Темы

Эстетическая культура


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это? Культура – это результат преобразования природы человеческой деятельностью во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. В широком смысле культура — это исторически обусловленная совокупность постоянно изменяющихся способов и результатов деятельности людей. Структура культуры состоит из материальных (одежда, кухня, предметы быта, ремесла, характер архитектуры, скульптура и графическое искусство) и духовных (ценностные ориентиры, смыслы, символы, образы, язык, фольклор, религия, литература и поэзия, музыка, хореография) элементов.

Эстетическая культура, с субъективной точки зрения, -- это способность личности воспринимать окружающую действительность через призму собственного представления о прекрасном. Эстетика означает чувственное восприятие красоты, что выражается в появлении у человека позитивного чувства, чувства удовлетворения в связи с красивыми, по мнению человека, (1) формами объекта или (2) содержанием (красками картины, рифмами в стихотворении, гармоничными музыкальными звуками). На практике эстетическая культура является опытом, когда человек нарабатывает случаи возникновения у него позитивных чувств (прогулки в парке, спортивные комбинации).

Эстетическая культура, с объективной точки зрения, — это совокупность эстетических ценностей, то есть духовных ценностей, связанных со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям. Основными эстетическими ценностями являются (1) красота, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, что порождает у наблюдателя чувство наслаждения (например, общая теория относительности у физиков), и (2) возвышенное, означающее то, что дает впечатление величины, возможно, даже святости, выходящее за рамки красоты (церковь Покрова на Нерли). (3) Безобразное -- противоположность прекрасного, предполагает отсутствие формы, гармонии, образа, смысла, целостности. (4) Трагическое как эстетическая категория связана со страданиями и гибелью важных для жизни человека ценностей («Горе от ума» Грибоедова А.С.), а (5) комическое является противоположностью трагического, порождает у человека реакцию в виде улыбки, смеха, хохота (рассказы Салтыкова-Щедрина М.Е.)

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания. Искусство – это реализация творческой деятельности человека и экстраординарных навыков и знаний, направленных на создание произведений, обладающих эстетической ценностью (красотой). Как часть культуры, искусство, неизбежно, становится частью духовной жизни общества, которая включает в себя (1) мировоззрение и общественную мысль, (2) ценности и идеалы, (3) культуру и искусство, (4) науку и систему образования, (5) религию и верования и (6) мораль, нормы поведения, обычаи и традиции.

Известный немецкий философ Шеллинг Ф. в книге «Философия искусства» выделял следующие виды искусства: (1) реальные -- музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура) и (2) идеальные -- литература и поэзия. Виды искусства можно также различать по материалу, в котором реализуются художественные образы: звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) -- в скульптуре, движение в танце. Важное деление видов искусства на виды (1) с четко сформулированной идеей – литература, спектакль, кино, песни, и (2) без четко сформулированной идеи -- живопись, иконопись, архитектура, скульптура, мозаика, танец. Иные классификации видов искусства выделяют (1) пространственные -- архитектура, изобразительное искусство, (2) динамические -- литература и музыка и (3) пространственно-динамические, зрелищные -- театр, киноискусство, хореография, цирк.

Для чего? Предметы эстетической культуры и произведения искусства формируют историческую память, укрепляет единство общества, поддерживания этническую, национальную и культурную идентичности. Так, храм Христа Спасителя был построен в честь победы в Отечественной войне 1812 против армий Б. Наполеона. Такие объекты искусства становятся объединяющими символами, с которыми стремятся ассоциироваться члены нашего общества разных поколений.

Предметы эстетической культуры и произведения искусства, в которых в словесной форме выделены основные идеи, – литература, песни, спектакль, кино, -- формируют (1) мышление, образы и смыслы человека, (2) его ценностные ориентиры и, (3) в конечном счете, мотивы и модели поведения. Они воспитывают человека как духовно развитую и социально активную личность, участвуют в инкультурации, то есть обучении человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. В итоге, эстетическая культура и произведения искусства воздействуют на общество как «мягкая сила».

В рамках обыденного, повседневного поведения эстетическая культура приучает ценить и оберегать не только предметы культуры, но и городские архитектурные объекты. Эстетическая культура помогает ценить красоту и гармонию таких объектов как своих собственных. Так, зачатки эстетической культуры помогают человеку не плевать на улице, не рисовать граффити, не кидать окурки, обертки или банки с бутылками мимо урн, что особенно важно для юношеского и молодежного возрастов.

Регулирование? Конституция РФ предусматривает право на участие в культурной жизни и пользование учреждениям культуры, на доступ к культурным ценностям, предметам искусства. Далее, Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» также защищает любые проявления культуры в РФ. Наконец, предметы искусства обладают не только ограниченной оборотоспособностью по ГК РФ, а также являются объектами «интеллектуальной собственности», то есть защищаются исключительными правами.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Важность эстетической культуру на бытовом уровне проявляется в ее утилитарном применении. Дело в том, что воспитание субъективных основ эстетической культуры как в семье, так и школе – важных социальных институтах -- будет, очевидно, предотвращать у подростков, а затем и взрослых проявления антисоциального и девиантого поведения. Наоборот, многие предметы материального мира через призму эстетической культуры могут восприниматься как материальная основа того, ради чего можно жить и что можно передать потомкам.

Я считаю, что эстетическая культура, в том числе искусство, во многом формирует общество, социальную среду в нем, образ жизни. Ведь общество – это, прежде всего, единство населения и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего) на базе совокупности идентичностей (деление на свой-чужой): этнической, национальной, культурной, конфессиональной, родовой и клановой. Произведения искусства формируют внутренние ценностные ориентиры человека, ощущение справедливости жизни, ее гармонии.

Я также считаю важным не переоценивать значимость культурной идентичности, что часто происходит в России в стремлении создать единое культурное пространство. Дело в том, что существует иерархия идентичностей: семейная идентичность более значима, чем остальные; этническая и национальная часто превалируют над культурной, классовой, сословной и корпоративной. В этом контексте, часто интересы в этнических или конфессиональных социальных групп (то есть возможность своего образа жизни в рамках своего этноса или государства, своя церковь, обряды и ритуалы) защищаются более страстно, даже с риском для жизни, чем интересы в рамках социальных групп на основе культурной идентичности.
3. С чем не стоит путать
Эстетическая культура отличается от нравственной, которая представляет совокупность сформированных в обществе моральных и нравственных норм и принципов, степень их исполнения во всех сферах жизни общества. При этом мораль и нравственность определяют поведение людей в обществе с точки зрения того, является ли их поведение правильным или неправильным, благом или злом, справедливым или несправедливым. Таким образом, они выступают неформальными социальными институтами.
4. История развития
Эстетическая культура изначально была связана с проявлением примитивного искусства. Так, по мнению известного антрополога Дробышевского С.В., первое появление искусства у древнего человека можно датировать примерно 3 -- 2,5 млн. лет назад. В пещере Макапансгат на территории современной ЮАР была обнаружена красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька найдена среди останков африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3,5 до 2,5 миллионов лет назад.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/87206d6aa5b092da92c9bf0d132a49ad/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Духовная культура