Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Наука -- это системное изучение (1) природы, (2) культуры, (3) общества и (4) человека. Научное знание определяется специфичностью метода познания (то есть способов и средств получения знания) – (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью в получении данных, (4) отсутствием субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностической значимостью, (7) точностью и проверяемостью результатов. Этот новый метод был впервые описан в работе Р. Декарта «Рассуждения о методе…» Такой подход позволил известному российскому ученому К. Анохину определить науку как воображение на службе верифицируемой истины.
Все науки (как дисциплины) можно разделить на (1) естественные (точные, или науки о природе) и (2) социально-гуманитарные (науки о обществе (социальные) и науки о человеке (гуманитарные)). Далее, у всех классических наук возможно выделить три уровня: (1) уровень высшей степени обобщения – собственно фундаментальный; (2) обобщение среднего уровня; и (3) собственно прикладной, утилитарный уровень. В итоге, например, получается, что юриспруденцию можно разделить на такие отдельные науки, как теория государства и права (высшая степень обобщения), уголовное право (обобщение среднего уровня) и криминология (прикладная наука).
Сходство наук о обществе и наук о природе заключается в частичном пересечении предмета исследования. Так, человек является предметом исследования как социально-гуманитарных, так и естественных наук. При этом социально-гуманитарные науки исследуют человека с точки зрения понимания (1) человеческого поведения, (2) общественных процессов и (3) культурных явлений (то есть социальную, культурную и духовную составляющие человека). Естественные же науки исследуют биологическое начало человека, его физиологические процессы.
Оба вида наук используют как качественные, так и количественные методы познания. Очевидно, что основным методом познания в науках о природе является эксперимент, то есть искусственно спровоцированный опыт, который может быть независимо повторен разными исследователями при схожих условиях с неизменным результатом. Также активно используются иные, прежде всего, количественные методы, что существенным образом отличает современные науки о природе с науками о природе, например, в Древней Греции, где количественные оценки подавляющего большинства величин были неизвестны. Социально-гуманитарные науки, и, прежде всего, науки об обществе, также используют количественные методы, прежде всего статистические, но в существенно меньших объемах, чем науки о природе.
Очевидные различия состоят в том, что предметом наук о природе (физика, химия, биология) является природа, а предметом наук об обществе (экономика, социология, юриспруденция, история, политология, литературоведения, философия) -- (1) общество и культура, (2) социальные институты (в том числе государство и право), (3) общественные отношения, (4) человек с точки зрения социальной и духовно-культурной, но не биологической, составляющих, и (5) ценности как неформальные социальные институты общества. Далее, очевидны отличия в методе познания: если естественно-научное знание достигается, прежде всего, посредством эксперимента, наблюдения, моделирования, то в социально-гуманитарном знании иные методы – сравнения (компаративизм), анализа и синтеза. Наконец, в рамках наук о природе, как правило, существует один правильный ответ и много неправильных ответов; а в науках об обществе – существует более одного правильного ответа, но и много неправильных ответов на вопросы.
Важное отличие наук об обществе от наук о природе заключается в цели познания. Так, основная цель познания наук о природе -- формирование мировоззрения в узком понимании, то есть целостной системы взглядов, оценок и представлений о мире (природе) и объективных законах. Цель познания наук об обществе – формирование целостной картины (1) об обществе, культуре и человеке, а также о (2) ценностях, ценностных ориентирах и идеях, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. В целом, можно утверждать, что науки об обществе и человеке изучают направления развития общества, а науки о природе обеспечивают средства для достижения изучаемых социально-гуманитарными науками направлений.
Очень важно, чтобы знание в рамках наук о обществе и наук о природе было недогматичным (например, не на основе непоколебимых авторитетов) и неидеологизированным (например, не на основе либеральной идеологии). При этом также важно, чтобы ученые в рамках исследований чувствовали социальную ответственность – ключевой этический принцип, который подразумевает учет интересов не только ученых, но и влияние на религиозные, культурные и национальные чувства различных социальных групп, на безопасность общества и человечества в целом. Указанная выше свобода научного знания обеспечивается Конституцией РФ и ФЗ «О науке и научно-технической политике». В частности, возможность неидеологизированных научных исследований обеспечивается статьей 13 Конституции РФ, предусматривающей идеологическое многообразие -- плюрализм.
Все науки (как дисциплины) можно разделить на (1) естественные (точные, или науки о природе) и (2) социально-гуманитарные (науки о обществе (социальные) и науки о человеке (гуманитарные)). Далее, у всех классических наук возможно выделить три уровня: (1) уровень высшей степени обобщения – собственно фундаментальный; (2) обобщение среднего уровня; и (3) собственно прикладной, утилитарный уровень. В итоге, например, получается, что юриспруденцию можно разделить на такие отдельные науки, как теория государства и права (высшая степень обобщения), уголовное право (обобщение среднего уровня) и криминология (прикладная наука).
Сходство наук о обществе и наук о природе заключается в частичном пересечении предмета исследования. Так, человек является предметом исследования как социально-гуманитарных, так и естественных наук. При этом социально-гуманитарные науки исследуют человека с точки зрения понимания (1) человеческого поведения, (2) общественных процессов и (3) культурных явлений (то есть социальную, культурную и духовную составляющие человека). Естественные же науки исследуют биологическое начало человека, его физиологические процессы.
Оба вида наук используют как качественные, так и количественные методы познания. Очевидно, что основным методом познания в науках о природе является эксперимент, то есть искусственно спровоцированный опыт, который может быть независимо повторен разными исследователями при схожих условиях с неизменным результатом. Также активно используются иные, прежде всего, количественные методы, что существенным образом отличает современные науки о природе с науками о природе, например, в Древней Греции, где количественные оценки подавляющего большинства величин были неизвестны. Социально-гуманитарные науки, и, прежде всего, науки об обществе, также используют количественные методы, прежде всего статистические, но в существенно меньших объемах, чем науки о природе.
Очевидные различия состоят в том, что предметом наук о природе (физика, химия, биология) является природа, а предметом наук об обществе (экономика, социология, юриспруденция, история, политология, литературоведения, философия) -- (1) общество и культура, (2) социальные институты (в том числе государство и право), (3) общественные отношения, (4) человек с точки зрения социальной и духовно-культурной, но не биологической, составляющих, и (5) ценности как неформальные социальные институты общества. Далее, очевидны отличия в методе познания: если естественно-научное знание достигается, прежде всего, посредством эксперимента, наблюдения, моделирования, то в социально-гуманитарном знании иные методы – сравнения (компаративизм), анализа и синтеза. Наконец, в рамках наук о природе, как правило, существует один правильный ответ и много неправильных ответов; а в науках об обществе – существует более одного правильного ответа, но и много неправильных ответов на вопросы.
Важное отличие наук об обществе от наук о природе заключается в цели познания. Так, основная цель познания наук о природе -- формирование мировоззрения в узком понимании, то есть целостной системы взглядов, оценок и представлений о мире (природе) и объективных законах. Цель познания наук об обществе – формирование целостной картины (1) об обществе, культуре и человеке, а также о (2) ценностях, ценностных ориентирах и идеях, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. В целом, можно утверждать, что науки об обществе и человеке изучают направления развития общества, а науки о природе обеспечивают средства для достижения изучаемых социально-гуманитарными науками направлений.
Очень важно, чтобы знание в рамках наук о обществе и наук о природе было недогматичным (например, не на основе непоколебимых авторитетов) и неидеологизированным (например, не на основе либеральной идеологии). При этом также важно, чтобы ученые в рамках исследований чувствовали социальную ответственность – ключевой этический принцип, который подразумевает учет интересов не только ученых, но и влияние на религиозные, культурные и национальные чувства различных социальных групп, на безопасность общества и человечества в целом. Указанная выше свобода научного знания обеспечивается Конституцией РФ и ФЗ «О науке и научно-технической политике». В частности, возможность неидеологизированных научных исследований обеспечивается статьей 13 Конституции РФ, предусматривающей идеологическое многообразие -- плюрализм.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Для меня очевидно, что социально-гуманитарное знание имеет огромное практическое значение, экзистенциальное для общества и государств. Его значение даже больше, чем значение естественно-научного знания. Так, неполнота или неверная информация в науках о природе может ухудшить жизнь общества, а ошибки в рамках социально-гуманитарного знания могут приводить к социальным конфликтам (переворотам, революциям, социальным волнениям, религиозным расколам), иногда к гибели государств (например, СССР) и обществ в целом.
Важно, чтобы науки были направлены на повышение благосостояния общества в различных сферах, а для этого, например, научное социально-гуманитарное знание должно предотвращать распространение явно ненаучных социально-гуманитарных идей. Так, в свое время идея «недочеловека», или «унтерменшн», имела в книгах Л. Стоддарда и А. Розенберга «Миф ХХ столетия» якобы научный характер. Далее, попав в политическую плоскость в фашистской Германии, идея повлекла гибель миллионов людей, при этом прежде получив квазинаучное обоснование и оправдание. В связи с этим недогматизированные социально-гуманитарные науки должны показывать изначально ненаучную основу таких деструктивных и античеловечных идей.
Я считаю, что у многих представителей российской культуры и естественно-научного сообщества очень низкий уровень социально-гуманитарного знания, граничащий с правовым нигилизмом. У этих малых социальных групп сформированы достаточно высокие требования и запросы к государству, зачастую направленные на удовлетворение собственных потребностей – получить финансирование на новые исследования, новую постановку спектакля, новую экранизацию фильма. При этом они не только не относятся к государству позитивно, как к инструменту решения поставленных перед собой задач, но стремятся открыто противодействовать российскому государству, обладая при этом минимумом знания в области государства, права и общества. Для исправления такой ситуации необходимо обучать основам обществознания и формировать позитивное правосознание еще на стадии школы и высших учебных заведений, особенно у студентов естественно-научных направлений.
Важно, чтобы науки были направлены на повышение благосостояния общества в различных сферах, а для этого, например, научное социально-гуманитарное знание должно предотвращать распространение явно ненаучных социально-гуманитарных идей. Так, в свое время идея «недочеловека», или «унтерменшн», имела в книгах Л. Стоддарда и А. Розенберга «Миф ХХ столетия» якобы научный характер. Далее, попав в политическую плоскость в фашистской Германии, идея повлекла гибель миллионов людей, при этом прежде получив квазинаучное обоснование и оправдание. В связи с этим недогматизированные социально-гуманитарные науки должны показывать изначально ненаучную основу таких деструктивных и античеловечных идей.
Я считаю, что у многих представителей российской культуры и естественно-научного сообщества очень низкий уровень социально-гуманитарного знания, граничащий с правовым нигилизмом. У этих малых социальных групп сформированы достаточно высокие требования и запросы к государству, зачастую направленные на удовлетворение собственных потребностей – получить финансирование на новые исследования, новую постановку спектакля, новую экранизацию фильма. При этом они не только не относятся к государству позитивно, как к инструменту решения поставленных перед собой задач, но стремятся открыто противодействовать российскому государству, обладая при этом минимумом знания в области государства, права и общества. Для исправления такой ситуации необходимо обучать основам обществознания и формировать позитивное правосознание еще на стадии школы и высших учебных заведений, особенно у студентов естественно-научных направлений.
3. Примеры из практики
Взаимосвязь наук о природе и наук об обществе особенно очевидна в том, что к 19 веку в социально-гуманитарных сферах был накоплен большой объем различной информации, который начали обрабатывать с помощью естественно-научных методов познания. В частности, группы исследователей, к которым относились натуралисты и позитивисты, не видели принципиальных различий между причинно-следственными связями в природе и обществе. Они сформулировали концепцию «географического детерминизма», в соответствии с которой главным фактором социальных изменений считались природные условия и ресурсы, климат, ландшафт (Ш. Монтескье, И.И. Мечников, Л.Н. Гумилев).
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/70723135480bfb01a906cd6fa8418473/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/