Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Духовные ценности – это, прежде всего, идеи и идеалы, которые циркулируют в (1) обществе в целом и внутри (2) отдельного человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Ценности не существуют как материальные объекты, но они имеют значимость или валидность в каждом конкретном обществе. Так, по мнению известного философа Ф. Хайека, базовые ценности сформировались в результате эволюции общества -- ценности биологически «унаследованы», культурно «опробованы» и лишь в последнюю очередь рационально «спланированы». В результате эволюции в обществе закрепились только те базовые ценности, которые помогли ему выживать и развиваться. В итоге, именно фундаментальные ценности формируют в выживших и развитых обществах цивилизацию и возвышенную культуру.
Наличие ценностей во многом отличает человека от животного, делает человека духовным существом. Сформированные в обществе ценностные идеи интерриоризируются или усваиваются (или не усваиваются) конкретным человеком. При этом ценности не просто чувствуются (так чувства субъективны, а базовые ценности на уровне идей в обществе объективны), а осознаются разумом человека – так, в «Критике способности суждения» И. Кант утверждает: «...если бы мир состоял из одних только безжизненных или отчасти из живых, но лишенных разума существ, то существование такого мира не имело бы никакой ценности, так как в нем не было бы существа, которое имело бы хотя бы малейшее понятие об этой ценности».
Если человек воспринял духовные ценности как опору для своих решений, то они могут стать для него ценностными ориентирами. Каждый человек (и почти никогда общество в целом) самостоятельно выстраивает иерархию ценностей, их применимость в конкретных ситуациях. Таким образом, духовные ценности становятся элементом мировоззрения – то есть системой взглядов, оценок и представлений о мире (этим отличается от духовности), формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.
Главной социальной функцией духовных ценностей является формирование и поддержания единства общества и предотвращения социальных конфликтов. Так, духовные ценности даже при разнообразии религий и этно-культурных особенностях народов и этносов, способны поддерживать единство посредством исторической памяти, единства героев, единого мышления (чему способствует государственный язык). Очевидной функцией также является формирование личности -- как совокупности социальных качеств индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни.
Наконец, духовные ценности, формируемые в обществе, в том числе государством, могут выполнять функцию неформального социального института. Так, известный экономист А.А. Аузан делит социальные институты по возможности организованного принуждения на (1) формальные (регулируемые социальные нормами – семья, система образования) и (2) неформальные (ценности, в том числе духовные ценности). Важно, что в ситуации, когда для члена общества не существует заранее сформированной правильной модели поведения, то его действия формируются на основании сформированных духовных ценностей.
Духовные ценности в зависимости от того, на чём основана их значимость можно разделить на (1) философские (прошлое и будущее, судьба, память, в том числе историческая память); (2) социально-нравственные (гуманизм, добро, милосердие, справедливость, честь, ответственность, верность); (3) эстетические (красота, гармония), (4) религиозные (вера, прощение, смирение) и (5) экзистенциальные (то есть важные для самого существования -- материнство, детство, альтруизм, самопожертвование, способность любить). Духовные ценности можно также разделить по объекту на две группы: (1) культурные ценности (народное творчество, музыка, литература, поэзия, знания, научные достижения) и (2) базовые, «общечеловеческие» ценности -- добро, любовь, дружба, патриотизм, храбрость, верность, честность. Наконец, в контексте современного развития общества особенно важным является разделение духовных ценностей на (1) традиционные и (2) нетрадиционные.
Традиционные духовные ценности в России можно определить как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе гражданской идентичности укрепляющие гражданское единство. Важно, что это конструктивные, человекосберегающие ценности, в терминологии известного богослова Ф. Аквинского -- добродетели. Так, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» выделяют следующие основных традиционных ценностей: (1) жизнь, (2) достоинство, (3) права и свободы человека, (4) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (5) высокие нравственные идеалы, (6) крепкая семья, (7) созидательный труд, (8) приоритет духовного над материальным, (9) гуманизм, милосердие, справедливость, (10) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (11) историческая память и преемственность поколений, (12) единство народов России.
В указе также перечисляются деструктивные, не характерные для российского общества идеи, которые могут использовать в рамках когнитивных войн, прежде всего, против российской молодежи. Это идеи (1) эгоизма, вседозволенности, безнравственности, (2) отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, (3) естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, (4) позитивного вклада России в мировую историю и культуру. Такие идеи, очевидно, используются как предпосылки для разрушения государства, формирования социальных конфликтов в обществе.
Отдельно, следует обратить внимание на такое явление как неошумпетерианство – отказ от традиционных для конкретного общества ценностей для научно-технического прогресса. Такая ситуация была в Японии в эпоху «Мейдзи» (конец 19 -- начало 20 века). В результате массового принятия радикально новых идей Япония сильно изменилась, нововведения затронули её социальную структуру, экономику, военные и морально-нравственные аспекты жизни. Это, в итоге, привело к оправданию и совершению масштабных военных преступлений японцами во время Второй мировой войны.
Наличие ценностей во многом отличает человека от животного, делает человека духовным существом. Сформированные в обществе ценностные идеи интерриоризируются или усваиваются (или не усваиваются) конкретным человеком. При этом ценности не просто чувствуются (так чувства субъективны, а базовые ценности на уровне идей в обществе объективны), а осознаются разумом человека – так, в «Критике способности суждения» И. Кант утверждает: «...если бы мир состоял из одних только безжизненных или отчасти из живых, но лишенных разума существ, то существование такого мира не имело бы никакой ценности, так как в нем не было бы существа, которое имело бы хотя бы малейшее понятие об этой ценности».
Если человек воспринял духовные ценности как опору для своих решений, то они могут стать для него ценностными ориентирами. Каждый человек (и почти никогда общество в целом) самостоятельно выстраивает иерархию ценностей, их применимость в конкретных ситуациях. Таким образом, духовные ценности становятся элементом мировоззрения – то есть системой взглядов, оценок и представлений о мире (этим отличается от духовности), формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.
Главной социальной функцией духовных ценностей является формирование и поддержания единства общества и предотвращения социальных конфликтов. Так, духовные ценности даже при разнообразии религий и этно-культурных особенностях народов и этносов, способны поддерживать единство посредством исторической памяти, единства героев, единого мышления (чему способствует государственный язык). Очевидной функцией также является формирование личности -- как совокупности социальных качеств индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни.
Наконец, духовные ценности, формируемые в обществе, в том числе государством, могут выполнять функцию неформального социального института. Так, известный экономист А.А. Аузан делит социальные институты по возможности организованного принуждения на (1) формальные (регулируемые социальные нормами – семья, система образования) и (2) неформальные (ценности, в том числе духовные ценности). Важно, что в ситуации, когда для члена общества не существует заранее сформированной правильной модели поведения, то его действия формируются на основании сформированных духовных ценностей.
Духовные ценности в зависимости от того, на чём основана их значимость можно разделить на (1) философские (прошлое и будущее, судьба, память, в том числе историческая память); (2) социально-нравственные (гуманизм, добро, милосердие, справедливость, честь, ответственность, верность); (3) эстетические (красота, гармония), (4) религиозные (вера, прощение, смирение) и (5) экзистенциальные (то есть важные для самого существования -- материнство, детство, альтруизм, самопожертвование, способность любить). Духовные ценности можно также разделить по объекту на две группы: (1) культурные ценности (народное творчество, музыка, литература, поэзия, знания, научные достижения) и (2) базовые, «общечеловеческие» ценности -- добро, любовь, дружба, патриотизм, храбрость, верность, честность. Наконец, в контексте современного развития общества особенно важным является разделение духовных ценностей на (1) традиционные и (2) нетрадиционные.
Традиционные духовные ценности в России можно определить как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе гражданской идентичности укрепляющие гражданское единство. Важно, что это конструктивные, человекосберегающие ценности, в терминологии известного богослова Ф. Аквинского -- добродетели. Так, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» выделяют следующие основных традиционных ценностей: (1) жизнь, (2) достоинство, (3) права и свободы человека, (4) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (5) высокие нравственные идеалы, (6) крепкая семья, (7) созидательный труд, (8) приоритет духовного над материальным, (9) гуманизм, милосердие, справедливость, (10) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (11) историческая память и преемственность поколений, (12) единство народов России.
В указе также перечисляются деструктивные, не характерные для российского общества идеи, которые могут использовать в рамках когнитивных войн, прежде всего, против российской молодежи. Это идеи (1) эгоизма, вседозволенности, безнравственности, (2) отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, (3) естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, (4) позитивного вклада России в мировую историю и культуру. Такие идеи, очевидно, используются как предпосылки для разрушения государства, формирования социальных конфликтов в обществе.
Отдельно, следует обратить внимание на такое явление как неошумпетерианство – отказ от традиционных для конкретного общества ценностей для научно-технического прогресса. Такая ситуация была в Японии в эпоху «Мейдзи» (конец 19 -- начало 20 века). В результате массового принятия радикально новых идей Япония сильно изменилась, нововведения затронули её социальную структуру, экономику, военные и морально-нравственные аспекты жизни. Это, в итоге, привело к оправданию и совершению масштабных военных преступлений японцами во время Второй мировой войны.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что мы должны использовать традиционные ценности для повышения благосостояния общества в каждой из сфер общественной жизни: социальной, экономической, духовно-культурной и политической. В частности, я считаю, что для преодоления демографического кризиса необходимо на государственном уровне пропагандировать ценности многодетной семьи, сделать многодетность модным явлением. Государство, при этом, должно стимулировать рождаемость второго и третьего ребенка посредством единовременных крупных выплат и существенно повысить ежемесячные пособия хотя бы до уровня 200 000 – 250 000 рублей.
Особенно важно осуществлять обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям, разъяснять их практическую значимость для последующей жизни. Такое обучение должно обязательно осуществляться через призму народной культуры – это должно выражаться в изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России, которые содержат примеры духовных ценностей и ценностных ориентиров. Необходимо дать возможность молодежи понять, что мифические, специально сконструированные ценности (свободный рынок или либертарианские свободы) не должны стать оправданием деструктивных действий -- разрушения страны и порождения социальных конфликтов. Именно непонимание иерархии ценностей, продвижение деструктивных для общества идей оставили в памяти многих людей Сахарова А.Д. и Солженицына А.И. (последнего Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем») не в качестве достойного физика и писателя, а в качестве бездумных и опасных «политиканов».
Особенно важно осуществлять обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям, разъяснять их практическую значимость для последующей жизни. Такое обучение должно обязательно осуществляться через призму народной культуры – это должно выражаться в изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России, которые содержат примеры духовных ценностей и ценностных ориентиров. Необходимо дать возможность молодежи понять, что мифические, специально сконструированные ценности (свободный рынок или либертарианские свободы) не должны стать оправданием деструктивных действий -- разрушения страны и порождения социальных конфликтов. Именно непонимание иерархии ценностей, продвижение деструктивных для общества идей оставили в памяти многих людей Сахарова А.Д. и Солженицына А.И. (последнего Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем») не в качестве достойного физика и писателя, а в качестве бездумных и опасных «политиканов».
3. Примеры из практики
Защита конструктивных человекосберегающих традиционных ценностей, поддерживаемых всеми мировыми религиями и культурами, от продвигаемых странами Запада идей «трансгуманизма» может стать важной концепцией России на мировой арене. Эта концепция, продвигаемая без навязывания и какого-либо морального превосходства, может стать основой для более эффектного экономического, социально-культурного и политического взаимодействия России со странами ЕАЭС, БРИКС и «Глобального юга». Так, русский философ Н.С. Трубецкой писал еще в начале 20 века, что основой объединения народов России (в том числе в рамках ЕАЭС) должно стать понимание общих интересов исходя из многовековой истории и опыта совместной жизни.
4. С чем не стоит путать
Важно осознавать, что духовные ценности не должны полностью заменять необходимость удовлетворения материальных (особенно, потребительских) потребностей, что может стать причиной деградации нашего общества и социальных конфликтов. По мнению известного экономиста А.А. Аузана, в СССР не было сформировано потребительского общества, многие бытовые, материальные потребности потребителей, объективно, не удовлетворялись. Это способствовало распаду СССР, когда каждая союзная республика считала, что по отдельности будет жить существенно лучше. Естественно, чтобы не повторить ошибки распада СССР, наше государство должно найти золотую середину между обществом с традиционные ценностями и современным светским обществом с элементами потребительского общества.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/778b7ccfd91fba7e3e1c1ccf78f9cf21/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/