Темы

Человек в системе социальных связей


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это?Человек в системе социальных связей — это тема, которая раскрывает биологические и социальные черты человека. Так, с точки зрения биологизма, человек – это усовершенствованное животное, биологический вид, в результате естественного отбора эволюционировавший из гоминидной обезьяны (проконсула). По мнению известного антрополога Дробышевского С.В., человека от других млекопитающих отличает гоминидная триада: (1) абсолютное прямохождение (бипедальная локомоция), (2) большой головной мозг с развитым интеллектом (способностью решать пласты новых комплексных задач нестандартными способами) и (3) рабочая кисть. А с точки зрения социологизма человек выражается, по мнению известного экономиста К. Маркса, в совокупности общественных отношений, являясь продуктом среды, общества, историко-культурной реальности.

Социальные связи, или общественные отношения, — это многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них между отдельными людьми. Так, по мнению известных социологов М. Вебера и Т. Парсонса, именно постоянные взаимодействия людей формируют человеческое общество. Социальные связи возникают, изменяются и прекращаются, чем придают обществу качество динамической системы, а не просто структуры.

Система социальных связей формируется в сферах общественной жизни. Так, формируются экономические, социальные, духовно-культурные и политические социальные связи. Они, как и сферы жизни, не изолированы, а взаимосвязаны друг с другом и взаимно влияют друг на друга, то есть формируют систему. Например, многие студенты, проживающие в общежитии во время учебы, в дальнейшем часто создают совместные бизнесы, то есть изначально социальные связи трансформируются в экономические. Более того, система социальных связей формирует образ жизни конкретного человека (влияя и на общество), то есть ту комфортную социокультурную среду обитания, которая затем в течение жизни активно защищается человеком.

Человек взаимодействует в системе социальных связей не просто на основе симпатий или антипатий, а на базе социального статуса. Социальный статус определяеттекущее положение, состояние человека в социальной структуре в разрезе таких критериев, как (1) власть, (2) богатство, (3) образование и (4) престиж. Повышение статуса становится возможным благодаря социальной мобильности (прежде всего, вертикальной) и использованию социальных лифтов -- механизмов, которые позволяют людям перемещаться вверх или вниз по социальной иерархии. В таком контексте получается, что сущность общественных отношений состоит не во взаимодействии конкретных людей, а во взаимосвязи выполняемых людьми социальных ролей – то есть моделей поведения, которые общество признает нормальным, ожидаемым для обладателя определенного социального статуса.

Несомненно, что человек выполняет роль субъекта в системе социальных связей (социальных отношений). Содержанием же социальных связей является социальное поведение людей. Социальное поведение и взаимодействия могут быть (1) позитивными – сотрудничеством, симпатией; (2) нейтральными – обычное поведение; или (3) негативными – конфликтами, антипатией. Так, позитивное и нейтральное являются социально приемлемым поведением, то есть соответствующим сложившемуся менталитету общества – мировоззрению, ценностным ориентирам, социальным нормам. Негативное поведение называется отклоняющимся (девиантным), из которого выделяется делинквентное поведение, которое нарушает нормы права и выражается (1) в преступлениях (нарушениях уголовного закона) и (2) иных противоправных действиях (проступках).

Для чего? Социальные связи влияют на социализацию человекапроцесс формирования личности, состоящей из (1) мировоззрения человека, (2) усвоения и дальнейшего развития культурных норм и (3) социального опыта – норм, ценностей и ролей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Социализация включает индивида в систему общественных отношений, формирует у него социальные качества, создавая личность. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Социальные связи также формируют самосознание и вырабатывают способность к самореализации — выявлению и осуществлению личностью своих возможностей, достижению намеченных целей. Увеличение количества социальных связей позволяет активно перенимать социальный опыт, практики решения проблем, позитивные установки, инструменты, знания. В позитивном ключе увеличение социальных связей способствует диалогу культур, цивилизаций, этносов и наций даже на уровне отдельного человека.

Важно, что не только социальные связи влияют на человека, но и сам человек влияет на социальные связи и общество в целом. Так, крупные политические деятели или ученые могут создавать новые социальные связи между людьми и народами – например, цари, императоры, первопроходцы формировали современную Россию, в которой выстраивают социальные связи представители более 190 этнических общностей. Также следует знать, что некоторые общества, наоборот, могут ограничивать социальные связи, формируя автаркии (Япония первой половины 19 века), как правило, связанные с политикой экономического обособления.

Регулирование? Регулирование поведения человека в системе социальных связей осуществляется социальными нормами – неправовыми (обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью) и правовыми. Систему общественных отношений, сложившихся во всех сферах жизнедеятельности общества на том или ином конкретном историческом этапе, обусловленную уровнем развития производства, распределения, обмена и потребления с определенными формами социальной организации, называют общественным строем. Он регулируется правовыми нормами – в России, прежде всего, Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Я полагаю, что государство, несомненно, должно влиять на систему социальных связей, чтобы обеспечить благополучие и постоянное эволюционное развитие общества. В этом ключе интересно мнение известного публициста Кара-Мурзы С.Г., высказанным в книге «Манипуляция сознанием», что РФ (как и ранее СССР) является государством патриархального типа, которое ассоциируется с метафорой «семьи», а не «рынка». Патриархальные государства формируют со своими гражданами патерналистские отношения, то есть оказывают особую опеку гражданам в социальной, экономической и духовно-культурной сферах. На практике это может приводить к тому, что общественные деятели типа Солженицына А.И. (которого Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем») и Сахарова А.Д. (в терминологии Ортега-и-Гассета Х. в книге «Восстание масс» «ученый-невежда») злоупотребляют патернализмом государства и своими действиями способствуют его разрушению. Именно поэтому важно, чтобы РФ постепенно отходило от патерналистских отношений, не впадая при этом в радикализм исключительно рыночных отношений, но давая гражданам существенно большую свободу в выстраивании социальных связей во всех сферах общественной жизни.

Я также считаю, что важной составляющей в системе социальных связей человека являются национальные, этнические, конфессиональные связи. Так, для предотвращения конфликтов на данной почве в России необходимо проводить политику уважительного отношения к позитивным ценностным ориентирам этнических общностей, а не политику мультикультурализма. Основное заблуждение мультикультурализма состоит в идее о совместимости всех цивилизаций и культур. В нашей стране мирное проживание этносов осуществляется в условиях численного и культурного преобладания (но не исключительности) русского этноса, доминанты русской культуры, объединяющих основ русского языка и традиционных ценностей, которые совместно с позитивными ценностными ориентирами иных этносов формируют приемлемый образ жизни. Именно поэтому диаспоры, землячества, этнические анклавы мигрантов и беженцев, которые не интегрируются в наше общество и порождают социальные конфликты, должны запрещаться и рассматривать в качестве экстремистских организаций.
3. С чем не следует путать
От системы социальных связей человека отличается его духовная жизнь -- комплексная система, состоящая из (1) мировоззрения, (2) духовных потребностей (знаний, веры, чувств), (3) ценностных и жизненных ориентиров и (4) совокупности идентичностей (семейной, культурной, этнической, конфессиональной) как свойства психики, которое определяет принадлежность человека к социальным группам и общностям. Духовная жизнь, во много, является (1) рефлексией, осознанием себя, общества и природы вокруг себя, взаимоотношений человека с обществом и природой и (2) реализацией своих духовных потребностей. Духовную жизнь человека можно назвать внутренним миром человека, который в научном понимании включает разум и чувства, а в религиозном -- веру в Бога или вышестоящий непознаваемый, трансцендентный разум.
4. История развития
На научной основе человек в системе социальных связей стал изучаться социологией и иными общественными науками, становление которых относят к 19 веку. Социология была создана в 19 веке работами О. Конта, который считал, что социальные науки должны использовать методы естественных наук. Г. Спенсер в развитие идей О. Конта и Ч. Дарвина полагал, что социальные структуры можно уподобить биологическим, а известный социолог Э. Дюркгейм дал определение «социальному», социальным институтам и отношениям как объекту социологии.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/1e40db16773e42cc53d3f3f203a8c3a7/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество