Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Под экономическими функциями государства понимаются основные направления его деятельности по решению задач, прежде всего, в экономической и социальной сферах общественной жизни. Экономические функции предопределяют цель, которую государство стремится достигнуть в экономической и социальной сферах, а также способы и средства достижения такой цели. Фактически экономические функции определяют предмет и метод государственной деятельности в указанных сферах общественной жизни.
Все экономические функции государства по направленности воздействия можно разделить на внешние (достижение экономических показателей за пределами государства) и внутренние (управление экономикой внутри государства). Как внешние, так и внутренние экономические функции должны быть направлены на стабильный экономический рост государства на основных рынках: (1) товаров, (2) услуг (прежде всего, финансовых), (3) капитала, (4) рабочей силы и (5) знаний. Методы реализации экономических функций на указанных рынках зависят от степени управления экономики со стороны государства.
Так, в рыночной экономической системе управление, прогнозирование и планирование экономикой минимальны. Существуют несколько основных концепций регулирования государством рыночной экономики: (1) экономический либерализм, (2) дирижизм, (3) меркантилизм и (4) кейнсианство. В смешанной, переходной и плановой экономических системах управление (вмешательства со стороны государства) экономикой весомее, чем в рыночной системе, индикативное планирование (а в плановой – обязательное планирование) экономикой жестче.
Реализация экономических функций любого государства проявляется, прежде всего, в четырех основных политиках: (1) научно-технической; (2) денежно-кредитной («ДКП»); (3) фискальной (налогово-бюджетной) и (4) внешнеэкономической. Так, научно-техническая политика включает стратегическое планирование перспективных направлений; формирование каналов финансирования новых производственно-технологических комплексов; создание рынка потребления инновационной продукции. Далее, ДКП -- это макроэкономическая политика, которая состоит из двух частей: (1) денежной политики – прежде всего, разумной и достаточной эмиссией денежных средств, и (2) кредитной политики – создания условий для доступного кредита (прежде всего через ставку рефинансирования и ограничение вывода капитала из страны) как основного источника внутреннего финансирования экономики.
Фискальная (налогово-бюджетная) политика -- это государственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходов государственного бюджета. Так, например, налоговая политика должна не посредством НДПИ стимулировать вывоз сырья из России, а посредством высоких экспортных пошлин и налоговых льгот стимулировать создание товаров глубокой переработки внутри страны. Наконец, внешнеэкономическая политика включает вопросы экспорта товаров и услуг, привлечения иностранных инвестиций и компетенций, ввоза-вывоза капитала за рубеж, внешних займов, осуществления международных проектов. Часто для обеспечения экономического роста нужна протекционистская внешнеэкономическая политика с экспортными пошлинами и постулирование основной цели -- создание внутреннего спроса на отечественные товары.
Функции государства в контексте управления экономикой могут заключаться в (1) планировании и прогнозировании, (2) регулировании, (3) стимулировании или торможении экономической активности, (4) компенсации убытков, (5) перераспределении материальных благ. Очень важно, чтобы экономическая политика была стабильной (например, необходим стабильный и неволатильный курс рубля) и прогнозируемой, что является условием развития предпринимательской и бизнес-активности. Так, в России планирование и прогнозирование экономики осуществляется в рамках ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Это вполне современная практика, поскольку даже в рамках рыночной экономики (а в России все-таким смешанная экономика) существует не обязательное, а индикативное планирование, когда плановый показатель является не обязательным, а желательным для достижения.
Регулирование может быть чисто экономическое, административное или правовое. Экономическое регулирование осуществляется чрез указанные выше основные экономические политики. Административное регулирование предполагает использование таких средств, как лицензирование отдельных видов деятельности, применение экспортных и импортных квот, квотирование рабочих мест, государственный надзор. Правовое регулирование -- в некоторых отраслях государство может ограничивать конкуренцию и вводить естественные монополии (ФЗ «О естественных монополиях»), например, для услуг портов, для транспортировки газа, нефти, для услуг по предоставлению отопления, ограничивать доступ иностранных инвесторов к определенным отраслям (ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).
Стимулирование экономической деятельности связано, прежде всего с мягкой фискальной политикой, направленной на экономический рост. Так, Правительство РФ в 2023 году осуществляет стимулирующую политику -- введение специальных налоговых режимов, предоставлении субсидируемых кредитов, грантов для востребованных экономикой направлений. В то же время Банк России, наоборот, проводит тормозящую ДКП. Глава Банка России, Э. Набиуллина, заявила: «Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией автомобиля, и изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется». Так, по мнению Банка России, мягка фискальная политика может привести к незапланированной инфляции -- устойчивому повышению общего уровня цен на товары и услуги.
Далее, иногда государство берет на себя компенсационную роль, устанавливая некоторым субъектам, реализующим государственно значимые проекты, дополнительные льготы. Так, государство компенсирует льготный тариф по перевозкам для РЖД или авиакомпаний в районах Арктики или на Дальний Восток. Наконец, государство перераспределяет материальные блага – выплачивает пенсии, пособии по уходу за детьми, по инвалидности, финансирует учреждения культуры, крупные научные проекты – коллайдер НИКА для изучения кварк-глюонной плазмы.
Все экономические функции государства по направленности воздействия можно разделить на внешние (достижение экономических показателей за пределами государства) и внутренние (управление экономикой внутри государства). Как внешние, так и внутренние экономические функции должны быть направлены на стабильный экономический рост государства на основных рынках: (1) товаров, (2) услуг (прежде всего, финансовых), (3) капитала, (4) рабочей силы и (5) знаний. Методы реализации экономических функций на указанных рынках зависят от степени управления экономики со стороны государства.
Так, в рыночной экономической системе управление, прогнозирование и планирование экономикой минимальны. Существуют несколько основных концепций регулирования государством рыночной экономики: (1) экономический либерализм, (2) дирижизм, (3) меркантилизм и (4) кейнсианство. В смешанной, переходной и плановой экономических системах управление (вмешательства со стороны государства) экономикой весомее, чем в рыночной системе, индикативное планирование (а в плановой – обязательное планирование) экономикой жестче.
Реализация экономических функций любого государства проявляется, прежде всего, в четырех основных политиках: (1) научно-технической; (2) денежно-кредитной («ДКП»); (3) фискальной (налогово-бюджетной) и (4) внешнеэкономической. Так, научно-техническая политика включает стратегическое планирование перспективных направлений; формирование каналов финансирования новых производственно-технологических комплексов; создание рынка потребления инновационной продукции. Далее, ДКП -- это макроэкономическая политика, которая состоит из двух частей: (1) денежной политики – прежде всего, разумной и достаточной эмиссией денежных средств, и (2) кредитной политики – создания условий для доступного кредита (прежде всего через ставку рефинансирования и ограничение вывода капитала из страны) как основного источника внутреннего финансирования экономики.
Фискальная (налогово-бюджетная) политика -- это государственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходов государственного бюджета. Так, например, налоговая политика должна не посредством НДПИ стимулировать вывоз сырья из России, а посредством высоких экспортных пошлин и налоговых льгот стимулировать создание товаров глубокой переработки внутри страны. Наконец, внешнеэкономическая политика включает вопросы экспорта товаров и услуг, привлечения иностранных инвестиций и компетенций, ввоза-вывоза капитала за рубеж, внешних займов, осуществления международных проектов. Часто для обеспечения экономического роста нужна протекционистская внешнеэкономическая политика с экспортными пошлинами и постулирование основной цели -- создание внутреннего спроса на отечественные товары.
Функции государства в контексте управления экономикой могут заключаться в (1) планировании и прогнозировании, (2) регулировании, (3) стимулировании или торможении экономической активности, (4) компенсации убытков, (5) перераспределении материальных благ. Очень важно, чтобы экономическая политика была стабильной (например, необходим стабильный и неволатильный курс рубля) и прогнозируемой, что является условием развития предпринимательской и бизнес-активности. Так, в России планирование и прогнозирование экономики осуществляется в рамках ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Это вполне современная практика, поскольку даже в рамках рыночной экономики (а в России все-таким смешанная экономика) существует не обязательное, а индикативное планирование, когда плановый показатель является не обязательным, а желательным для достижения.
Регулирование может быть чисто экономическое, административное или правовое. Экономическое регулирование осуществляется чрез указанные выше основные экономические политики. Административное регулирование предполагает использование таких средств, как лицензирование отдельных видов деятельности, применение экспортных и импортных квот, квотирование рабочих мест, государственный надзор. Правовое регулирование -- в некоторых отраслях государство может ограничивать конкуренцию и вводить естественные монополии (ФЗ «О естественных монополиях»), например, для услуг портов, для транспортировки газа, нефти, для услуг по предоставлению отопления, ограничивать доступ иностранных инвесторов к определенным отраслям (ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).
Стимулирование экономической деятельности связано, прежде всего с мягкой фискальной политикой, направленной на экономический рост. Так, Правительство РФ в 2023 году осуществляет стимулирующую политику -- введение специальных налоговых режимов, предоставлении субсидируемых кредитов, грантов для востребованных экономикой направлений. В то же время Банк России, наоборот, проводит тормозящую ДКП. Глава Банка России, Э. Набиуллина, заявила: «Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией автомобиля, и изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется». Так, по мнению Банка России, мягка фискальная политика может привести к незапланированной инфляции -- устойчивому повышению общего уровня цен на товары и услуги.
Далее, иногда государство берет на себя компенсационную роль, устанавливая некоторым субъектам, реализующим государственно значимые проекты, дополнительные льготы. Так, государство компенсирует льготный тариф по перевозкам для РЖД или авиакомпаний в районах Арктики или на Дальний Восток. Наконец, государство перераспределяет материальные блага – выплачивает пенсии, пособии по уходу за детьми, по инвалидности, финансирует учреждения культуры, крупные научные проекты – коллайдер НИКА для изучения кварк-глюонной плазмы.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что экономические функции нашего государства должны быть направлено на повышение благосостояния общества, прежде всего, в экономической и социальной сферах. Для этого нашего государство должно сконцентрироваться на двух основных целях: (1) на выходе из демографического кризиса (путем ограничений крепкого алкоголя и курения, программ материального стимулирования рождения второго и третьего ребенка) и (2) на существенном ограничении вывоза заработанного в России капитала за рубеж. Оставшиеся в стране деньги сами по себе станут достаточным источником финансирования для развития потребительской и промышленной инфраструктуры. В целом, реализация этих целей создаст условия для развития человеческого капитала и научно-технического прогресса.
С учетом федеративной формы устройства России важной целью является сглаживание социального и экономического неравенства регионов. Так, социальное неравенство (то есть неравенство в уровне доходов населения, в ценах на товары, в условиях предоставлении медицинского обеспечения, уровня образования) усиливает проблемы развития человеческого капитала, порождает социальную напряженность. Именно социальное неравенство, по мнению известного экономического географа Зубаревич Н.В., нужно смягчать, в том числе с помощью трансфертов. Экономическое же неравенство – объективное следствие конкурентных преимуществ одних регионов перед другими. Экономическое выравнивание не так важно, как социальное, поскольку снижает стимулы развития для регионов-доноров.
С учетом федеративной формы устройства России важной целью является сглаживание социального и экономического неравенства регионов. Так, социальное неравенство (то есть неравенство в уровне доходов населения, в ценах на товары, в условиях предоставлении медицинского обеспечения, уровня образования) усиливает проблемы развития человеческого капитала, порождает социальную напряженность. Именно социальное неравенство, по мнению известного экономического географа Зубаревич Н.В., нужно смягчать, в том числе с помощью трансфертов. Экономическое же неравенство – объективное следствие конкурентных преимуществ одних регионов перед другими. Экономическое выравнивание не так важно, как социальное, поскольку снижает стимулы развития для регионов-доноров.
3. Примеры из практики
Я согласен с известным экономистом Глазьевым С.Ю., что нужно запретить коммерческим банкам осуществлять спекулятивные операции на фондовом и финансовом рынках. Банки должны заниматься своей прямой функцией – кредитованием бизнеса и распределением денег в экономике для связывания различных ресурсов. В ином случае банки будут преимущественно заниматься только спекулятивными операция, как это произошло в 2023 году, когда прибыль российских коммерческих банков, во многом, от спекуляций составила 3,5 триллиона рублей. Это деньги, которые не инвестируются в экономику, не улучшают инфраструктуру и не способствуют повышению благосостояния общества.
4. С чем не стоит путать
Фондовый рынок и, более общо, финансовый рынок отличается от товарного рынка, рынка труда и рынка знаний. Так, если предметом фондового рынка является финансовый инструмент, то предметом товарного рынка являются определенные товары – кофе, соки, газ, нефть. Предметом рынка труда, в свою очередь, является непосредственно труд работников определенной профессии и квалификации, а предметом рынка знаний – инновации, результаты интеллектуальной деятельности.
5. История развития
Фондовый рынок и, более общо, финансовый рынок отличается от товарного рынка, рынка труда и рынка знаний. Так, если предметом фондового рынка является финансовый инструмент, то предметом товарного рынка являются определенные товары – кофе, соки, газ, нефть. Предметом рынка труда, в свою очередь, является непосредственно труд работников определенной профессии и квалификации, а предметом рынка знаний – инновации, результаты интеллектуальной деятельности.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/10f1470016d54f9434b648e5d9b1cf4b/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/