Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Ценностные ориентиры – это нечто важное, значимое или полезное для человека или общества, это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека. Так, ценностные ориентиры через самосознание помогают принимать правильные решения и оценивать поступки: он поступил хорошо или плохо. При этом ценностные ориентиры устанавливаются как обществом, так и человеком непосредственно для себя. Система ценностей индивидуальна для каждого человека; она, во многом, формирует его мировоззрение и такое социальное явление как личность.
Личность – это совокупность социальных качеств индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни. Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отдельно взятый уникальный человек без учета его морфологических, психологических и социальных характеристик. Личность, таким образом, -- не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт.
Основные социальные качества личности: (1) самосознание – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;
(2) самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности, возможности и прочие особенности;
(3) социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой; (4) цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение. Наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Существуют следующие основные цели: (1) материальные блага и комфорт; (2) развитие и творческая деятельность; (3) власть и уважение; (4) духовное совершенствование.
Процесс формирования личности, то есть способы и методы формирования мировоззрения человека, называется социализацией. Так, традиционно выделяется направленная и ненаправленная социализация. К числу методов направленной позитивной социализации необходимо отнести воспитание (в семье, детском саду, школе, спортивных секциях и кружках) и обучение, то есть последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки набора ценностей и мировоззрения.
В рамках международного рейтинга Инглхарта – индекса ценностей – все ценности, которые лежат в основе ценностных ориентиров, делятся на две категории. Первая категория -- ценности выживания: экономическая и физическая безопасность, материальные ценности, высокие оценки успеха, озабоченность экономией. Вторая категория -- традиционные ценности: религия, семья, почтение к власти, согласие предпочитается открытым политическим конфликтам.
Мне представляется, что особенную роль при формировании личности и ценностных ориентиров могут занимать именно духовные ценности. Так, духовные ценности – это внутренние идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Духовные ценности в зависимости от того, на чём основана их значимость можно разделить на (1) философские (прошлое и будущее, судьба, память, в том числе историческая память); (2) социально-нравственные (гуманизм, добро, милосердие, справедливость, честь, ответственность, верность); (3) эстетические (красота, гармония), (4) религиозные (вера, прощение, смирение) и (5) экзистенциальные (то есть важные для самого существования -- материнство, детство, альтруизм, самопожертвование, способность любить). Наконец, в контексте современного развития общества особенно важным является разделение духовных ценностей на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные духовные ценности в России можно определить как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны и укрепляющие гражданское единство. Важно, что это конструктивные, человекосберегающие ценности, в терминологии известного богослова Ф. Аквинского -- добродетели. Так, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» выделяют следующие основных традиционных ценностей: (1) жизнь, (2) достоинство, (3) права и свободы человека, (4) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (5) высокие нравственные идеалы, (6) крепкая семья, (7) созидательный труд, (8) приоритет духовного над материальным, (9) гуманизм, милосердие, справедливость, (10) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (11) историческая память и преемственность поколений, (12) единство народов России.
Личность – это совокупность социальных качеств индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни. Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отдельно взятый уникальный человек без учета его морфологических, психологических и социальных характеристик. Личность, таким образом, -- не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт.
Основные социальные качества личности: (1) самосознание – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;
(2) самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности, возможности и прочие особенности;
(3) социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой; (4) цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение. Наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Существуют следующие основные цели: (1) материальные блага и комфорт; (2) развитие и творческая деятельность; (3) власть и уважение; (4) духовное совершенствование.
Процесс формирования личности, то есть способы и методы формирования мировоззрения человека, называется социализацией. Так, традиционно выделяется направленная и ненаправленная социализация. К числу методов направленной позитивной социализации необходимо отнести воспитание (в семье, детском саду, школе, спортивных секциях и кружках) и обучение, то есть последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки набора ценностей и мировоззрения.
В рамках международного рейтинга Инглхарта – индекса ценностей – все ценности, которые лежат в основе ценностных ориентиров, делятся на две категории. Первая категория -- ценности выживания: экономическая и физическая безопасность, материальные ценности, высокие оценки успеха, озабоченность экономией. Вторая категория -- традиционные ценности: религия, семья, почтение к власти, согласие предпочитается открытым политическим конфликтам.
Мне представляется, что особенную роль при формировании личности и ценностных ориентиров могут занимать именно духовные ценности. Так, духовные ценности – это внутренние идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Духовные ценности в зависимости от того, на чём основана их значимость можно разделить на (1) философские (прошлое и будущее, судьба, память, в том числе историческая память); (2) социально-нравственные (гуманизм, добро, милосердие, справедливость, честь, ответственность, верность); (3) эстетические (красота, гармония), (4) религиозные (вера, прощение, смирение) и (5) экзистенциальные (то есть важные для самого существования -- материнство, детство, альтруизм, самопожертвование, способность любить). Наконец, в контексте современного развития общества особенно важным является разделение духовных ценностей на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные духовные ценности в России можно определить как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны и укрепляющие гражданское единство. Важно, что это конструктивные, человекосберегающие ценности, в терминологии известного богослова Ф. Аквинского -- добродетели. Так, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» выделяют следующие основных традиционных ценностей: (1) жизнь, (2) достоинство, (3) права и свободы человека, (4) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (5) высокие нравственные идеалы, (6) крепкая семья, (7) созидательный труд, (8) приоритет духовного над материальным, (9) гуманизм, милосердие, справедливость, (10) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (11) историческая память и преемственность поколений, (12) единство народов России.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что ценностные ориентиры формируют ответственность настоящей личности не только за себя, сколько за своих близких и общество в целом. Действия настоящей личности должны быть подчинены императиву И. Канта – поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. При этом настоящая личность может ответственно проявлять себя в каждой сфере общественной жизни: в социальной сфере – обеспечивая рост демографии (рождение детей, создание семьи); в экономической сфере – через осознание национально-ориентированности экономической деятельности и созидательности (а не спекулятивности) труда; в культурной и религиозно-духовой сферах – через уважение к традиционным доктринам и ценностям; в политической сфере – через осознанного уважения к государству.
Важность формирования личности через воспитание и обучение не подлежит сомнению. Так, Н. Мандела в своей книге «Долгая дорога к свободе» говорил: «Я убежден, что именно воспитание, а не природа, является основным фактором формирования личности». При этом я считаю важным, чтобы воспитание осуществлялось через призму народной культуры. Это должно выражаться в изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России. В связи с этим я полностью согласен с высказыванием Л.Н. Толстого, который утверждал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».
Важность формирования личности через воспитание и обучение не подлежит сомнению. Так, Н. Мандела в своей книге «Долгая дорога к свободе» говорил: «Я убежден, что именно воспитание, а не природа, является основным фактором формирования личности». При этом я считаю важным, чтобы воспитание осуществлялось через призму народной культуры. Это должно выражаться в изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России. В связи с этим я полностью согласен с высказыванием Л.Н. Толстого, который утверждал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».
3. Примеры из практики
Я считаю, что для преодоления демографического кризиса необходимо на государственном уровне пропагандировать ценности многодетной семьи, сделать многодетность модным явлением и ценностным ориентиром. Государство, при этом, должно существенно повысить ежемесячных пособий хотя бы до уровня 200 000 – 250 000 рублей. Далее, я знаю историю А. Талая – белорусского паралимпийца, который в юношеском возрасте подорвался на мине, потерял руки и ноги. Несмотря на свои увечья, он смог продолжить активную жизнь: создал семью, смог тренировать молодых ребят, сам выиграл олимпийскую медаль по плаванию, вступает перед участниками СВО, потерявшими конечности – стал опорой, ориентиром для многих людей.
4. С чем не следует путать
Я считаю, что для преодоления демографического кризиса необходимо на государственном уровне пропагандировать ценности многодетной семьи, сделать многодетность модным явлением и ценностным ориентиром. Государство, при этом, должно существенно повысить ежемесячных пособий хотя бы до уровня 200 000 – 250 000 рублей. Далее, я знаю историю А. Талая – белорусского паралимпийца, который в юношеском возрасте подорвался на мине, потерял руки и ноги. Несмотря на свои увечья, он смог продолжить активную жизнь: создал семью, смог тренировать молодых ребят, сам выиграл олимпийскую медаль по плаванию, вступает перед участниками СВО, потерявшими конечности – стал опорой, ориентиром для многих людей.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/23cfaac4be08bc337f4215e6bc7a647a/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/