Темы

Сознание и деятельность


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Сознание (по определению из «Большого энциклопедического словаря») (1) является высшей формой отражения окружающей реальности, (2) определяет цели и мотивы деятельности, (3) свойственна общественно развитому человеку и (4) связана с речью. Более общо сознание в настоящее время определяет русский философ, изучающий сознание, Дубровский Д.И.: сознание – субъективная реальность. Современный философский и естественно-научный подход к сознанию больше опирается на работу Т. Нагель «Каково быть летучей мышью?» В ней говорится о том, что «…некий организм впадает в сознательное состояние только тогда, когда быть этим организмом на что-то похоже – для него самого».

Сознание структурно организовано и является сформированной целостной системой. Основная деятельность сознания заключается (1) в отражении реальности (то есть в осознании и понимании) и (2) в волевом формировании действий и прогнозировании их результатов. Сознанию присущи такие составляющие, как (1) самосознание, (2) самоанализ и (3) самоконтроль. Несомненной спецификой человеческого сознания по сравнению с сознанием животных является наличие языка, членораздельная речь, которая во много определяет мыслительные процессы сознания.

Существует физиологическая школа (И. Павлов, И. Сеченов), которая объясняет сознание как порождение нейронных связей в мозге человека и животных. Современная нейробиология и, в целом, функциональные трактовки сознания исходят из следующего: сознание (1) может быть у человека, высших животных (некоторые ученые считают, даже у растений) и машин (искусственный интеллект) и (2) порождается у человека и животных нейронными гиперсетями (К.П. Анохин, Т.В, Черниговская). В рамках нейронных гиперсетей существуют уровни нейронов, где формируются идеи, ценности и абстрактные понятия, то есть то, что философы часто называют «квале». В таком понимании сознание включает: сенсорный опыт (видеть красный цвет), аффективный опыт (чувствовать боль), когнитивный опыт (думать), агентивный опыт (убеждать другого), самосознание (распознавать себя в качестве отдельной сущности).

Деятельность (в виде действия или бездействия) относится к поступкам и процессам, которые человек совершает в своей повседневной жизни для достижения определенных целей или удовлетворения потребностей. Сознание и деятельность взаимосвязаны и влияют друг на друга: так, сознание определяет мотивы и цели деятельности, то есть из-за чего и для чего совершается деятельность. Деятельность влияет на сознание, воздействуя на процессы мышления, восприятия и осознания, формируя теоретическое (априорное) и опытное (апостериорное) знание.

Когда человек совершает действия, то получает новый опыт и информацию, которая влияет на (1) мировоззрение и (2) ценностные ориентиры. Ценностные ориентиры – это нечто важное, значимое или полезное для человека или общества, это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека. Так, ценностные ориентиры через самосознание помогают принимать правильные решения и оценивать поступки: поступил ли человек хорошо или плохо. Система ценностей индивидуальна для каждого человека; она, во многом, формирует его мировоззрение, то есть целостную систему (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека.

По критерию субъекта выделяют (1) индивидуальное, (2) массовое и (3) общественное (как разновидность массового) сознание. Так, если индивидуальное сознание характерно для одного человека, то массовое – для совокупности людей, не обязательно объединенных на какой-либо основе. Общественное же сознание характерно для людей в рамках определенной идентичности – культурной, религиозной, этнической, национальной. Выделяют также специальные виды сознания -- философское сознание, правосознание как часть правовой культуры, сознание специалиста и мистическое сознание.

Далее по критерию формирования мировоззренческой картины можно выделить (1) обыденное, (2) научное, (3) религиозное и (4) мифологическое сознание. Так, обыденное сознание отражает реальность повседневной жизни. Научное сознание характерно для людей, которые обычно обладают развитым критическим мышлением и склонны перепроверять факты, а религиозное сознание -- для верующих людей. Мифологическое сознание характерно для людей, желающих верить в мифы, сконструированную, придуманную реальность (особенно исторические или политические о формировании государства или общества).

На практике особенно важным представляется мифологическое сознание, которое исследовал известный философ и теолог А.Ф. Лосев в книге «Диалектика мифа». Миф о социальной действительности или о прошлом постоянно присутствует в человеческом мире, задавая основания для деятельности обществ. Обладающие мифологическим сознанием общества склонны верить не в объективно существующую реальность, а в ту, которая сконструирована для них средствами массовой информации, речами политиков. Такая сконструированная реальность позволяет длительное время манипулировать обществом – пример, мифологическое прошлое современной Украины. В целом, очень опасно, когда конструированный миф нацеливает общество на деструктивную деятельность – социальные конфликты, войны, ненависть к иным этническим или национальным общностям.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что сознание должно определять деятельность людей в каждой сфере общественной жизни. Так, в экономической сфере предприниматели должны осознанно не выводить денежные средства, заработанные в России, а создавать внутри страны потребительскую и производственную инфраструктуру. В социальной сфере государство и общество должны осознанно создавать условия для формирования многодетной, крепкой семьи. В обществе, в целом, должен поощряться созидательный труд – физический или интеллектуальный, а не спекуляции – стремление вкладывать денежные средства в фондовый или валютный рынок (что должно быть законным, но социально не поощряемым поведением).

Действия членов нашего общества в духовно-культурной сфере не должны основываться на бездумном и эгоистичном осуществлении свободы (такое гедонистическое поведение исповедуют либертарианцы – последователи либерализма, не учитывающие моральные нормы). У деятелей культуры должна включаться самоцензура, внутренняя осознанная ответственность – оценка того, несет ли их произведение позитивный посыл, или оно может подтолкнуть к преступлениям и социальным конфликтам. В политической сфере наше общество должно, наконец, осознать государство положительно, как глобальную лабораторию реализации поставленных перед собой сверхзадач. Оппозиция и критика должны быть конструктивными, а не деструктивными, не направленными на разрушение государства и общества.

Отдельно следует обратить внимание на то, что сознание вместе с волей являются составляющими психической деятельности человека и имеют важное значение в правовой сфере. Так, сознание важно для определения дееспособности -- предоставленной законом субъекту права возможности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Порок в сознании человека – то есть неспособность (1) понимать значения своих действий или (2) руководить ими – может привести к признанию такого человека недееспособным в судебном порядке.
3. Примеры из практики
Правосознание — это отношение людей к государству и праву, законности, правопорядку, правотворческой и правоприменительной деятельности. Правосознание является осознанием того, для чего существуют государство и право. Содержательно оно является одной из форм общественного сознания, совокупности взглядов, идей, чувств. Правосознание является частью более общего понятия – правовая культура, то есть определенного уровня знания о государстве и праве, осознания значимости государства и права как социальных институтов для предотвращения конфликтов, защиты и обеспечения положительной эволюции общества.
4. С чем не следует путать
Сознание нужно отличать от подсознания, или неволевого сознания. Так, контролем многих физиологических процессов человека занимается неволевая сознательная деятельность (ритмичность работы сердца, выделение гормонов или нейромедиаторов). Известный психолог К. Юнг ввел определение коллективного бессознательного, в которое включаются общие символы, мотивы, архетипы и образы, которые присутствуют в различных культурах и религиях. К. Юнг считал, что оно глубоко связано с биологическими и культурными корнями, во многом определяет этническую идентичность.

Сознание отличается от интеллекта тем, что сознание обозначает состояние осознанности и восприятия, в то время как интеллект относится к способности решать нестандартные задачи, анализировать информацию и делать выводы. Далее, основное различие между сознанием и познанием заключается в том, что сознание – это сформированное состояние осознанности, в то время как познание -- это процесс, в который включается мышление, получения и интерпретации информации. Сознание включает в себя внимание, восприятие и эмоции, в то время как познание -- процесс понимания мира.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ffd7241cf40ca7ace6ee3d712f75b84a/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество