Темы

Семейное право. Основные права и обязанности детей и родителей


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
С объективной точки зрения семейное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих неимущественные и имущественные отношения, связанные (1) с вступлением и прекращением брака, а также отношения (2) между супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и (3) отношения по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Специфика предмета правового регулирования семейного права по сравнению с предметом регулирования гражданского права заключается в том, что неимущественные отношения в семейном праве превалируют над имущественными. Центральным предметом регулирования семейного права являются отношения (1) по заключению и прекращению брака, (2) права и обязанности детей и родителей, отношения по воспитанию детей, то есть неимущественные отношения. Отношения же по поводу совместной собственности супругов и алиментные отношения, то есть имущественные отношения, является во многом производными от неимущественных отношений.

У метода правового регулирования семейного права есть существенная специфика по сравнению с методом гражданского права. Дело в том, что формирование семьи и заключение брака являются диспозитивными действиями, но после создания семьи и заключения брака семейные отношения регулируются во многом императивными нормами с минимальной диспозитивностью. Так, известный цивилист Шершеневич Г.Ф. указывал на то, что «..давно исчезло право личной власти мужа над женой, а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми». Несмотря на такую специфику, метод правового регулирования семейного права следует признать диспозитивным. В итоге, специфика предмета и метода правового регулирования позволяет считать семейное право отдельной частно-правовой отраслью права, а не подотраслью гражданского права.

Основным источником семейного права в РФ является Конституция РФ. Так, в частности, часть 1 статья 38 Конституции РФ предусматривает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Далее, содержательно важными источниками права являются Семейный кодекс РФ и ряд федеральных законов, например, ФЗ «Об опеке и попечительстве». Указы президента и постановления правительства РФ, нормативные акты министерств также являются необходимыми источниками права. Поскольку семейное право отнесено к совместному предмету ведения РФ и субъектов РФ, то региональные законы в рамках компетенции субъектов являются источниками семейного права (например, при понижении брачного возраста).

Специфика оснований возникновения семейных правоотношений заключаются в том, что многие отношения возникают из редких для других отраслей права оснований, таких как состояния. Так, правоотношения совместной собственности супругов возникают из состояния брака, совместные права родителей и детей – из состояния семейного родства – материнства, отцовства. Чуть реже семейные отношения возникают из актов государственных органов – актов регистрации, например, регистрации брака. Наконец, существенно реже семейные отношения возникают из договоров, например, из брачного договора или алиментного соглашения.

Субъектами семейных правоотношений, в основном, являются физические лица. Все семейные отношения по субъектному составу можно разделить на правоотношения (1) между супругами, (2) между родителями и детьми и (3) между другими членами семьи и бывшими супругами. Отдельно следует выделить правоотношения с участием государственных органов (например, при усыновлении), поэтому государственные органы также можно считать участниками семейных правоотношений.

Далее, части 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ предусматривают, что забота о детях, их воспитание – это и право, и обязанность родителей, а трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Таким образом, содержание семейных правоотношений между детьми и родителями заключается во взаимных правах и обязанностях. При этом родители вне зависимости от пола и имущественного положения имеют равные права и несут по отношению к детям равные обязанности.

Родители вправе и обязаны воспитывать детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Далее, родители являются законными представителями своих детей. Они вправе выступать в защиту прав и интересов детей без специальных полномочий. Если родители уклоняются или злоупотребляют своими родительскими правами, то они могут быть ограничены или лишены родительских прав.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Дети обладают имущественными правами: могут обладать (1) правом собственности на полученное в дар или по наследованию имущество, а также (2) могут получать алименты, пособия. При этом распоряжаются таким имуществом родители в качестве законных представителей. Дети вправе жить и воспитываться в семье, общаться с родителями, защищать свои права, требовать установления отцовства. Для совершения ряда действий необходимо учет мнения ребенка или получение его согласия (при достижении ребенком десяти лет, например, в случаях усыновления).

Следует уточнить, что родители обязаны содержать своих детей, обеспечивать их воспитание и образование. Так, в случае развода, родитель, с которым дети не живут, обязан выплачивать алименты на детей. Размер алиментов устанавливается по соглашению родителей, а при отсутствии соглашения судом в следующем размере: ¼ от дохода родителя – на одного несовершеннолетнего ребенка, 1/3 — на двух детей и ½ -- на трех и более несовершеннолетних детей. Важно, что совершеннолетние дети также обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся родителей и при неисполнении такой обязанности размер алиментов также может быть установлен судом.

Важная обязанность родителей -- обеспечить получение детьми общего образования, которое в России бесплатно. При этом родители не вправе заниматься обучением ребёнка по собственной программе, например, обучать исключительно религиозному знанию. В России существуют стандарты образования (которые могут и должны улучшаться), и даже дети, проходящие домашнее обучение, должны сдавать промежуточную и итоговую годовую аттестацию.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что важнейшей функцией семейного права является повышение благосостояния общества в социальной и духовно-культурной сферах общественной жизни. Так, основная задача семейного права – обеспечить функционирование и сохранение такого важного социального института как семья. При этом семейное право РФ должно быть ориентировано не только на нуклеарную семью (состоит из мужа, жены и их детей), но и на расширенную многопоколенную семью, то есть обеспечивать права не только родителей, но и иных членов семьи – бабушек, дедушек в общении с детьми и больших прав в общении с органами опеки и попечительства. Также, с учетом того, что ранее были попытки привлекать детей и подростков для участия в политических акциях, Семейный кодекс РФ может прямо содержать положение о том, что дети не вправе участвовать в политических акциях.

Представляется, что в Семейном кодексе РФ может быть детализировано регулирование правового института приемной семьи, как важной альтернативы кровной семьи и института усыновления. Важно, чтобы Семейный кодекс РФ прямо содержал нормы про дополнительные льготы и облегченные условия создания приемной семьи, а также отдельные нормы про многодетную семью. Отдельным направлением должно стать поддержки со стороны государства системы некоммерческих фондов психологов и юристов, которые помогали бы приемным и многодетным семьям, привлекая для этого сотрудников центров детей-сирот.

Я также считаю, что необходимо четко осознавать, что именно стандартны общего образования закладывают основы единства культурной и социальной идентичности нашего общества, предотвращают социальные конфликты, обеспечивают равноценное развитие личности ребенка. Именно поэтому общее начальное образование, как в естественно-технической, так и социально-гуманитарной сферах должно быть, прежде всего, светским. Родители по возможности должны объяснять ребенка важность человекосберегающих ценностей: что рождение детей в семье лучше бездетности, важность крепкой семьи и созидательного труда, внутренней ответственности за действия, развития себя как личности с равноценным удовлетворением материальных и духовных потребностей.
3. С чем не стоит путать
Нормы семейного права следует отличать от норм морали и нравственности и церковных правил. Так, последние содержатся в обычаях, традициях, ритуалах, а также в обрядах, религиозных нормах и догмах, которые не являются обязательными, а их исполнение не обеспечивается государственным принуждением. Эти социальные нормы также не требуют формального введения в силу или признания государством. Нормы же семейного права являются (1) общеобязательными и (2) обеспечиваются государственным принуждением.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/b3d90aea2b9d59edf83886b38c61c32a/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-10-06 23:57 Разбор эссе прошлых лет