Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это? Современный мир характеризуется тем, что на глобальном уровне обсуждается создание одно- или многополярного мира и выстраивание новой глобальной безопасности. В экономической сфере все больше стран отказываются от участия в глобализации, то есть от формирования единого рынка (1) товаров, (2) финансовых услуг, (3) капитала, (4) рабочей силы и (5) знаний, и формируют экономические макрорегионы (например, «Пояс -- путь»). В социальной сфере ставится вопрос о необходимости «зеленого перехода» и построения или «дисциплинарного общества» (К. Шваб «Великая перезагрузка»), или «сообщества единой судьбы» (концепция, предложенная главой КНР -- Си Цзиньпином). В целом, в большинстве государств мира существуют постиндустриальные либо индустриальные общества, имеющие быстрый доступ к знаниям и технологиям во всем мире.
В духовно-культурной сфере на глобальном уровне активно обсуждаются вопросы о значимости ценностных ориентиров, когда многие страны возвращаются к консервативным, традиционным ценностям. В политической сфере демократический режим правления становится синонимом популизма. В международных отношениях политика «ценностей» постепенно сменяется политикой «интересов» (например, отказ президента США Д. Трампа защищать ценности трансгуманизма и его стремление обязать страны-члены НАТО увеличить расходы на финансирование защиты со стороны США).
Наука -- это системное изучение (1) природы, (2) культуры, (3) общества и (4) человека. Научное знание определяется специфичностью метода познания (то есть способов и средств получения знания) – (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью в получении данных, (4) отсутствием субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностической значимостью, (7) точностью и проверяемостью результатов. Этот новый метод был впервые описан в работе Р. Декарта «Рассуждения о методе…» Такой подход позволил известному российскому ученому К.П. Анохину определить науку как воображение на службе верифицируемой истины.
Все науки (как дисциплины) можно разделить на (1) естественные (точные, или науки о природе) и (2) социально-гуманитарные (науки о обществе (социальные) и науки о человеке (гуманитарные)). Так, для естественных (точных) наук (физики, химии, биологии) предметом познания является природа (человек как биологическое существо), а для социально-гуманитарных -- (1) общество, (2) социальные институты (в том числе государство и право), (3) общественные отношения. Науками об обществе являются социология, юриспруденция, экономика, политология, а науками о человеке -- культурология, этнография, религиоведение.
Для чего? Науку нужно рассматривать как социальный институт, то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции. В нее входят университеты, научно-исследовательские институты, лаборатории, научные общества, научные дисциплины. Даже в современном обществе наука играет роль просвещения общества, формирует критическое, рациональное общественное сознание, выступает ограничителем для ненаучных гипотез и идей в школах, предотвращает интеллектуальную деградацию общества.
Важна также функция социализации, то есть формирование личностей, мировоззрения, усвоение культурных норм и социального опыта общества. Современная наука обеспечивает социальные лифты для многих людей из различных слоев общества. Это минимизирует социальное и экономическое неравенство в любом обществе, интернационализирует связи и способствует международной кооперации.
Научно-технический прогресс в современном мире останется важным фактором экономического развития. Он будет способствовать дальнейшему улучшению качества жизни людей и увеличению срока жизни. Вполне возможно, в разумное время будет налажен цикл получения термоядерной энергии, создан настоящий «искусственный интеллект» в виде аналога сознания человека, станет активно использоваться дополненная реальность.
Наука, несомненно, будет способствовать решению глобальных проблем. Будут изобретаться новые лекарства, новые группы антибиотиков, разрабатываться стандарты очистки воды и воздуха, выводиться новые сорта растений. Наука должна будет помочь с решением экологических проблем: загрязнением воды и почвы, повышением глобальной температуры, таянием ледников, появлением новых вирусов.
Для современных ученых, особенно в естественно-технических науках, все острее будет ставать вопросы этики. Дело в том, что своевременные научные открытия могут породить у ученых чувство вседозволенности и всесильности, ощущение того, что они могут быть «богами», вершить судьбы людей. Это чувство может застилать рациональное и критическое мышление – что описано в романе братьев Стругацких «Трудно быть богом». В этом ключе социальная ответственность как ключевой этический принцип должен подразумевать учет интересов не только ученых, но и влияние на религиозные, культурные и национальные чувства различных социальных групп, на безопасность общества и человечества в целом.
Регулирование? свобода научного знания обеспечивается Конституцией РФ и ФЗ «О науке и научно-технической политике». В частности, возможность неидеологизированных научных исследований обеспечивается статьей 13 Конституции РФ, предусматривающей идеологическое многообразие – плюрализм. В ФЗ «О науке и научно-технической политике» нет специального правового регулирование этических основ деятельности ученых. При этом существуют существенные правовые ограничения при клонировании людей или проведении исследований на людях и высокоразвитых приматах, например, по ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» и ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
В духовно-культурной сфере на глобальном уровне активно обсуждаются вопросы о значимости ценностных ориентиров, когда многие страны возвращаются к консервативным, традиционным ценностям. В политической сфере демократический режим правления становится синонимом популизма. В международных отношениях политика «ценностей» постепенно сменяется политикой «интересов» (например, отказ президента США Д. Трампа защищать ценности трансгуманизма и его стремление обязать страны-члены НАТО увеличить расходы на финансирование защиты со стороны США).
Наука -- это системное изучение (1) природы, (2) культуры, (3) общества и (4) человека. Научное знание определяется специфичностью метода познания (то есть способов и средств получения знания) – (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью в получении данных, (4) отсутствием субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностической значимостью, (7) точностью и проверяемостью результатов. Этот новый метод был впервые описан в работе Р. Декарта «Рассуждения о методе…» Такой подход позволил известному российскому ученому К.П. Анохину определить науку как воображение на службе верифицируемой истины.
Все науки (как дисциплины) можно разделить на (1) естественные (точные, или науки о природе) и (2) социально-гуманитарные (науки о обществе (социальные) и науки о человеке (гуманитарные)). Так, для естественных (точных) наук (физики, химии, биологии) предметом познания является природа (человек как биологическое существо), а для социально-гуманитарных -- (1) общество, (2) социальные институты (в том числе государство и право), (3) общественные отношения. Науками об обществе являются социология, юриспруденция, экономика, политология, а науками о человеке -- культурология, этнография, религиоведение.
Для чего? Науку нужно рассматривать как социальный институт, то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции. В нее входят университеты, научно-исследовательские институты, лаборатории, научные общества, научные дисциплины. Даже в современном обществе наука играет роль просвещения общества, формирует критическое, рациональное общественное сознание, выступает ограничителем для ненаучных гипотез и идей в школах, предотвращает интеллектуальную деградацию общества.
Важна также функция социализации, то есть формирование личностей, мировоззрения, усвоение культурных норм и социального опыта общества. Современная наука обеспечивает социальные лифты для многих людей из различных слоев общества. Это минимизирует социальное и экономическое неравенство в любом обществе, интернационализирует связи и способствует международной кооперации.
Научно-технический прогресс в современном мире останется важным фактором экономического развития. Он будет способствовать дальнейшему улучшению качества жизни людей и увеличению срока жизни. Вполне возможно, в разумное время будет налажен цикл получения термоядерной энергии, создан настоящий «искусственный интеллект» в виде аналога сознания человека, станет активно использоваться дополненная реальность.
Наука, несомненно, будет способствовать решению глобальных проблем. Будут изобретаться новые лекарства, новые группы антибиотиков, разрабатываться стандарты очистки воды и воздуха, выводиться новые сорта растений. Наука должна будет помочь с решением экологических проблем: загрязнением воды и почвы, повышением глобальной температуры, таянием ледников, появлением новых вирусов.
Для современных ученых, особенно в естественно-технических науках, все острее будет ставать вопросы этики. Дело в том, что своевременные научные открытия могут породить у ученых чувство вседозволенности и всесильности, ощущение того, что они могут быть «богами», вершить судьбы людей. Это чувство может застилать рациональное и критическое мышление – что описано в романе братьев Стругацких «Трудно быть богом». В этом ключе социальная ответственность как ключевой этический принцип должен подразумевать учет интересов не только ученых, но и влияние на религиозные, культурные и национальные чувства различных социальных групп, на безопасность общества и человечества в целом.
Регулирование? свобода научного знания обеспечивается Конституцией РФ и ФЗ «О науке и научно-технической политике». В частности, возможность неидеологизированных научных исследований обеспечивается статьей 13 Конституции РФ, предусматривающей идеологическое многообразие – плюрализм. В ФЗ «О науке и научно-технической политике» нет специального правового регулирование этических основ деятельности ученых. При этом существуют существенные правовые ограничения при клонировании людей или проведении исследований на людях и высокоразвитых приматах, например, по ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» и ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Для повышения благополучия нашего общества в современном мире важно развивать науки об обществе и человеке: экономику, социологию, политологию, культурную антропологию. Эти науки имеют непосредственное прикладное значение, формируют сознание, менталитет и мировоззрение общества, создают инструменты для поддержания бесконфликтного образа жизни в обществе. Они имеют особенное значение и потому, что в современном мире технологии остаются важным, но не необходимым фактором благополучия общества. Дело в том, что технологии и инновации достаточно быстро распространяются по всему миру, а ценностные ориентиры все больше обособляются для каждого общества и вместе с высоким уровнем образования на базе научных знаний становятся фактором повышения качества жизни общества.
Я, несомненно, вслед за известным экономистом Глазьевым С.Ю., осознаю особую важность научно-технического прогресса как фактора экономического развития России, но только в контексте осознания учеными внутренней ответственности своей деятельности не только внутри научного сообщества, но и перед обществом в целом. Так, российские ученые должны научиться не только брать на себя внутреннюю ответственность за результаты исследований, но и избегать вторичности, которая формируется из-за узкого кругозора. Вторичность проявляется в стремлении получить одобрение западных коллег, первоначальной печати в иностранных журналах, стремлении получит международные премии (Нобелевскую, Филдсовскую), которые все больше становятся политически ангажированными. Российские ученые не должны формировать себе только западноевропейский вектор развития, должны расширять свое научное и человеческое мировоззрение.
Я также считаю, что наука в современном мире будет, во многом, определять эволюцию человека. От новых открытий и этических ограничений ученых зависит то, будет ли развиваться трансгуманизм – то есть право людей на приобретение новых неатропоморфных органов (жабр, перепонок, хвоста) либо право участвовать в генно-инженерных исследованиях по получению неантропоморфных свойств без любых морально-нравственных ограничений. Аналогично, разработка теории сознания может помочь с ответом на вопрос, должна ли распространяться «концепция человека» на антропоморфных роботов – типа iCub, созданных для исследования искусственного интеллекта и переживающих ощущения, сходные с ощущениями человека – вплоть до ощущения смерти.
Я, несомненно, вслед за известным экономистом Глазьевым С.Ю., осознаю особую важность научно-технического прогресса как фактора экономического развития России, но только в контексте осознания учеными внутренней ответственности своей деятельности не только внутри научного сообщества, но и перед обществом в целом. Так, российские ученые должны научиться не только брать на себя внутреннюю ответственность за результаты исследований, но и избегать вторичности, которая формируется из-за узкого кругозора. Вторичность проявляется в стремлении получить одобрение западных коллег, первоначальной печати в иностранных журналах, стремлении получит международные премии (Нобелевскую, Филдсовскую), которые все больше становятся политически ангажированными. Российские ученые не должны формировать себе только западноевропейский вектор развития, должны расширять свое научное и человеческое мировоззрение.
Я также считаю, что наука в современном мире будет, во многом, определять эволюцию человека. От новых открытий и этических ограничений ученых зависит то, будет ли развиваться трансгуманизм – то есть право людей на приобретение новых неатропоморфных органов (жабр, перепонок, хвоста) либо право участвовать в генно-инженерных исследованиях по получению неантропоморфных свойств без любых морально-нравственных ограничений. Аналогично, разработка теории сознания может помочь с ответом на вопрос, должна ли распространяться «концепция человека» на антропоморфных роботов – типа iCub, созданных для исследования искусственного интеллекта и переживающих ощущения, сходные с ощущениями человека – вплоть до ощущения смерти.
3. С чем не стоит путать
Наука, которая полностью рациональна, отличается от религии и искусства – от иных форм познания. Так, предмет познания религии (веры) – трансцендентное начало, фундаментальные причины создания мира. Религия воздействует на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), основной метод – претерпевание субъективного опыта общения с Богом. Искусство – это форма познания человека, меньше природы и общества. Цель искусства -- воздействие на чувства.
4. История развития
Начало современной науки относят к Фалесу Милетскому, известному геометру и астроному, и Демокриту, сформулировавшему теорию «атомизма». Далее, современный подход к научному знанию, основанный на специфических методах познания и способах количественного измерения величин, был сформулирован в эпоху Просвещения на основе рационализма. Идеи рационализма, веры в разум человека как критерии истинности появились в трудах Ф. Бэкона, а в дальнейшем Р. Декарт, Г. Лейбниц и Б. Спиноза сформулировали характеристики научного метода познания.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/1175499dc645fdcdc316efff8b98e457/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
