Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Познание -- это процесс получения знаний о природе, обществе, культуре и человеке. Это активный процесс, включающий в себя (1) восприятие информации, (2) ее анализ, интерпретацию и (3) последующее использование для принятия решений. Познание основывается на взаимодействии различных когнитивных процессов, таких как восприятие, мышление, воображение, память, а также на опыте и обучении. Познание может быть как индивидуальным, так и коллективным, когда группа людей совместно исследует и понимает различные аспекты мира.
Для человека характерны три основные вида познания, которые во многом отличаются методом познания и способами восприятия получаемого знания. Так, наука – полностью рациональна; религия (вера) -- предмет познания и где-то превышает науку (пытается понять трансцендентное), воздействует на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), основной метод – претерпевание субъективного опыта общения с Богом; искусство -- воздействует на чувства. Указанные формы познания формируют мировоззрение человека, то есть (1) знания и убеждения, (2) ценности и ценностные ориентиры и определяют (3) действия на основе знаний и ценностных ориентиров. В итоге, целью познания является расширение знания чтобы, решать проблемы, развивать новые идеи и вносить вклад в общественный и научный прогресс.
Обычно выделяют два основных уровня познания – (1) чувственное (с помощью органов чувств) и (2) рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Так, чувственное познание основано на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Именно чувственное познание является важнейшим элементом познания культуры и искусства, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств, воспринимаются им как соответствующие его действительности – субъективной реальности.
В контексте чувственного познания мира была выработана философская концепция сенсуализма (термин ввел французский философ В. Кузен). Сенсуализм (с чуть более широким содержанием – эмпиризм, где опыт – не только чувства, но и мыслительный процесс) – это направление в теории познания, в рамках которого чувственное познание считается основным источником истинных знаний. По сути сенсуализм рассматривает истинность знания через призму «эвиденциалистской» теории истины, которая исходит из предположения, что истинное высказывание непосредственно открывается интеллекту в акте интуиции или на основании опытного (эмпирического) восприятия.
Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя философами: Дж. Локком, Дж. Беркли и Д. Юмом. Так, Дж. Локк придерживался концепции «чистой доски», согласно которой всё мышление человека основывается на информации, полученной посредством ощущений из окружающего мира. Дж. Локк отрицал возможность того, что у человека могут существовать врождённые идеи, и считал, что всё является следствием чувственного опыта.
Очевидно, что полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления. Рациональное познание (от латинского «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, особенностью которого является (1) использование логики, (2) причинно-следственных связей и (3) стремление к наиболее оптимальному результату. Рациональное познание расширяет границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Рациональное познание отличается от иррационального и близко к критическому мышлению -- способности (1) оценивать достоверность источников информации, (2) распознавать логические ошибки, (3) изучать альтернативные мнения и (4) отбрасывать субъективные, чувственные предубеждения.
Выделяются следующие формы рационального познания: (1) понятие, (2) суждение и (3) умозаключение. Так, понятие – это наименование конкретного объекта изучения, детально определенное, без субъективных и оценочных характеристик. Суждение, или силлогизм, используется для создания определенной связи между различными понятиями и, по своей сути, является некоторой законченной мыслью. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания – это умозаключения, то есть правильные выводы из имеющихся суждений.
Естественно, что рационализм как философское направление ассоциируют с рациональным познанием. Это философское направление появилось в эпоху Просвещения вместе с введением Р. Декартом, Л. Лейбницем и Б. Спинозой в оборот основных научных методов познания. Такими специфическими методами рационализма, то есть рационального познания, стали идеализация объекта исследования; эксперимент – то есть искусственно спровоцированного опыта, который может быть независимо повторен разными исследователями при схожих условиях с неизменным результатом.
Во многом рационализм повлиял на формирования научного метода познания мира и, как следствие, научно-техническую революцию. Многие считаю, что в результате рационализма изменилась концепция развития человечества: вместо построения «града Божия на земле» возобладала концепция прогресса в сферах общественной жизни, прежде всего, экономической. Так, фактически рационализм способствовал формированию современного светского общества с благами всеобщего образования и доступной высокотехнологичной медициной, повысил срок и качественный уровень жизни людей.
Ключевыми функциями познания являются (1) исследование объективной реальности, изучение (2) социальных отношений, (3) внутреннего мира личности и (4) места личности в социуме. Недогматичное (не на основе непоколебимых авторитетов) и неидеологизированного (не на основе либеральной идеологии) познание направлено на (1) повышение благосостояния общества, (2) его эволюционную стабильность, (3) удовлетворение такой важной потребности человека как любопытство и, наконец, (4) формирование человекосберегающих духовных ценностей для предотвращения социальных конфликтов. Возможность такого познания обеспечивается в России признанным в соответствии со статьей 13 Конституции РФ идеологическим многообразием -- плюрализмом.
Для человека характерны три основные вида познания, которые во многом отличаются методом познания и способами восприятия получаемого знания. Так, наука – полностью рациональна; религия (вера) -- предмет познания и где-то превышает науку (пытается понять трансцендентное), воздействует на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), основной метод – претерпевание субъективного опыта общения с Богом; искусство -- воздействует на чувства. Указанные формы познания формируют мировоззрение человека, то есть (1) знания и убеждения, (2) ценности и ценностные ориентиры и определяют (3) действия на основе знаний и ценностных ориентиров. В итоге, целью познания является расширение знания чтобы, решать проблемы, развивать новые идеи и вносить вклад в общественный и научный прогресс.
Обычно выделяют два основных уровня познания – (1) чувственное (с помощью органов чувств) и (2) рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Так, чувственное познание основано на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Именно чувственное познание является важнейшим элементом познания культуры и искусства, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств, воспринимаются им как соответствующие его действительности – субъективной реальности.
В контексте чувственного познания мира была выработана философская концепция сенсуализма (термин ввел французский философ В. Кузен). Сенсуализм (с чуть более широким содержанием – эмпиризм, где опыт – не только чувства, но и мыслительный процесс) – это направление в теории познания, в рамках которого чувственное познание считается основным источником истинных знаний. По сути сенсуализм рассматривает истинность знания через призму «эвиденциалистской» теории истины, которая исходит из предположения, что истинное высказывание непосредственно открывается интеллекту в акте интуиции или на основании опытного (эмпирического) восприятия.
Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя философами: Дж. Локком, Дж. Беркли и Д. Юмом. Так, Дж. Локк придерживался концепции «чистой доски», согласно которой всё мышление человека основывается на информации, полученной посредством ощущений из окружающего мира. Дж. Локк отрицал возможность того, что у человека могут существовать врождённые идеи, и считал, что всё является следствием чувственного опыта.
Очевидно, что полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления. Рациональное познание (от латинского «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, особенностью которого является (1) использование логики, (2) причинно-следственных связей и (3) стремление к наиболее оптимальному результату. Рациональное познание расширяет границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Рациональное познание отличается от иррационального и близко к критическому мышлению -- способности (1) оценивать достоверность источников информации, (2) распознавать логические ошибки, (3) изучать альтернативные мнения и (4) отбрасывать субъективные, чувственные предубеждения.
Выделяются следующие формы рационального познания: (1) понятие, (2) суждение и (3) умозаключение. Так, понятие – это наименование конкретного объекта изучения, детально определенное, без субъективных и оценочных характеристик. Суждение, или силлогизм, используется для создания определенной связи между различными понятиями и, по своей сути, является некоторой законченной мыслью. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания – это умозаключения, то есть правильные выводы из имеющихся суждений.
Естественно, что рационализм как философское направление ассоциируют с рациональным познанием. Это философское направление появилось в эпоху Просвещения вместе с введением Р. Декартом, Л. Лейбницем и Б. Спинозой в оборот основных научных методов познания. Такими специфическими методами рационализма, то есть рационального познания, стали идеализация объекта исследования; эксперимент – то есть искусственно спровоцированного опыта, который может быть независимо повторен разными исследователями при схожих условиях с неизменным результатом.
Во многом рационализм повлиял на формирования научного метода познания мира и, как следствие, научно-техническую революцию. Многие считаю, что в результате рационализма изменилась концепция развития человечества: вместо построения «града Божия на земле» возобладала концепция прогресса в сферах общественной жизни, прежде всего, экономической. Так, фактически рационализм способствовал формированию современного светского общества с благами всеобщего образования и доступной высокотехнологичной медициной, повысил срок и качественный уровень жизни людей.
Ключевыми функциями познания являются (1) исследование объективной реальности, изучение (2) социальных отношений, (3) внутреннего мира личности и (4) места личности в социуме. Недогматичное (не на основе непоколебимых авторитетов) и неидеологизированного (не на основе либеральной идеологии) познание направлено на (1) повышение благосостояния общества, (2) его эволюционную стабильность, (3) удовлетворение такой важной потребности человека как любопытство и, наконец, (4) формирование человекосберегающих духовных ценностей для предотвращения социальных конфликтов. Возможность такого познания обеспечивается в России признанным в соответствии со статьей 13 Конституции РФ идеологическим многообразием -- плюрализмом.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что не следует противопоставлять рационализм и сенсуализм, поскольку каждый человек обладает как обычным, так и эмоциональным интеллектом, которые в совокупности формируют личность человека. Идеологические, культурные, духовные и религиозные убеждения, которые формируются, прежде всего, за счет чувственного познания, часто являются непосредственной мотивацией к деятельности. Иногда рациональные аргументы, даже выгодные для общества, не могут преодолеть чувственные аргументы и мотивацию. Именно поэтому, например, общества зачастую защищают свои культурные, этнические, традиционные духовные ценности (справедливость, приоритет духовного над материальным, крепкую семью), даже несмотря на экономические санкции со стороны других государств.
Я полагаю, что не только рациональное, но и чувственное познание должно определят деятельность людей в каждой сфере общественной жизни. Так, рациональное познание в экономической сфере может подсказывать, что основная цель предпринимательской деятельности – прибыль. При этом чувственное познание (которое формируется, прежде всего, через призму ценностных ориентиров) должно формировать у предпринимателей осознание того, что нельзя выводить денежные средства, заработанные в России, а создавать внутри страны потребительскую и производственную инфраструктуру.
Далее, например, в социальной сфере люди могут бояться формировать многодетные семьи, поскольку детей сложно воспитывать, это достаточно дорого и эмоционально сложно. При этом чувственное познание должно подсказывать, что рождение детей -- это эволюционно естественный шаг, который приносит родителям огромное эмоциональное удовлетворение. Параллельно с этим государство и общество должны осознанно создавать условия (материальную поддержку, медицинскую помощь, доступ к образованию, социальные лифты) для формирования многодетной, крепкой семьи.
Я полагаю, что не только рациональное, но и чувственное познание должно определят деятельность людей в каждой сфере общественной жизни. Так, рациональное познание в экономической сфере может подсказывать, что основная цель предпринимательской деятельности – прибыль. При этом чувственное познание (которое формируется, прежде всего, через призму ценностных ориентиров) должно формировать у предпринимателей осознание того, что нельзя выводить денежные средства, заработанные в России, а создавать внутри страны потребительскую и производственную инфраструктуру.
Далее, например, в социальной сфере люди могут бояться формировать многодетные семьи, поскольку детей сложно воспитывать, это достаточно дорого и эмоционально сложно. При этом чувственное познание должно подсказывать, что рождение детей -- это эволюционно естественный шаг, который приносит родителям огромное эмоциональное удовлетворение. Параллельно с этим государство и общество должны осознанно создавать условия (материальную поддержку, медицинскую помощь, доступ к образованию, социальные лифты) для формирования многодетной, крепкой семьи.
3. С чем не стоит путать
Возможно выделить несколько основных отличий рационального от чувственного познания. Во-первых, рациональное познание стремится выявить некоторые общие черты у всех объектов исследования с целью определения фундаментальных признаков. Во-вторых, рациональное познание может изучать абстрактные идеи и принципы, а чувственное познание - конкретные объекты и явления. В-третьих, рациональное познание использует специальные методы познания, во многом являющиеся научными и не зависящими от личного опыта субъекта, осуществляющего познание.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/bc734db91e07f100a1cd0e4a3997ad04/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/