Темы

Родители и дети: правовые основы взаимодействия


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Правовое взаимодействие родителей и детей в России основано на нормах семейного права. Семейное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих неимущественные и имущественные отношения, связанные (1) с вступлением и прекращением брака, а также отношения (2) между супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и (3) отношения по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Специфика предмета правового регулирования семейного права по сравнению с предметом регулирования гражданского права, по мнению известного цивилиста Суханова Е.А., заключается в том, что неимущественные отношения в семейном праве превалируют над имущественными. Отношения же по поводу совместной собственности супругов и алиментные отношения, то есть имущественные отношения, является во многом производными от неимущественных отношений.

Основным источником семейного права в РФ является Конституция РФ. Так, в частности, часть 1 статья 38 Конституции РФ предусматривает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Далее, содержательно важными источниками права являются Конвенция «О правах ребенка», Семейный и Гражданский кодексы РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве». Указы президента и постановления правительства РФ, нормативные акты министерств также являются необходимыми источниками права. Поскольку семейное право отнесено к совместному предмету ведения РФ и субъектов РФ, то региональные законы в рамках компетенции субъектов являются источниками семейного права (например, при понижении брачного возраста), а иногда акты органов местного самоуправления.

Далее, части 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ предусматривают, что забота о детях, их воспитание – это и право, и обязанность родителей, а трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Таким образом, содержание взаимодействий, то есть семейных правоотношений, между детьми и родителями заключается во взаимных правах и обязанностях. Более детально такое взаимодействие регулируется нормами Глав 10-13 Семейного кодекса РФ.

Правовое регулирование взаимодействий между родителями и детьми можно разделить на три группы: (1) взаимоотношения по установлению происхождения (материнства и, что существенно чаще, отцовств), (2) неимущественные отношения и (3) имущественные отношения. Так, родители – это люди, которые являются биологическими предшественниками (на уровне генов, как функциональных нуклеотидных последовательностей в ДНК) своих детей. Состояние кровного родства между родителями и детьми (лицом, не достигшим возраста восемнадцати лет), как и иные состояния в семейном праве, является источником семейных правоотношений – неимущественных и имущественных. Именно поэтому отдельная глава Семейного кодекса РФ посвящена установлению материнства и отцовства детей, при этом процедура установлена зависит от того, родился ли ребенок в браке или нет, согласен ли предполагаемый отец с отцовством или оспаривает его.

Далее, родители вне зависимости от пола и имущественного положения имеют равные неимущественные права и несут по отношению к детям равные обязанности. Суть неимущественных прав и обязанностей родителей заключаются в том, что они вправе и обязаны (по мнению известного юриста Кулагиной Е.В., выполняют родительский долг) воспитывать детей, заботиться об здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту прав и интересов детей без специальных полномочий (то есть для это не требуется доверенностей). Если родители уклоняются или злоупотребляют своими родительскими правами, то они могут быть ограничены или лишены родительских прав.

Важная обязанность родителей -- обеспечить получение детьми общего образования, которое в России бесплатно. При этом родители не вправе заниматься обучением ребёнка по собственной программе, например, обучать исключительно религиозному знанию. В России существуют стандарты образования (которые могут и должны улучшаться), и даже дети, проходящие домашнее обучение, должны сдавать промежуточную и итоговую годовую аттестацию.

Суть неимущественных прав детей заключается в том, что вправе жить и воспитываться в семье, общаться с родителями, защищать свои права, требовать установления отцовства. Важно, что ребенок имеет право на общение не только с родителями, но и иными родственниками – бабушкой, дедушкой, дядей, тетей. Ребенок также имеет право на имя, фамилии и отчества, которые не должны содержать цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы. Так для совершения ряда действий необходимо учет мнения ребенка или получение его согласия (при достижении ребенком десяти лет, например, в случаях усыновления, изменения ФИО).

Дети могут иметь следующие имущественные права: (1) право собственности на полученное в дар или по наследованию имущество, а также (2) могут получать алименты, пособия. Порядок распоряжения таким имуществом установлен статьями 26, 28 и 37 Гражданского кодекса РФ. Так, родители могут отчуждать имущество, принадлежащее малолетнему (то есть до 14 лет), только с согласия органов опеки и попечительства. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе отчуждать свое имущество только с согласия родителей.

Наконец, имущественные отношения между родителями и детьми основаны на алиментных отношениях. Так, родители обязаны содержать своих детей, обеспечивать их воспитание и образование. В случае развода, родитель, с которым дети не живут, обязан выплачивать алименты на детей. Размер алиментов устанавливается по соглашению родителей, а при отсутствии соглашения судом в следующем размере: ¼ от дохода родителя – на одного несовершеннолетнего ребенка, 1/3 — на двух детей и ½ -- на трех и более несовершеннолетних детей. Важно, что совершеннолетние дети также обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся родителей и при неисполнении такой обязанности размер алиментов может быть установлен судом.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что важнейшей функцией семейного права является повышение благосостояния общества в социальной и духовно-культурной сферах общественной жизни. Так, основная задача семейного права – обеспечить функционирование и сохранение такого важного социального института как семья. При этом семейное право РФ должно быть ориентировано не только на нуклеарную семью (состоит из мужа, жены и их детей), но и на расширенную многопоколенную семью, то есть обеспечивать права не только родителей, но и иных членов семьи – бабушек, дедушек в общении с детьми и больших прав в общении с органами опеки и попечительства. Также, с учетом того, что ранее были попытки привлекать детей и подростков для участия в политических акциях, Семейный кодекс РФ может прямо содержать положение о том, что дети не вправе участвовать в политических акциях.

Представляется, что в Семейном кодексе РФ может быть детализировано регулирование правового института приемной семьи, как важной альтернативы кровной семьи и института усыновления. Важно, чтобы Семейный кодекс РФ прямо содержал нормы про дополнительные льготы и облегченные условия создания приемной семьи, а также отдельные нормы про многодетную семью. Отдельным направлением должно стать поддержки со стороны государства системы некоммерческих фондов психологов и юристов, которые помогали бы приемным и многодетным семьям, привлекая для этого сотрудников центров детей-сирот.

Я также считаю, что необходимо четко осознавать, что именно стандартны общего образования закладывают основы единства культурной и социальной идентичности нашего общества, предотвращают социальные конфликты, обеспечивают равноценное развитие личности ребенка. Именно поэтому общее начальное образование, как в естественно-технической, так и социально-гуманитарной сферах должно быть, прежде всего, светским. Родители по возможности должны объяснять ребенка важность человекосберегающих ценностей: что рождение детей в семье лучше бездетности, важность крепкой семьи и созидательного труда, внутренней ответственности за действия, развития себя как личности с равноценным удовлетворением материальных и духовных потребностей.
3. С чем не следует путать
Нормы семейного права следует отличать от норм морали и нравственности и церковных правил. Так, последние содержатся в обычаях, традициях, ритуалах, а также в обрядах, религиозных нормах и догмах, которые не являются обязательными, а их исполнение не обеспечивается государственным принуждением. Эти социальные нормы также не требуют формального введения в силу или признания государством. Нормы же семейного права являются (1) общеобязательными и (2) обеспечиваются государственным принуждением.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/7cc17ea371a6444925c0163b6d0e96c7/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Право»