Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Правовая культура — это часть культуры общества, которая характеризует (1) уровень знаний общества и отдельных личностей о государстве и праве; (2) осознание значимости государства и права как социальных институтов для предотвращения конфликтов и обеспечения эволюции общества; (3) модели поведения в отношении государственных органов; (4) существующие в обществе установки, образы, символы в отношении государства и права. Как считает известный правовед Алексеев С.С., правовая культура – это общее состояние (1) законодательства, работы суда, всех правоохранительных органов, (2) правосознания всего общества, (3) уровень развития права, (4) усвоение правовых ценностей, (5) осуществление требования верховенства права на практике. Главное в правовой культуре – высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования).
Правовая культура состоит из следующих элементов: (1) правовая этнопсихология, (2) правовая идеология, (3) социальное поведение и (4) правовая деятельность государственных и публичных органов. Правовая этнопсихология и правовая идеология формируют коллективное и индивидуальное правосознание. Так, правовая этнопсихология — это чувства, эмоции, настроения этнических общностей, возникающие по поводу государства и права, практики применения права и деятельности государственных органов. Например, принятие новых законов -- о монетизации льгот, о повышении пенсионного возраста, могут вызвать социальное недовольство, протестные пикеты или митинги.
Правовая идеология — это система идей, теорий, научных доктрин, правовых принципов, которые отражают правовые явления в определенный исторический момент. Например, УК СССР 1926 и 1960 годов содержали возможность использования судами социалистического правосознания при назначении наказания за совершенное преступление. Правовая идеология влияет на социальное поведение членов общества: (1) стимулирует правомерное и (2) предотвращает противоправное. Правомерное поведение -- это форма реализации права субъекта: соблюдение, исполнение, использование и с помощью государственных органов применение права. Противоправное поведение выражается не просто в девиантном поведении, а именно в правонарушениях – проступках или преступлениях.
Правовая деятельность государственных и публичных органов связана с законотворчеством, правоприменением, в том числе, осуществлением правосудия, осуществлением государственного социального контроля. Высокий уровень правовой культуры предполагает, что правовая деятельность органов власти осуществляется, как минимум, в рамках принципа разделения властей с учетом сдержек и противовесов. При этом важно, чтобы учитывались принципы верховенства закона и равенства, а также неизбирательности, эффективности и своевременности применения закона.
Правовую культуру можно разделить на (1) правовую культуру личности и (2) правовую культуру общества. Так, по мнению ведущего исследователя правовой культуры Смоленского М.Б., правовая культура общества — неотъемлемая часть общей культуры, которая является отражением менталитета (мировоззрения и ценностных ориентиров) общества или этноса. Он полагает, что одной из специфических черт русской правовой культуры является этикоцентризм. Это означает формирование национального типа правовой культуры, которая характеризуется синкретизмом (смешением) права и нравственности. На это же указывал известный культуролог Аверинцев С.С.: «…в когнитивной схеме российского правового менталитета смысловая триада «истина -- закон -- право (правило)» вытесняется другой триадой: «правда - совесть – справедливость», … которая с очевидностью отражает этикоцентрическую модель правопонимания».
Правовая культура личности формируется через восприятие правовых ценностей общества – смыслов, образов, символов. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом, а также в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву. Одним из показателей правовой культуры личности является широкое правовое образование и отсюда – правовая информированность и воспитанность, то есть не только законопослушание, но и правовая активность, отсутствие абсентеизма (отказа от осуществления прав).
Правовая культура личности может не совпадать с доминирующей правовой культурой общества. Это во много зависит от воспитания, обучения, способов социализации, восприятие ценных образов и символов формируемых массовой культурой (фильмами, спектаклями, песнями, стихами, литературными произведениями, передачами из социальных сетей), близких, собственного опыта взаимодействия с государством. Конечно, правовая культуры личности зависит от уровня правосознания: обыденное и эмпирическое правосознание формируют правовую культуру на бытовом уровне; профессиональное и научное (М.М. Сперанский, А.Ф. Кони, Е.А. Суханов) правосознание способствуют формированию не только личностной, но в целом, общественной правовой культуры.
Высокий уровень правовой культуры обеспечивает правопорядок и предотвращает социальные конфликты. В целом, правовая культура устанавливает правила взаимодействия в обществе, обеспечивает стабильный образ жизни людей, предотвращает асоциальное и противоправное поведение и содействует повышению благосостояния общества. Конечно, правовая культура выполняет и иные функции: познавательную, прогностическую, регулирующую и воспитательную. Так, в частности для усиления правовой культуры и профилактики правового нигилизма приняты Указа Президента РФ от 8 мая 2024 года об историческом просвещении и Указ Президента РФ от 9 ноября 2002 года о традиционных российских духовно-нравственных ценностях.
Правовая культура состоит из следующих элементов: (1) правовая этнопсихология, (2) правовая идеология, (3) социальное поведение и (4) правовая деятельность государственных и публичных органов. Правовая этнопсихология и правовая идеология формируют коллективное и индивидуальное правосознание. Так, правовая этнопсихология — это чувства, эмоции, настроения этнических общностей, возникающие по поводу государства и права, практики применения права и деятельности государственных органов. Например, принятие новых законов -- о монетизации льгот, о повышении пенсионного возраста, могут вызвать социальное недовольство, протестные пикеты или митинги.
Правовая идеология — это система идей, теорий, научных доктрин, правовых принципов, которые отражают правовые явления в определенный исторический момент. Например, УК СССР 1926 и 1960 годов содержали возможность использования судами социалистического правосознания при назначении наказания за совершенное преступление. Правовая идеология влияет на социальное поведение членов общества: (1) стимулирует правомерное и (2) предотвращает противоправное. Правомерное поведение -- это форма реализации права субъекта: соблюдение, исполнение, использование и с помощью государственных органов применение права. Противоправное поведение выражается не просто в девиантном поведении, а именно в правонарушениях – проступках или преступлениях.
Правовая деятельность государственных и публичных органов связана с законотворчеством, правоприменением, в том числе, осуществлением правосудия, осуществлением государственного социального контроля. Высокий уровень правовой культуры предполагает, что правовая деятельность органов власти осуществляется, как минимум, в рамках принципа разделения властей с учетом сдержек и противовесов. При этом важно, чтобы учитывались принципы верховенства закона и равенства, а также неизбирательности, эффективности и своевременности применения закона.
Правовую культуру можно разделить на (1) правовую культуру личности и (2) правовую культуру общества. Так, по мнению ведущего исследователя правовой культуры Смоленского М.Б., правовая культура общества — неотъемлемая часть общей культуры, которая является отражением менталитета (мировоззрения и ценностных ориентиров) общества или этноса. Он полагает, что одной из специфических черт русской правовой культуры является этикоцентризм. Это означает формирование национального типа правовой культуры, которая характеризуется синкретизмом (смешением) права и нравственности. На это же указывал известный культуролог Аверинцев С.С.: «…в когнитивной схеме российского правового менталитета смысловая триада «истина -- закон -- право (правило)» вытесняется другой триадой: «правда - совесть – справедливость», … которая с очевидностью отражает этикоцентрическую модель правопонимания».
Правовая культура личности формируется через восприятие правовых ценностей общества – смыслов, образов, символов. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом, а также в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву. Одним из показателей правовой культуры личности является широкое правовое образование и отсюда – правовая информированность и воспитанность, то есть не только законопослушание, но и правовая активность, отсутствие абсентеизма (отказа от осуществления прав).
Правовая культура личности может не совпадать с доминирующей правовой культурой общества. Это во много зависит от воспитания, обучения, способов социализации, восприятие ценных образов и символов формируемых массовой культурой (фильмами, спектаклями, песнями, стихами, литературными произведениями, передачами из социальных сетей), близких, собственного опыта взаимодействия с государством. Конечно, правовая культуры личности зависит от уровня правосознания: обыденное и эмпирическое правосознание формируют правовую культуру на бытовом уровне; профессиональное и научное (М.М. Сперанский, А.Ф. Кони, Е.А. Суханов) правосознание способствуют формированию не только личностной, но в целом, общественной правовой культуры.
Высокий уровень правовой культуры обеспечивает правопорядок и предотвращает социальные конфликты. В целом, правовая культура устанавливает правила взаимодействия в обществе, обеспечивает стабильный образ жизни людей, предотвращает асоциальное и противоправное поведение и содействует повышению благосостояния общества. Конечно, правовая культура выполняет и иные функции: познавательную, прогностическую, регулирующую и воспитательную. Так, в частности для усиления правовой культуры и профилактики правового нигилизма приняты Указа Президента РФ от 8 мая 2024 года об историческом просвещении и Указ Президента РФ от 9 ноября 2002 года о традиционных российских духовно-нравственных ценностях.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что у многих представителей российской культуры и естественно-научного сообщества очень низкий уровень правовой культуры, граничащий с правовым нигилизмом. У этих социальных групп сформированы достаточно высокие требования и запросы к государству, зачастую направленные на удовлетворение собственных потребностей, – получить финансирование на новые исследования, новую постановку спектакля, новую экранизацию фильма. При этом они не только не относятся к государству позитивно, как к инструменту решения поставленных перед собой задач, но стремятся открыто противодействовать российскому государству, обладая при этом минимумом знания в области государства, права и общества. Самое странное, что при выезде за рубеж те же граждане, не предъявляют настолько высокие требования к иностранным государствам.
Указанная выше ситуация, представляется, сформировалась, прежде всего, из-за патерналистского отношения (то есть активной государственной финансовой и организационной поддержки) российского государства к интеллигенции. Негативное отношение к государству и праву – ярко выраженный правовой нигилизм -- связан с низким и догматичным способом просвещения представителей естественно-научного направления (типа, известного физика Сахарова А.Д.) в области социально-гуманитарных наук. Критическое обучение основам обществознания зачастую подменяется навязанным обучением патриотизму, которое в космополитической естественно-научной среде не воспринимается всерьез.
Я также считаю совершенно верными мыслями известных философов Платона и Аристотеля о том, что общество, то есть мы сами, должны научиться относиться к государству позитивно, должны обучаться правовой культуре. Ведь государство – это, прежде всего, важный социальный институт, который обладает огромными ресурсами, своеобразной лабораторией, в рамках которой мы можем решать поставленные перед собой сверхзадачи. Соответственно, мы должны приучить себя и наших детей осознавать цивилизационную значимость нашего государства, как института, обеспечивающего приемлемый для нас образ жизни, потребности и интересы, ценностные ориентиры.
Указанная выше ситуация, представляется, сформировалась, прежде всего, из-за патерналистского отношения (то есть активной государственной финансовой и организационной поддержки) российского государства к интеллигенции. Негативное отношение к государству и праву – ярко выраженный правовой нигилизм -- связан с низким и догматичным способом просвещения представителей естественно-научного направления (типа, известного физика Сахарова А.Д.) в области социально-гуманитарных наук. Критическое обучение основам обществознания зачастую подменяется навязанным обучением патриотизму, которое в космополитической естественно-научной среде не воспринимается всерьез.
Я также считаю совершенно верными мыслями известных философов Платона и Аристотеля о том, что общество, то есть мы сами, должны научиться относиться к государству позитивно, должны обучаться правовой культуре. Ведь государство – это, прежде всего, важный социальный институт, который обладает огромными ресурсами, своеобразной лабораторией, в рамках которой мы можем решать поставленные перед собой сверхзадачи. Соответственно, мы должны приучить себя и наших детей осознавать цивилизационную значимость нашего государства, как института, обеспечивающего приемлемый для нас образ жизни, потребности и интересы, ценностные ориентиры.
3. С чем не стоит путать
Правовой культуре, очевидно, следует противопоставить правовое бескультурие -- правовой нигилизм. Обыденный правовой нигилизм связан с нежеланием выполнять предусмотренные законом обязанности – платить налоги, выполнять правила дорожного движения. Правовой нигилизм может проявляться у антиэлиты, которая из-за внутренних убеждений может бороться против политической, государственной власти, не стремясь при этом к такой власти. Далее, антигосударственный правовой нигилизм ярко проявляется у представителей космополитизма – утопичной и деструктивной для общества концепции, отрицающей государственные границы и признающее всё человечество единой нацией.
4. История развития
Существует мне, что термин «правовая культура» был введен социологом права Фридманом Л. в 1975 году. Он определял правовую культуру как «части общей культуры — обычаи, взгляды, способы мышления и деятельности, которые либо усиливают действие закона, либо, наоборот, ослабляют его». При этом очевидно, что, например, этнокультурную специфику российского правопонимания и правовую культуру, в общем, глубоко изучали отечественные классики социально-философской и философско-правовой мысли: Бердяев Н.А., Ильин И.А. («О сущности правосознания»), Достоевский Ф.М.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/a6cf26c6110b7353bf826af7bda32117/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/