Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Искусство – это реализация творческой деятельности человека и экстраординарных навыков и знаний, направленных на создание произведений, обладающих эстетической ценностью (красотой). Искусство является естественной частью культуры (более четко, эстетической культуры) как совокупности (1) результатов (2) преобразования природы (3) человеческой деятельностью во всех её духовных и материальных проявлениях. Как часть культуры, искусство, неизбежно, становится частью духовной жизни общества, которая включает в себя (1) мировоззрение и общественную мысль, (2) ценности и идеалы, (3) культуру и искусство, (4) науку и систему образования, (5) религию и верования и (6) мораль, нормы поведения, обычаи и традиции.
Известный немецкий философ Шеллинг Ф. в книге «Философия искусства» выделял следующие виды искусства: (1) реальные -- музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура) и (2) идеальные -- литература и поэзия. Виды искусства можно также различать по материалу, в котором реализуются художественные образы: звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) -- в скульптуре, движение в танце. Важное деление видов искусства на виды (1) с четко сформулированной идеей – литература, спектакль, кино, песни, и (2) без четко сформулированной идеи -- живопись, иконопись, архитектура, скульптура, мозаика, танец. Иные классификации видов искусства выделяют (1) пространственные -- архитектура, изобразительное искусство, (2) динамические -- литература и музыка и (3) пространственно-динамические, зрелищные -- театр, киноискусство, хореография, цирк.
Одной из известных книг о том, для чего существует искусство, является книга Руссо Ж-Ж. «Рассуждения о науках и искусствах». Так, Руссо Ж-Ж. считал, что искусство -- это специфический вид (1) экстраординарной творческой деятельности по созданию (2) эстетически привлекательных предметов. Можно сказать, что упор на творческие проявления, а не на физиологические способности, отличает искусство от спорта. В таком понимании предметы искусства могут быть результатом как профессиональной деятельности человека, так и результатом досуга, отдыха от основной трудовой деятельности.
Далее, искусство рассматривается как специфическая форма общественного сознания – выполняет познавательную функцию. Это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Так, искусство, наряду с наукой и верой (религией), является видом познания реальности, то есть процесса получения знаний о природе, обществе, культуре и человеке. Если наука – полностью рациональна, а религия (вера) воздействует на чувства и на разум, то искусство -- воздействует на чувства и эмоции людей. В таком ключе предметы искусства влияют на мировоззрение отдельного человека и общества, формируя взгляды, оценки и представления о мире (природе), обществе, культуре, и участвуют в социализации детей и молодежи (воспитательная функция).
Искусство, в котором в словесной форме выделены основные идеи, – литература, песни, спектакль, кино -- формирует (1) мышление человека и его (2) ценностные ориентиры. Так, если произведение искусства содержит очевидную идею, сформулированную на родном языке как основном способе коммуникации в обществе, например, идея справедливости в фильме «Брат», то она будет воспринята как верная. Сформированные таким произведением искусства ценностные ориентиры будут функционировать, по мнению известного экономиста А.А. Аузана, как неформальные социальные институты – как модели поведения на будущее. В итоге, произведения искусства могут воздействовать на общество как «мягкая сила».
Искусство удовлетворяет духовные потребности человека, который является продуктом не только биологической, но и социокультурной эволюции (эстетическая функция). Духовные потребности удовлетворяют нужду человека в саморазвитии и самопознании. В рамках самопознания искусство приобщает людей к фундаментальным позитивным ценностям – посредством эстетики, красоты произведений искусства. Искусство укрепляет единство общества, формируя и поддерживания этническую, национальную и культурную идентичности, то есть влияет на психику человека, формирует ощущение принадлежности к социальным группам и общностям. Искусство, таким образом, предотвращает социальные конфликты, способствует культурному диалогу (коммуникативная функция) как внутри общества, так и между обществами.
Предметы искусства также могут подтверждать специфические знания (информационная функция), например, опровергать придуманные исторические датировки так называемых «альтернативщиков истории» -- Фоменко А.Т. и Носовского Г.В. В этом ключе можно считать, что искусство формирует важные исторические нарративы, дополняет мировоззрение людей. Так, например, в 1995 году фотовыставка «Война на уничтожение. Преступления вермахта с 1941 по 1944 год», которая проводилась в 33 городах Германии, развенчала миф о том, что вооруженные силы нацисткой Германии и стран-союзников (Финляндии, Венгрии, Румынии) якобы не участвовали в геноциде народов СССР.
Конституция РФ предусматривает возможность создания национально- культурных автономий, поощряющих народные промыслы и искусство народов России. Далее, Закон РФ от 9 октября 1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» также защищает любые проявления культуры в РФ. Наконец, предметы искусства обладают не только ограниченной оборотоспособностью по ГК РФ, а также являются объектами «интеллектуальной собственности», то есть защищаются исключительными правами. На международном уровне существуют Всемирная конвенция об авторском праве и Бернская конвенция об охране произведений литературы и искусства.
Известный немецкий философ Шеллинг Ф. в книге «Философия искусства» выделял следующие виды искусства: (1) реальные -- музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура) и (2) идеальные -- литература и поэзия. Виды искусства можно также различать по материалу, в котором реализуются художественные образы: звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) -- в скульптуре, движение в танце. Важное деление видов искусства на виды (1) с четко сформулированной идеей – литература, спектакль, кино, песни, и (2) без четко сформулированной идеи -- живопись, иконопись, архитектура, скульптура, мозаика, танец. Иные классификации видов искусства выделяют (1) пространственные -- архитектура, изобразительное искусство, (2) динамические -- литература и музыка и (3) пространственно-динамические, зрелищные -- театр, киноискусство, хореография, цирк.
Одной из известных книг о том, для чего существует искусство, является книга Руссо Ж-Ж. «Рассуждения о науках и искусствах». Так, Руссо Ж-Ж. считал, что искусство -- это специфический вид (1) экстраординарной творческой деятельности по созданию (2) эстетически привлекательных предметов. Можно сказать, что упор на творческие проявления, а не на физиологические способности, отличает искусство от спорта. В таком понимании предметы искусства могут быть результатом как профессиональной деятельности человека, так и результатом досуга, отдыха от основной трудовой деятельности.
Далее, искусство рассматривается как специфическая форма общественного сознания – выполняет познавательную функцию. Это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Так, искусство, наряду с наукой и верой (религией), является видом познания реальности, то есть процесса получения знаний о природе, обществе, культуре и человеке. Если наука – полностью рациональна, а религия (вера) воздействует на чувства и на разум, то искусство -- воздействует на чувства и эмоции людей. В таком ключе предметы искусства влияют на мировоззрение отдельного человека и общества, формируя взгляды, оценки и представления о мире (природе), обществе, культуре, и участвуют в социализации детей и молодежи (воспитательная функция).
Искусство, в котором в словесной форме выделены основные идеи, – литература, песни, спектакль, кино -- формирует (1) мышление человека и его (2) ценностные ориентиры. Так, если произведение искусства содержит очевидную идею, сформулированную на родном языке как основном способе коммуникации в обществе, например, идея справедливости в фильме «Брат», то она будет воспринята как верная. Сформированные таким произведением искусства ценностные ориентиры будут функционировать, по мнению известного экономиста А.А. Аузана, как неформальные социальные институты – как модели поведения на будущее. В итоге, произведения искусства могут воздействовать на общество как «мягкая сила».
Искусство удовлетворяет духовные потребности человека, который является продуктом не только биологической, но и социокультурной эволюции (эстетическая функция). Духовные потребности удовлетворяют нужду человека в саморазвитии и самопознании. В рамках самопознания искусство приобщает людей к фундаментальным позитивным ценностям – посредством эстетики, красоты произведений искусства. Искусство укрепляет единство общества, формируя и поддерживания этническую, национальную и культурную идентичности, то есть влияет на психику человека, формирует ощущение принадлежности к социальным группам и общностям. Искусство, таким образом, предотвращает социальные конфликты, способствует культурному диалогу (коммуникативная функция) как внутри общества, так и между обществами.
Предметы искусства также могут подтверждать специфические знания (информационная функция), например, опровергать придуманные исторические датировки так называемых «альтернативщиков истории» -- Фоменко А.Т. и Носовского Г.В. В этом ключе можно считать, что искусство формирует важные исторические нарративы, дополняет мировоззрение людей. Так, например, в 1995 году фотовыставка «Война на уничтожение. Преступления вермахта с 1941 по 1944 год», которая проводилась в 33 городах Германии, развенчала миф о том, что вооруженные силы нацисткой Германии и стран-союзников (Финляндии, Венгрии, Румынии) якобы не участвовали в геноциде народов СССР.
Конституция РФ предусматривает возможность создания национально- культурных автономий, поощряющих народные промыслы и искусство народов России. Далее, Закон РФ от 9 октября 1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» также защищает любые проявления культуры в РФ. Наконец, предметы искусства обладают не только ограниченной оборотоспособностью по ГК РФ, а также являются объектами «интеллектуальной собственности», то есть защищаются исключительными правами. На международном уровне существуют Всемирная конвенция об авторском праве и Бернская конвенция об охране произведений литературы и искусства.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что именно духовно-культурная жизнь, в том числе искусство, во многом формирует общество, социальную среду в нем, образ жизни. Ведь общество – это, прежде всего, единство населения и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего) на базе совокупности идентичностей: этнической, национальной, культурной, конфессиональной, родовой и клановой. Произведения искусства формируют внутренние ценностные ориентиры человека, ощущение справедливости жизни. Эволюционно развиваясь, такое общество сможет поставить и найти культурно приемлемые ответы вопросы о смысле и целях жизни, что, по мнению философа Данилевского Н.Я. (в книге «Россия и Европа»), может создать отдельный культурно-исторический тип, то есть отдельную цивилизацию.
Я полагаю, что искусство должно быть направлено на формирование именно человекосберегающих ценностных ориентиров (полноценной жизни, ответственной свободы, взаимопомощи и поддержки, служению Отечеству, крепкой семьи, созидательного труда), а также важности эволюционного, а не революционного развития общества. Данные установки помогут создавать из членов общества полноценных личностей, национально ориентированную элиту с высоким базовым уровнем в социально-гуманитарной сфере. Такие личности на базе человекосберегающих ориентиров смогут сформировать общество справедливого минимального неравенства с усреднением вверх, а не вниз.
Я полагаю, что искусство должно быть направлено на формирование именно человекосберегающих ценностных ориентиров (полноценной жизни, ответственной свободы, взаимопомощи и поддержки, служению Отечеству, крепкой семьи, созидательного труда), а также важности эволюционного, а не революционного развития общества. Данные установки помогут создавать из членов общества полноценных личностей, национально ориентированную элиту с высоким базовым уровнем в социально-гуманитарной сфере. Такие личности на базе человекосберегающих ориентиров смогут сформировать общество справедливого минимального неравенства с усреднением вверх, а не вниз.
3. С чем не стоит путать
Искусству как разновидности культуры можно противопоставить природу – систему физических и биологических объектов и явлений, как уже познанных человеком, так и лежащих пока еще за пределами знаний. Далее, искусству как форме познания можно противопоставить научное познание, которое определяется специфичностью метода (то есть способов и средств получения знания) – (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью, (4) отсутствием субъективных оценок и авторитетного мнения как основы для истинности, (5) прогностической значимостью, (7) проверяемостью результатов. Религия также отличается от искусства, прежде всего, предметом познания – трансцендентное начало, фундаментальные причины создания мира.
4. История развития
Искусству как разновидности культуры можно противопоставить природу – систему физических и биологических объектов и явлений, как уже познанных человеком, так и лежащих пока еще за пределами знаний. Далее, искусству как форме познания можно противопоставить научное познание, которое определяется специфичностью метода (то есть способов и средств получения знания) – (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью, (4) отсутствием субъективных оценок и авторитетного мнения как основы для истинности, (5) прогностической значимостью, (7) проверяемостью результатов. Религия также отличается от искусства, прежде всего, предметом познания – трансцендентное начало, фундаментальные причины создания мира.
Примитивное искусство появляется в археологических находках, свидетельствующих о «неутилитарных действиях» наших предков. Так, по мнению известного антрополога Дробышевского С.В., первое появление искусства у древнего человека можно датировать примерно 3 -- 2,5 млн. лет назад. В пещере Макапансгат на территории современной ЮАР была обнаружена красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька найдена среди останков африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3,5 до 2,5 миллионов лет назад.
Примитивное искусство появляется в археологических находках, свидетельствующих о «неутилитарных действиях» наших предков. Так, по мнению известного антрополога Дробышевского С.В., первое появление искусства у древнего человека можно датировать примерно 3 -- 2,5 млн. лет назад. В пещере Макапансгат на территории современной ЮАР была обнаружена красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька найдена среди останков африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3,5 до 2,5 миллионов лет назад.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/36c2af4691733f63094a687fb50fbb54/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/