Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП) – это макроэкономическая политикаденежных властей по управление денежным рынком. Она состоит из двух частей: (1) денежной политики – прежде всего, разумной и достаточной эмиссией денежных средств, и (2) кредитной политики – создания условий для доступного кредита (прежде всего через ставку рефинансирования) как основного источника внутреннего финансирования экономики. ДКП использует следующие основные инструменты: эмиссия денежных средств, ставка рефинансирования, номинальный валютный курс, валютные интервенции, валютные свопы, банковское резервирование. Так, при негативных ситуациях в экономике – резкие колебания курса национальной валюты, повышенная инфляция – ДКП является наиболее быстрым методом нормализации ситуации в краткосрочной, но не долгосрочной перспективе.
Как представляется, если исходить из целей социально-экономического развития, то главной целью ДКП должно стать создание условий для максимизации инвестиционной и инновационной активности. При достижении такой цели этом ДКП должно дополняться контролем над целевым использованием денег, включая валютный контроль, чтобы деньги не уходили на фондовый рынок (для проведения спекуляций) и не дестабилизировали курс внутренней валюты. Также важно отметить, что при проведении ДКП выделяют частные, а не глобальные цели. Чаще всего выделяют три частные цели: таргетирование денежного предложения (количества денег в экономике), таргетирование валютного курса (например, рубля по отношению к другим валютам) и инфляционное таргетирование.
Говоря о таргетировании, обычно понимают доведение определенного показателя до установленного количественного значения – причем не обязательно минимального. Так, в определенных ситуациях сильный рубль по отношению к другим валютам – как было в первой половине 2022 года, может делать российские товары менее конкурентоспособными по сравнению с становящимися дешевыми импортными товарами. Наоборот, сильно девальвированный рубль делает импортные товары слишком дорогими, вызываю общую инфляцию, что удушает благосостояние населения.
2. Вывод и, по возможности, свое мнение относительно темы
Я считаю, что ДКП в России не может существовать в изоляции, а должна согласовываться с научно-технической и промышленной политикой развития экономики. РФ как государство посредством Банка России должно эмитировать деньги, прежде всего, в целях долгосрочного целевогокредитования инвестиций в приоритетных направлениях реального сектора российской экономики. Эта система требует жесткого контроля над целевым использованием денег, включая валютный контроль, чтобы деньги не уходили на фондовый рынок для спекуляций и не дестабилизировали курс рубля.
Я также хотел бы обратить внимание на несостоятельность монетаристской доктрины (представителем которой является известный экономист М. Фридман) и рекомендаций Международного валютного фонда, которые запрещают в рамках ДКП увеличивать количество денег директивным способом. Монетаристская доктрина полагает, что деньги должны накапливаться сами собой через сбережения населения и предприятий. Очевидным минусом такого подхода является то, что если экономика будет сама генерировать сбережения, то придется очень долго ждать, прежде чем образуется нужный для технологического рывка в развитии экономики размер накоплений – это так называемая проблема первоначального накопления капитала.
3. Примеры из практики
Правовое регулирование ДКП в России осуществятся Основными направлениями ДКП на периоды, установленные Советом директоров Банка России. Полномочия по разработке и осуществлению ДКП предоставлены Банку России на основании ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Так, закон предусматривает следующие основные инструменты и методы ДКП: (1) ставку рефинансирования, (2) обязательные резервные требования, (3) операции на открытом рынке; (4) рефинансирование кредитных организаций; (5) валютные интервенции; (6) установление ориентиров роста денежной массы; (7) прямые количественные ограничения; (8) эмиссия облигаций от своего имени.
Указанные выше инструменты ДКП должны обеспечить адекватное денежноепредложение для расширенного воспроизводства и опережающего развития российской экономики. Например, Банку России следует выдавать кредиты на рефинансирование коммерческих банков не до их предоставления конечным заемщикам, а после. В этом случае, чтобы получить кредит в Банке России, коммерческий банк должен будет вначале предоставить кредит предприятию. Лишь затем под обязательство или полученное обеспечение (например, залог оборудования) от предприятия коммерческий банк сможет получить соответствующий заем в Банке России. Это создаст конкуренцию между банками в борьбе за клиентов в среде производственных предприятий ради доступа к рефинансированию со стороны Банка России. В итоге, кредитный рынок из рынка продавца, монополизированного крупными коммерческими банками, превратится в рынок покупателя, конкурентная борьба на котором повлечет снижение процентных ставок по кредитам.
Более того, представляется, что ставка рефинансирования не должна превышать среднюю норму прибыли в обрабатывающей промышленности. Так, в соответствии с международной практикой она должна находиться в пределах 4–6 процентов. При этом сроки предоставления кредитов должны соответствовать стандартной длительности научно-производственного цикла производства машиностроительной продукции – то есть примерно 2–5 лет, не меньше.
3. С чем не следует путать и какие отличительные критерии – от 5 критериев
Важно понимать, что фискальная (то есть налогово-бюджетная) политика государства и ДКП должны дополнять друг друга в стимулировании экономического роста. Фискальная политика представляет собой меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходовгосударственного бюджета. Важным элементом фискальной политики является то, что бюджет государства вполне может и должен быть дефицитным – в размере 2-3%. Это позволяет государству рациональной использовать денежные средства для научно-технического прогресса и экономического роста.
Более того, как указывалось выше, ДКП не должна осуществляться в отрыве от эффективного валютного контроля. Валютным контролем являются меры, предусматривающее введение разрешительного порядка осуществления операций капитального характера при сохранении свободной конвертируемости рубля по текущим операциям. Например, в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России вправе обязать экспортеров российских товаров продавать в обязательном порядке определённый размер валютной выручки – это, как правило, удерживает рубль от девальвации.
Банк России также вправе ограничить предельный объем валюты, которые физические и юридические лица вправе выводить за границу в течение месяца. В отсутствие валютных ограничений коммерческие банки также могут направлять получаемые кредитные ресурсы на приобретение иностранной валюты, подрывая устойчивость рубля и лишая смысла государственную кредитную политику и поддержку банковской системы. Так, в отсутствие таких эффективных валютных ограничений в 2022 года из России было выведено около 244 миллиардов долларов США.