Темы

Социальный конфликт


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это? Социальный конфликт -- это форма бытового межличностного или межгруппового противоборства, а также противоречия на уровне общества или между обществами. Противоречием обычно является фундаментальная несовместимость, несогласие по поводу каких-то важных бытовых, экономических, социальных, духовно-культурных или политических интересов. В этом контексте социальный конфликт является проявлением социальных отношений — взаимодействий людей по поводу объектов социальной деятельности (материальных объектов или идей). Такие социальные взаимодействия могут быть позитивными – сотрудничеством, симпатией; нейтральными – обычное поведение; или негативными – конфликтами, антипатией.

Интерес, идея, материальное благо, из-за которых порождается социальный конфликт, является предметом конфликта. Участниками (субъектами) конфликта часто являются люди: (1) непосредственно конфликтующие стороны; (2) свидетели (наблюдают за конфликтом), (3) подстрекатели (подталкивают к конфликту), (4) пособники (содействуют конфликту) и (5) посредники (стремятся предотвратить, остановить конфликт). В определенных случаях (национальный конфликт, гражданская война) субъектами могут быть социальные группы, общности (этнические, религиозные) или целые общества.

Причины социальных конфликтов связаны с необходимостью удовлетворить потребности конфликтующих сторон и могут быть политическими (наличие внутригосударственной конкуренции политических партий), социально-экономическими (отсутствием необходимых природных ресурсов), духовно-культурными (стремление разрушить мечеть Аль-Акса в Иерусалиме). Важными причинами возникновения конфликтов является деструктивная политическая мифология, культивирование идей превосходства, исключительности, идеи ущемленной национальной идентичности. Поводом к конфликту может быть любое основание, которое удобно использовать для порождения конфликта. В этом ключе в науке конфликтологии существуют различные теории, объясняющие природу и причины социальных конфликтов: теории Г. Зиммеля и М. Вебера (причина конфликта носит ценностный характер, отстаивание образа жизни), Г. Спенсера (конфликт – это экзистенциальная борьба за ограниченные ресурсы), К. Маркса (конфликт – это борьба противоборствующих классов).

Любой социальный конфликт состоит из стадий. На предконфликтной стадии стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся понять причины конфликта, оценивают свои возможности; осуществляют выбор способа воздействия на противника. В стадии непосредственного конфликта осуществляются непосредственные действия, направленные на изменение поведения соперников. На стадии разрешения конфликта осуществляется его завершение, устранение последствий и причин конфликта.

Наиболее частое деление социальных конфликтов осуществляется по их предмету на бытовые, социально-экономические, этнические (межнациональные), религиозные, культурный, идеологические и политические. Так, в речи Президента РФ Путина В.В. на Международном дискуссионном клубе «Валдай» в ноябре 2024 года неоднократно говорилось о том, что страны Запада стремятся инициировать цивилизационный конфликт агрессивным навязыванием своих ценностных ориентиров. Кроме указанного выше критерия, социальные конфликты делятся на долгосрочные и краткосрочные; разовые, затяжные и повторяющиеся; преднамеренные и спонтанные; глобальные (мировые), национальные, региональные, локальные; групповые и личные; насильственные и ненасильственные.

Последствия социальных конфликтов могут быть как позитивными – социально-экономические изменения в обществе (проведение требуемых реформ); снятие социальной напряжённости (отставка непопулярного политика); так и отрицательными -- дезорганизация социальной жизни; причинение вреда здоровью людям; гибель людей; разрушение государств. Примерами наиболее жестоких социальных конфликтов являются национализм этнического большинства и национализм этнических меньшинств, что может привести к этническим чисткам. Крайней формой этнических чисток является этноцид или геноцид, то есть физическое уничтожение людей на основании факта их социокультурной, религиозной и этнической принадлежности. Так, в 2022 году блокада Ленинграда (8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года) была признана российскими судами актом геноцида со стороны Германии и ее пособниками, прежде, всего, Финляндии, Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии.

Для чего? Выявление причин социальных конфликтов может быть направлено на их предотвращение или минимизацию негативных последствий. Стандартными способами разрешения социальных конфликтов являются компромисс — решение проблемы через взаимные уступки сторон; переговоры — мирный диалог обеих сторон по решению проблемы; посредничество — использование третьей стороны для решения проблемы; арбитраж (третейский суд) — обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы (например, Совет Безопасности ООН). При отсутствии мирных способов разрешения конфликта использую экономические санкции или военную силу.

Регулирование? Правовое регулирование РФ направлено на предотвращение социальных конфликтов. Этому в частности посвящены нормы УК РФ, КоАП РФ, региональных КоАПов. Неправовые социальные нормы также в традициях, ритуалах, обрядах, сказаниях устанавливают модели приемлемого поведения, распределяют социальные нормы, которые направлены на бесконфликтное существование в обществе.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я полагаю, что для предотвращения социальных конфликтов наше общество должно развиваться на идее справедливого минимального неравенства с усреднением вверх и с учетом человекосберегающих ценностей. Для этого, государство, по мнению известного экономического географа Зубаревич Н.В., должно смягчать социальное (то есть обеспечивать доступность, прежде всего, образования, медицинского обслуживания, социальной мобильности) и экономическое неравенство. В этой связи образование должно стать базисом развития общества, а экономической основой – развитие промышленного сектора на основе научно-технического прогресса, создание внутреннего спроса и предложения на отечественные товары, а не таргетирование инфляции.

Важной мерой предотвращения социальных конфликтов является необходимость обучать детей и молодежь важности этно-культурных и национальных, а не только экономических отношений. В ситуации экономического благополучия не нужно навязывать этническим общностям нехарактерные для них этно-культурные ценности. В целом, национальная политика должна проявляться в уважительном отношении к конструктивным традициям этнических общностей и в проведении политики примирения после конфликтов. Таким примером политики примирения может являться указ Президента РФ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».

Критически важной задачей для России, которая способна предотвратить возможные мятежи, революции и гражданские войны, является выработка исторически и культурно приемлемого для нашего общества механизма сменяемости и преемственности президентской власти. Сменяемость Президента РФ, периодическая ротация личностей, занимающих должность Президента РФ, предотвратит зашоренность, ограниченность и догматичность (например, в сфере экономики) по вопросам управления государством. Механизм преемственности президентской власти между новым и сменяемым президентом, а также между новой и старой политической элитой поможет избежать социального конфликта на уровне элит.
3. С чем не путать
Видится, что профилактику социальных конфликтов, например, межнациональных конфликтов в России, не следует путать с мультикультурализмом (то есть политики сохранения и развития культурных различий, в том числе различных этнических групп). Основное заблуждение мультикультурализма состоит в идее о совместимости всех цивилизаций и культур. Для нашей страны это не соответствует действительности, поскольку мирное проживание этносов в России осуществляется в условиях численного и культурного преобладания (но не исключительности) русского этноса, доминанты русской культуры, объединяющих основ русского языка и традиционных ценностей, которые совместно с позитивными ценностными ориентирами иных этносов формируют приемлемый образ жизни.
4. История развития
В историческом контексте наиболее разрушительными для общества социальными конфликтами являются революции и гражданские войны. Так, российские России – политические революции 1905 и 1917 года и последующая гражданская война привели к гибели миллионов людей, первоначальному экономическому и духовному обнищанию общества, уничтожению государства Российская Империя. Политическая же революция 1991 года также привела к тем же последствиям с особенностями, что гибель миллионов людей была не в ходе, а вследствие революции, и было уничтожено государство СССР.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/a72041861ed7a2ec2ad79c54b9ec2faa/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-12-15 15:21 Занятия: блок «Социальная сфера Разбор эссе прошлых лет