Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Деятельность (в виде действия или бездействия) относится к поступкам, которые человек совершает в своей повседневной жизни для достижения определенных целей или удовлетворения потребностей и интересов. Деятельность — это способ существования людей, который проявляется в их активном отношении к окружающему миру. Сущность деятельности человека заключается в целевом изменении (1) окружающей природы (результатом чего является культура), а также (2) самого себя, человека (формируя личность).
Структуру любой деятельности составляют четыре элемента: (1) субъект, (2) объект, (3) субъективная сторона и (4) объективная сторона. Применительно к теме эссе субъектом (то есть, актором деятельности) является человек, объектом же – то, на что направлена деятельность человека. Субъективная сторона деятельности (если не касаться специфики уголовных и административных составов) – это (1) осознание человеком результатов деятельности и (2) желание (нежелание или безразличие) в достижении такого результата. Объективной стороной деятельности является деяние -- активное действие или воздержание от действия (бездействие). В объективной стороне важен (1) факт деяния, (2) его результат и (3) причинно-следственная связь между деянием и наступившим результатом.
Человек, в целом, как продукт биологической, социальной и духовно-культурной эволюции, был отчасти создан самой деятельностью. Так, биологические изменения в человеке в ходе эволюции были спровоцированы дарвиновским механизмом естественного и иных отборов, то есть привыканием к изменяющимся природным нишам посредством закрепляющихся положительных мутаций в популяции. А вот дальнейшая социальная и духовно-культурная эволюция человека, несомненно, определялась деятельностью самих людей, в том числе, преобразованием природы в культуру.
Виды деятельности человека могут быть различными и зависят от его потребностей, интересов, образования, жизненного опыта и многих других факторов. По объекту деятельности обычно выделяют трудовую, учебную, научную, спортивную, творческую, социальную, семейную. Существуют социально значимая и социально не значимая (частная), созидательная и разрушительная, трудовая и спекулятивная, физическая и интеллектуальная (духовная) и, наконец, позитивная и негативная. На практике как в позитивной, так и в негативной деятельности зачастую ставятся возвышенные, социально значимые цели, но важно – какими способами и методами достигаются поставленные цели: человекоразрушающими или расчеловечивающими. В этом ключе должны быть осознаны такие различные концепции, как, идея Толстого Л.Н. о «непротивлении злу силой», и обратная концепция Ильина И.А., оформленная в работе «О сопротивлении злу силой».
Важными мотивами деятельности людей являются (1) потребности и интересы, (2) ценностные ориентиры и социально-гуманитарное мировоззрение, (3) различные идентичности. Потребность – это внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях, зависимость организма от определенных факторов внешней или внутренней среды. Потребность человека – это переживаемая и осознаваемая нужда в том, что необходимо не только для развития организма человека, но и для его личности – совокупности социальных и отчасти духовно-культурных свойств. Интересы, в отличие от потребностей, не создают ощущение нужды, но отражают стремление направленность внимания к результату, который имеет смысл или будет считаться в пользу человека – реализаций ценностей, убеждений человека, материальной выгоды, ощущения счастья.
Сформированное мировоззрение, особенно в социально-гуманитарной сфере, становится важной мотивацией деятельности. Так, мировоззрение – это целостная система (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. По мнению известного философа Ф. Хайека, в результате эволюции в обществе обычно закрепляются только те базовые ценности, которые помогли ему выживать и развиваться. Поэтому важно, что в ситуации, когда для члена общества не существует заранее сформированной правильной модели поведения, то его действия базируются на ценностных ориентирах, становящихся неформальными социальными институтами.
Также, важно осознавать, что человек – это совокупность различных идентичностей, то есть свойства психики, которое определяет принадлежность к социальным группам и общностям. Можно выделить разные виды идентичностей: семейную, родовую, этническую, национальную (государственную), конфессиональную, культурную, классовую, гендерную, расовую, корпоративную. Существует негласная иерархия идентичностей: семейная идентичность более значима, чем остальные; этническая и национальная часто превалируют над культурной, классовой, сословной и корпоративной. Посредством принадлежности к идентичности человек проводит (1) различие «свой-чужой», может обеспечить (2) потребности в безопасности и (3) интересы в приемлемом образе жизни. Защита идентичностей с учетом их иерархии становится важной мотивацией деятельности человека: как бы сильна ни была культурная идентичность, но при угрозе более высоким в иерархии идентичностям (например, семейной, этнической, национальной) человек склонен защищать их, а не культурную идентичность.
Деятельность людей внутри общества обычно формируется внутри четырех основных сфер, имеющих свой предмет: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Регулирование сфер общественной жизни осуществляется социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
Структуру любой деятельности составляют четыре элемента: (1) субъект, (2) объект, (3) субъективная сторона и (4) объективная сторона. Применительно к теме эссе субъектом (то есть, актором деятельности) является человек, объектом же – то, на что направлена деятельность человека. Субъективная сторона деятельности (если не касаться специфики уголовных и административных составов) – это (1) осознание человеком результатов деятельности и (2) желание (нежелание или безразличие) в достижении такого результата. Объективной стороной деятельности является деяние -- активное действие или воздержание от действия (бездействие). В объективной стороне важен (1) факт деяния, (2) его результат и (3) причинно-следственная связь между деянием и наступившим результатом.
Человек, в целом, как продукт биологической, социальной и духовно-культурной эволюции, был отчасти создан самой деятельностью. Так, биологические изменения в человеке в ходе эволюции были спровоцированы дарвиновским механизмом естественного и иных отборов, то есть привыканием к изменяющимся природным нишам посредством закрепляющихся положительных мутаций в популяции. А вот дальнейшая социальная и духовно-культурная эволюция человека, несомненно, определялась деятельностью самих людей, в том числе, преобразованием природы в культуру.
Виды деятельности человека могут быть различными и зависят от его потребностей, интересов, образования, жизненного опыта и многих других факторов. По объекту деятельности обычно выделяют трудовую, учебную, научную, спортивную, творческую, социальную, семейную. Существуют социально значимая и социально не значимая (частная), созидательная и разрушительная, трудовая и спекулятивная, физическая и интеллектуальная (духовная) и, наконец, позитивная и негативная. На практике как в позитивной, так и в негативной деятельности зачастую ставятся возвышенные, социально значимые цели, но важно – какими способами и методами достигаются поставленные цели: человекоразрушающими или расчеловечивающими. В этом ключе должны быть осознаны такие различные концепции, как, идея Толстого Л.Н. о «непротивлении злу силой», и обратная концепция Ильина И.А., оформленная в работе «О сопротивлении злу силой».
Важными мотивами деятельности людей являются (1) потребности и интересы, (2) ценностные ориентиры и социально-гуманитарное мировоззрение, (3) различные идентичности. Потребность – это внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях, зависимость организма от определенных факторов внешней или внутренней среды. Потребность человека – это переживаемая и осознаваемая нужда в том, что необходимо не только для развития организма человека, но и для его личности – совокупности социальных и отчасти духовно-культурных свойств. Интересы, в отличие от потребностей, не создают ощущение нужды, но отражают стремление направленность внимания к результату, который имеет смысл или будет считаться в пользу человека – реализаций ценностей, убеждений человека, материальной выгоды, ощущения счастья.
Сформированное мировоззрение, особенно в социально-гуманитарной сфере, становится важной мотивацией деятельности. Так, мировоззрение – это целостная система (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. По мнению известного философа Ф. Хайека, в результате эволюции в обществе обычно закрепляются только те базовые ценности, которые помогли ему выживать и развиваться. Поэтому важно, что в ситуации, когда для члена общества не существует заранее сформированной правильной модели поведения, то его действия базируются на ценностных ориентирах, становящихся неформальными социальными институтами.
Также, важно осознавать, что человек – это совокупность различных идентичностей, то есть свойства психики, которое определяет принадлежность к социальным группам и общностям. Можно выделить разные виды идентичностей: семейную, родовую, этническую, национальную (государственную), конфессиональную, культурную, классовую, гендерную, расовую, корпоративную. Существует негласная иерархия идентичностей: семейная идентичность более значима, чем остальные; этническая и национальная часто превалируют над культурной, классовой, сословной и корпоративной. Посредством принадлежности к идентичности человек проводит (1) различие «свой-чужой», может обеспечить (2) потребности в безопасности и (3) интересы в приемлемом образе жизни. Защита идентичностей с учетом их иерархии становится важной мотивацией деятельности человека: как бы сильна ни была культурная идентичность, но при угрозе более высоким в иерархии идентичностям (например, семейной, этнической, национальной) человек склонен защищать их, а не культурную идентичность.
Деятельность людей внутри общества обычно формируется внутри четырех основных сфер, имеющих свой предмет: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Регулирование сфер общественной жизни осуществляется социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что в рамках общества важна не любая, не революционная (как предлагают многие неомарксисты), а только эволюционная деятельность. Эволюционная деятельность может стать целью и смыслом жизни человека, а в рамках общества будет формировать комфортную среду обитания, образ жизни, который будет соответствовать внутренним идентификациям человека на культурном, историческом, этническом и национальном уровне. В таких условиях возможно повышать благосостояние всего общества и создавать личностный комфорт для отдельного человека. Для этого в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – повысить значимость профессии педагога-учителя, поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач.
Важно также понимать, что мотивы деятельности человека не всегда рациональны, а очень часто эмоциональны. Так, нобелевский лауреат Р. Талер (написавший книгу «Новая поведенческая экономика») указал, что мотивы деятельности человека нерациональны, человек склонен к частым ошибкам и существенному влиянию нерациональных и нелогичных убеждений. Именно поэтому я согласен с мнением известного экономиста Глазьева С.Ю., что рыночные отношения, в основе которых в теории должен лежать рациональный выбор людей, не могут быть экономическим фундаментом общества, – ведь деятельность людей является нерациональной.
Важно также понимать, что мотивы деятельности человека не всегда рациональны, а очень часто эмоциональны. Так, нобелевский лауреат Р. Талер (написавший книгу «Новая поведенческая экономика») указал, что мотивы деятельности человека нерациональны, человек склонен к частым ошибкам и существенному влиянию нерациональных и нелогичных убеждений. Именно поэтому я согласен с мнением известного экономиста Глазьева С.Ю., что рыночные отношения, в основе которых в теории должен лежать рациональный выбор людей, не могут быть экономическим фундаментом общества, – ведь деятельность людей является нерациональной.
3. С чем не следует путать
Деятельности как активному акту следует противопоставить бездействие. Так, отсутствие широкой предпринимательской инициативы в России является одним из факторов, который препятствует экономическому развитию общества. По концепции известного экономиста Аузана А.А., К-Россия (75 процентов населения) – может усердно трудиться, но не обладает пассионарной способностью к предпринимательству, а И-Россия (25 процентов населения) – наоборот, обладает пассионарной способностью к предпринимательству. Соответственно, задача государства создать налоговые, социальные (например, через адресные пенсии) и иные организационные стимулы для развития, как минимум, малого и микропредпринимательства.
4. История развития
Наиболее часто мотивация деятельности людей основана на стремлении удовлетворить материальные или духовные потребности. Способность их равноценного удовлетворения характеризует состоявшуюся личность, а создание условий для такого удовлетворения – состоявшего общества. При этом общество (и прежде всего, политические элиты) должно осознавать, какую цену уместно заплатить за удовлетворение потребности. Так, существует мнение, что в результате распада СССР советское общество удовлетворило потребность в «кока-коле» за счет отказа от привычных ценностных ориентиров, образа жизни: вместе с кока-колой общество, в итоге, получило масштабные кладбища.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ae0bbd4d6d9625e0cb3cb761be9d1853/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/