Темы

Многообразие деятельности


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это?Деятельность (в виде действия или бездействия) относится к поступкам, которые человек совершает в своей повседневной жизни для достижения определенных целей или удовлетворения потребностей и интересов. Сущность деятельности человека заключается в целевом изменении (1) окружающей природы (результатом чего является культура), (2) общества, а также (3) самого себя, человека (формируя личность). При этом деятельность человека связана с его сознанием, они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так, сознание определяет мотивы и цели деятельности, то есть то, из-за чего и для чего совершается деятельность.

Структуру любой деятельности составляют четыре элемента: (1) субъект, (2) объект, (3) субъективная сторона и (4) объективная сторона. Субъектом (то есть, актором деятельности) человеческой деятельности является человек, объектом же – то, на что направлена деятельность человека (природа, культура, общество, иные люди). Субъективная сторона деятельности (если не касаться специфики уголовных и административных составов) – это (1) осознание человеком результатов деятельности и (2) желание (нежелание или безразличие) в достижении такого результата. Объективной стороной деятельности является деяние -- активное действие или воздержание от действия (бездействие). В объективной стороне важен (1) факт деяния, (2) его результат и (3) причинно-следственная связь между деянием и наступившим результатом.

Существуют основные виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе развития: (1) игра, (2) общение, (3) обучение, (4) труд. Так, игра — это особый вид деятельности, которая происходит в условной ситуации и преследует цель обучения, развлечения, отдыха. Игра особенно важна в юном возрасте, поскольку зачастую имитирует будущие социальные роли. С игрой тесно связано общение — вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, обмен и восприятие информации и материальных предметов. Обмен в рамках общения называют коммуникацией: духовной (при обмене информацией) и материальной (при обмен ритуальными подарками или подарками на день рождения).

Обучение как вид деятельности преследует цель передачу и приобретение человеком знаний, умений и навыков. Организованное обучение осуществляется в образовательных учреждениях, а неорганизованное – из иных источников, зачастую как побочный результат. С обучением тесно связан труд -- любая сознательная деятельность человека, взаимодействующая с окружающей средой и направленная на достижение полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на ожидаемый результат, наличие мастерства, умений, знаний, часто практическая полезность (хотя при исполнении религиозных обрядов утилитарность отсутствует, но трудовая деятельность осуществляется).

Виды деятельности человека зависят от его потребностей, интересов, образования, жизненного опыта и других факторов. По объекту деятельности обычно выделяют трудовую, учебную, научную, спортивную, творческую, социальную, семейную. Существуют позитивная и негативная, социально значимая и социально не значимая (частная), созидательная и разрушительная, трудовая и спекулятивная, физическая и интеллектуальная (духовная), конкурентная и кооперационная. Наиболее простым способом определить позитивность деятельности – это соблюдать императив И. Канта: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Деятельность человека, связанная с социумом, называется социальным поведением. Социально приемлемым может считаться как (1) социально значимое поведение, которое направлено на повышение благополучия общества и использует для этого конструктивные способы (созидательный труд), так и (2) социально безразличное поведение, которое направлено на удовлетворение только личных потребностей и интересов (спекулятивные операции на фондовом рынке). Примерами негативного девиантного поведения могут считаться различные проявления (1) психической дисфункции организма, (2) асоциальное поведение и (3) антисоциальное поведение (преступления и проступки).

Для чего? Человеку следует понимать, что зачастую наиболее важным компонентом его деятельности является не цель, а средства и способы ее достижения. В рамках любой деятельности зачастую ставятся возвышенные цели, но моральная (а иногда и правовая) оценка такой деятельности зависит не от целей, а методов их достижения: человекосберегающих или расчеловечивающих. В этом ключе должны быть осознаны такие различные концепции, как, идея Толстого Л.Н. о «непротивлении злу силой», и обратная концепция Ильина И.А., оформленная в работе «О сопротивлении злу силой».

Выбранный вид деятельности может стать целью и смыслом жизни для конкретного человека. Дело в том, что за каждого человека нельзя сформировать универсальную цель жизни, поскольку не существует общечеловеческих, фундаментальных смысла и целей. Для кого-то целью может стать наука, преподавание, а для кого-то спорт, поддержка любимого клуба.

Регулирование? Деятельность человека вне социальных отношений, как правило, не имеет какого-либо специального регулирования -- досуг, рефлексия не требуют регулирования. Однако деятельность в рамках социальных отношений, то есть социальное поведение, регулируется неправовыми социальными нормами – традициями, ритуалами обрядами, и правовыми нормами. Например, социальные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Я считаю, что несоциальная деятельность человека -- досуг -- во многом характеризует его как личность. Ответственная личность, заботящаяся о себе и об обществе, способна в рамках досуга совместить интеллектуальную, творческую, спортивную деятельность. В этой связи задача нашего государства и общества -- создавать финансовые и инфраструктурные условия для проведения конструктивного досуга, особенно для молодежи.

Я также полагаю, что наше общество должно поощрять деятельность, направленную на созидательный труд (физический и умственный), а не спекуляции, блогерство, инфоцыганство. Для развития созидательного труда необходимо создавать социальную инфраструктуру -- школы, летние и зимние специализированные школы, любительские кружки, обучающие центры по подготовке среднего специального и высшего образования типа «Алабуга Политех», специальные обучающие центры при частных компаниях и государственных корпорациях. Отдельно необходимо существенно сократить туровую миграцию, а также развивать национальную экономику за счет внутреннего спроса и предложения на отечественные товары. Такой подход к созидательному труду обеспечит технологический суверенитет нашего общества и минимизирует необходимость в иностранных компетенциях и инновациях.

Обобщая на все общество, полагаю, что деятельность всего нашего общества должна быть направлена на улучшение демографии, укрепление семейных ценностей, профилактику заболеваний, заботу об инвалидах и пенсионерах. Так, в России, стремящейся к модели социального государства, следует существенно ограничить распространение крепкого алкоголя (вплоть до полного запрета продажи крепкого алкоголя в жилых домах, в формате он-лайн), а также установить высокие цены на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов. Стимулирование рождений необходимо производить за счет крупных, единовременных выплат не на первого, а на второго и последующих детей с последующими ежемесячными пособиями хотя бы до уровня 200 000 – 250 000 рублей. Важно создать отдельный государственный орган по реабилитации (физической и психологической) участников СВО. Наконец, следует существенно увеличить трудовые пенсии для имеющих нормативный трудовой стаж и предусмотреть возможность частично адресных пенсий в пользу родителей тех людей, кто осуществляет выплаты в социальные фонды.
3. С чем не следует путать
Деятельность человека является волевой (то есть осознанной), а активность животных основывается на рефлексах и инстинктах. В отличие от волевых действий рефлексы являются не волевыми актами, а врожденной реакцией организма на внешнее раздражение. Инстинкты, в отличие от рефлексов, являются более комплексными действиями, особыми для каждого вида действий (например, забота о потомстве).
4. История развития
Человек как продукт биологической, социальной и духовно-культурной эволюции, был создан самой деятельностью. Деятельность человека усложнялась по мере роста мозга и его усложнения. Так, по мнению известного антрополога Дробышевского С.В., усложнение мозга, прежде всего, было связано с началом использования огня для обработки мяса. Это привело к появлению видов деятельности, характеризующих современного человека, – погребальным обрядам, созданию сложносоставных орудий, заботе о близких родственниках, передаче знаний (с появлением «бабушкизации»), искусству.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/598af7745b866dc50a4e0e86a40f5d4e/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество