действия членов общества (прежде всего, граждан) с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Политическое участие характеризуется вовлечённостью членов общества в политический процесс, который, по мнению Соловьева А.И., высказанному в учебнике «Введение в политологию», является совокупностью действий всех субъектов политической системы по осуществлению их функций в сфере власти. При этом, если политический процесс показывает только динамику политической жизни, то политическая жизнь, в целом, является (1) деятельностью соци альных групп и индивидов (2) для достижения своих интересов (3) с помощью государственной власти.
Политическое участие зависит от (1) развития личности и ее свойств (пола, возраста, рода занятий, религиозной принадлежности, образования), (2) государственного режима правления (то есть от набора средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от (3) конкретной политической ситуации. Важным фактором также являются политическая культура -- знания о политической системе общества и её разновидностях; критерии, при помощи которых личность вырабатывает оценку политическим событиям; эмоциональное отношение человека к ним. Наличие политической информированности в обществе, традиция политического участия, развитая социальная мобильность в политической сфере, наличие молодежных политических движений, отсутствие довлеющей идеологии – все это способствует политическому участию.
С учетом указанных выше условий возможно выделить следующие разновидности политического участия: (1) пассивное, от случая к случаю участие; (2) участие только в местных выборах; (3) участие в предвыборных кампаниях (например, в качестве экспертов, консультантов, советников); (4) активное участие во всех выборах, политический активизм; (5) деятельность профессиональных политиков. В зависимости от количества вовлеченных субъектов выделяют индивидуальное, групповое и массовое участие. Также важно указать, что субъектами политического участия могут быть не только граждане, но также неграждане (например, в России иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме).
Политическое участие не всегда выражается в открытых и гласных формах, поэтому оно может принимать негласные, тайные формы. Такие формы политического участия, как правило, связаны с осуществлением оппозиционной политической деятельности. Важно при этом, чтобы оппозиционная деятельность носила конструктивный, а не деструктивный для государства и общества характер. В ином случае оппозиционная деятельность может приобретать конфликтную форму политического участия, преследуемое уголовным законодательством.
Политическое участие характеризуется тем, что индивид не всегда действует самостоятельно в сфере политики. Так, возможно политическое участие через органы представительной демократии (в России на уровне федерации – Государственная Дума РФ, затем региональные парламенты и представительные органы местного самоуправления (думы, советы депутатов)). В дополнение, политическое участие может осуществляться принудительно или под воздействием определённых стимулов. Так, на выборах в Австралии и Сингапуре существует обязательный вотум (обязательного голосования) и штрафы за неучастие в выборах.
Основными причинами политического участия считаются определённые состояния сознания человека (например, угроза своему общественному положения; стремление изменить общество; желание общественного признания; понимание общественного долга). Далее, в качестве причин могут быть желание повысить социальный статус, использовать социальные каналы для осуществления политической деятельности. В качестве особой причины выступает возможность государства принудительно включать граждан в сферу политики – в рамках тоталитарных систем, в том числе тоталитарного либерализма, путем обязательного вотума.
Для чего? Политическое участие может удовлетворять социальную потребность гражданина быть вовлеченным в политическую жизнедеятельность общества. Политическое участие может также влиять не только на индивидуальное развитие, но и формировать смысл жизни такого гражданина. Так, участие в политике может рассматриваться как форма защиты образа жизни, например, для ограничения замещающей миграции в обществе.
Политическое участие в выборах обеспечивает легитимации политического режима, который приходит к власти. Более того, системное и признанное справедливым политическое участие предотвращает политические конфликты, уменьшает уровень напряженности в обществе. Так, голосование на выборах является одним из основных механизмов разрешения политических конфликтов, а периодическая ротация выборных должностей ограничивает базу разного рода экстремистским движениям, стремящимся к власти.
Политическое участие, наконец, способствует политической социализации граждан, формируя позитивное политическое сознание, отношение к государству, праву и обществу. Так, например политические партии осуществляют политическое воспитание и рекрутирование, готовят кадры, взращивают потенциальных политических лидеров. Более того, участие политических партий в выборах предотвращает закостенелость и зашоренность государственного аппарата.
Регулирование? Политическое участие в РФ регулируется, прежде всего, нормами Конституцией РФ о политических правах и свободах. Так, в частности, свобода мирных собраний, свобода от принуждения вступать в какую-либо ассоциацию, право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей предусмотрены статьями 29-33 Конституции РФ. Далее, важной частью политического участия является выборы, которые регулируются подотраслями конституционного права -- избирательным правом и муниципальным правом.
Политическое участие зависит от (1) развития личности и ее свойств (пола, возраста, рода занятий, религиозной принадлежности, образования), (2) государственного режима правления (то есть от набора средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от (3) конкретной политической ситуации. Важным фактором также являются политическая культура -- знания о политической системе общества и её разновидностях; критерии, при помощи которых личность вырабатывает оценку политическим событиям; эмоциональное отношение человека к ним. Наличие политической информированности в обществе, традиция политического участия, развитая социальная мобильность в политической сфере, наличие молодежных политических движений, отсутствие довлеющей идеологии – все это способствует политическому участию.
С учетом указанных выше условий возможно выделить следующие разновидности политического участия: (1) пассивное, от случая к случаю участие; (2) участие только в местных выборах; (3) участие в предвыборных кампаниях (например, в качестве экспертов, консультантов, советников); (4) активное участие во всех выборах, политический активизм; (5) деятельность профессиональных политиков. В зависимости от количества вовлеченных субъектов выделяют индивидуальное, групповое и массовое участие. Также важно указать, что субъектами политического участия могут быть не только граждане, но также неграждане (например, в России иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме).
Политическое участие не всегда выражается в открытых и гласных формах, поэтому оно может принимать негласные, тайные формы. Такие формы политического участия, как правило, связаны с осуществлением оппозиционной политической деятельности. Важно при этом, чтобы оппозиционная деятельность носила конструктивный, а не деструктивный для государства и общества характер. В ином случае оппозиционная деятельность может приобретать конфликтную форму политического участия, преследуемое уголовным законодательством.
Политическое участие характеризуется тем, что индивид не всегда действует самостоятельно в сфере политики. Так, возможно политическое участие через органы представительной демократии (в России на уровне федерации – Государственная Дума РФ, затем региональные парламенты и представительные органы местного самоуправления (думы, советы депутатов)). В дополнение, политическое участие может осуществляться принудительно или под воздействием определённых стимулов. Так, на выборах в Австралии и Сингапуре существует обязательный вотум (обязательного голосования) и штрафы за неучастие в выборах.
Основными причинами политического участия считаются определённые состояния сознания человека (например, угроза своему общественному положения; стремление изменить общество; желание общественного признания; понимание общественного долга). Далее, в качестве причин могут быть желание повысить социальный статус, использовать социальные каналы для осуществления политической деятельности. В качестве особой причины выступает возможность государства принудительно включать граждан в сферу политики – в рамках тоталитарных систем, в том числе тоталитарного либерализма, путем обязательного вотума.
Для чего? Политическое участие может удовлетворять социальную потребность гражданина быть вовлеченным в политическую жизнедеятельность общества. Политическое участие может также влиять не только на индивидуальное развитие, но и формировать смысл жизни такого гражданина. Так, участие в политике может рассматриваться как форма защиты образа жизни, например, для ограничения замещающей миграции в обществе.
Политическое участие в выборах обеспечивает легитимации политического режима, который приходит к власти. Более того, системное и признанное справедливым политическое участие предотвращает политические конфликты, уменьшает уровень напряженности в обществе. Так, голосование на выборах является одним из основных механизмов разрешения политических конфликтов, а периодическая ротация выборных должностей ограничивает базу разного рода экстремистским движениям, стремящимся к власти.
Политическое участие, наконец, способствует политической социализации граждан, формируя позитивное политическое сознание, отношение к государству, праву и обществу. Так, например политические партии осуществляют политическое воспитание и рекрутирование, готовят кадры, взращивают потенциальных политических лидеров. Более того, участие политических партий в выборах предотвращает закостенелость и зашоренность государственного аппарата.
Регулирование? Политическое участие в РФ регулируется, прежде всего, нормами Конституцией РФ о политических правах и свободах. Так, в частности, свобода мирных собраний, свобода от принуждения вступать в какую-либо ассоциацию, право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей предусмотрены статьями 29-33 Конституции РФ. Далее, важной частью политического участия является выборы, которые регулируются подотраслями конституционного права -- избирательным правом и муниципальным правом.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я считаю, что в нашем обществе следует вырабатывать традицию конструктивного политического участия граждан. Это создаст необходимые условия для устойчивого развития нашего общества и повысит его благополучие. социальную мобильность повышать и социальные лифты в политическую систему. Для этого необходимо увеличивать количество социальных лифтов для доступа в политику, повышал бы социальную мобильность в рамках политического процесса, развивать разумный политический плюрализм, а не неограниченную многопартийность. Важно суметь встроить этих людей в конструктивный, а не деструктивный политический процесс, создав доступные лифты (как проект «Время героев») продвижения в политическую сферу жизнедеятельности общества.
В нашем обществе важно формировать позитивное восприятие государства с помощью доступных механизмов политического участия. При этом также важно отучать наше общество от привычки воспринимать государство патерналистски, то есть постоянно обижаться на то, что государство что-то не осуществляет или недостаточно хорошо делает в политической сфере. Такая привычка может быть прекращена при наличии действенных социальных лифтов (каналов), позволяющих гражданам участвовать в политике.
Я считаю, что важнейшей задачей российской политической элиты в рамках политического участия является выработка приемлемого механизма передачи власти (смены политической элиты) с учётом исторических и культурной специфики нашего общества. Также исключительно важна политическое участие элиты, в том числе экономической, должно проявляться в осознании важности обучения своих детей в России, что создает процесс их социализации и инкультурации в обществе, вырабатывает понимание значимости государства и обществ не только как ресурсной базы для удовлетворения гедонистических потребностей. В этом ключе очень верно высказывание первого премьер-министр независимой Индии Дж. Неру: «Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция».
В нашем обществе важно формировать позитивное восприятие государства с помощью доступных механизмов политического участия. При этом также важно отучать наше общество от привычки воспринимать государство патерналистски, то есть постоянно обижаться на то, что государство что-то не осуществляет или недостаточно хорошо делает в политической сфере. Такая привычка может быть прекращена при наличии действенных социальных лифтов (каналов), позволяющих гражданам участвовать в политике.
Я считаю, что важнейшей задачей российской политической элиты в рамках политического участия является выработка приемлемого механизма передачи власти (смены политической элиты) с учётом исторических и культурной специфики нашего общества. Также исключительно важна политическое участие элиты, в том числе экономической, должно проявляться в осознании важности обучения своих детей в России, что создает процесс их социализации и инкультурации в обществе, вырабатывает понимание значимости государства и обществ не только как ресурсной базы для удовлетворения гедонистических потребностей. В этом ключе очень верно высказывание первого премьер-министр независимой Индии Дж. Неру: «Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция».
3. С чем не путать
Политическое участие следует отличать от политического процесса -- совокупности действий всех субъектов политической системы, а не только физических лиц. Политическое участие как политическую активность также следует противопоставлять политической пассивности, когда субъект находится под политическим влиянием какой-либо социальной группы, не формируя собственные интересы. Наконец, политическому участия противостоит политический абсентеизм (политическое отчуждение), когда личность сконцентрирована на решении только личных вопросов, не интересуясь политикой.
4. История развития
Важным механизмом политического участия граждан являются свободные и альтернативные выборы. Первые альтернативные выборы народных депутатов РСФСР, которые можно считать разумно демократичными, состоялись в СССР 4 марта 1990 года на основе Закона «О выборах народных депутатов РСФСР» от октября 1989 года. В результате выборов подавляющее большинство кандидатов — 93,9% — были избраны впервые.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/305d27db5b9e478b69565f8f2f68789f/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
