Темы

Потребитель


Вернуться назад


Потребитель

1. Общее-простые факты из ЕГЭ:
  1. понятие;
  2. структура и содержание;
  3. особенность;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции;
  6. факторы возникновения и существования;
  7. последствия;
  8. правовое регулирование в РФ.
В соответствии Законом РФ «О защите прав потребителей», потребителем является только такой гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает работы или услуги именно для целей личного потребления, а не для систематической перепродажи или постоянного использования исключительно с целью извлечения прибыли. Это не означает, что такое физическое лицо не может использовать приобретенные товары в качестве орудий производительного труда. Важно лишь, чтобы плоды и доходы, полученные физическим лицом в результате его производительного труда, не могли рассматриваться как систематически извлекаемая прибыль.

Потребитель характеризуется определенным типом поведения, то есть процессом формирования спроса на потребительские товары. Предполагается, что в основе потребительского выбора всегда лежит рациональное желание. Так, рациональным считают такое поведение покупателя, когда структура и очередность его покупок отражают степень важности его личных потребностей, а выбранный им набор товаров способен обеспечить максимальное удовлетворение потребностей при данном размере потребительского дохода.

В связи с указанным выше потребительскими доходами является совокупная сумма денежных средств, получаемых физическим лицом и членами его семьи за определённый промежуток времени для приобретения товаров, работ и услуг на цели личного и семейного потребления. Потребительские расходы -- это общая сумма денег, потраченных физическим лицом и членами его семьи (в целом, отдельным домохозяйством) на товары, работы и услуги для личного и семейного пользования. Структура потребительских доходов и расходов за определённый период времени, вместе со сбережениями, для домохозяйства формирует потребительский бюджет.

Принято делить потребителей на следующие группы: 1) «новаторы» – потребители, рискнувшие попробовать новинку; 2) «адепты» – последователи, делающие товар модным и известным; 3) «прогрессисты» – потребители, обеспечивающие массовый сбыт на стадии роста товара; 4) «скептики» – подключаются спросу на стадии насыщения; 5) «консерваторы» – проявляют спрос, когда товар становится «традиционным». Их поведение на рынке и взаимоотношения с продавцами при совершении потребительского выбора изучается теорией потребительского поведения. Теория исследует механизм взаимодействия потребностей человека и спроса на потребительские товары и услуги.

Теория потребительского поведения получила свое развитие вместе с развитием концепции «потребительского общества» (термин ввел известный философ Э. Фромм), прежде всего, в западноевропейских странах. Так, после Второй мировой войны заводы и фабрики сразу переходили к использованию конвейерного производства, позволившего существенно снизить себестоимость потребительских товаров, сделав их более доступными. Общества из экономики дефицита товаров быстро перешли к концепции потребительского общества, где для избежания кризиса перепроизводства товаров необходимо было четко понимать, а главное, формировать потребительский спрос.

Интересно, что в книге «Общество потребления» известный французский ученый Ж. Бодрийяр указал, что общество потребления основывается на самообмане, который делает невозможными подлинные чувства, обесценивает культуру и создаёт впечатление мнимого изобилия. Концепция «потребительского общества» призвана замаскировать и скрыть реально существующий дефицит, связанный с неравномерностью распределения материальных благ. Эта концепция позволяет рассматривать потребление как механизм, имитирующийсоциальную мобильность и позволяющий людям чувствовать себя представителями более высокого класса или сословия.

С точки зрения правового регулирования, потребитель является субъектом гражданских правоотношений. Очевидно, что потребитель не может нести такие же транзакционные издержки при заключении договоров, как продавцы товаров и услуг. Именно поэтому Гражданский кодекс РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставляют существенную защиту правам потребителей. Так, запрещается навязывание потребителю товаров «в наборе», устанавливается преддоговорная обязанность продавца предоставить потребителю необходимую информацию о товаре, устанавливаются гарантийные сроки и сроки годности потребительских товаров, убытки потребителя возмещаются сверх неустойки (пени), упрощена процедура защиты прав потребителей в суде. Наконец, для потребителей устанавливаются специальные виды договоров с «неизменяемым содержанием», которые защищают права потребителей – публичный договор (перевозка пассажиров) и договор присоединения (на услуги мобильной связи).
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической,
  2. социальной,
  3. духовно-культурной,
  4. политической
Я считаю, что наше общество должно утилитарно подойти к теории потребительского поведения, но не строить на ее основе потребительское общество. Утилитарность должна заключаться в том, что необходимо создать обеспеченный отечественными товарами внутренний потребительский рынок. При этом создание внутреннего потребительского рынка должно стать только экономической задачей, но не самоцелью существования нашего общества. Основные цели нашего общество должны строиться на национально-ориентированных, традиционных ценностях, не связанных с потребительством, гедонизмом (пониманием, что удовольствие является высшим благом и смыслом жизни) и деструктивным трансгуманизмом (то есть отрицанием человека).

Мотивацией деятельности как потребителей, так и предпринимателей должно стать создание вокруг себя комфортного жизненного пространства. В частности, основной целью ответственного потребителя может стать воспроизводство человеческого капитала (бесплатная передача знаний будущим поколениям – смотри многие просветительские проекты: Тактик Медиа, Антропогенез, Teach-in). Важными целями также должны стать создание промышленной (новые заводы, фабрики, производственные и технологические бизнесы) и потребительской инфраструктуры (школы, университеты, академии, парки, больницы, курорты, музеи) внутри страны, а не за рубежом.
3. Примеры из практики
Важно осознавать, что неудовлетворение многих бытовых потребностей может стать причиной деградации общества и социальных конфликтов. Это особенно заметно в обществах с высоким уровнем образования населения. Так, например, по мнению известного экономиста А.А. Аузана, в СССР не было сформировано потребительского общества, многие бытовые, материальные потребности потребителей, объективно, не удовлетворялись. Такая реальность в контексте лозунга Н. С. Хрущева «догнать и перегнать Америку по уровню благосостояния» способствовала распаду СССР, когда каждая союзная республика считала, что по отдельности будет жить существенно лучше. Чтобы не повторить ошибки распада СССР, наше государство должно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, которые могут удовлетворить потребности на внутреннем рынке.
4. С чем не путать
Потребитель, очевидно, отличается от предпринимателя – субъекта, осуществляющего (1) самостоятельную, (2) на свой риск экономическую деятельность, направленную на (3) систематическое получение прибыли.

Потребитель также отличается от инвестора и миноритарного акционера. Так, инвестором является лицо, размещающие денежные средства (как правило, в торгующиеся на фондовом рынке ценные бумаги, производные инструменты или опционы) с целью последующего получения прибыли. Миноритарный акционер --это акционер, владеющий небольшим количеством обычных или привилегированных акций, как правило, стремящийся участвовать в управлении акционерным обществом.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/6e0bed735bbf42b4ce0d678139a434c1/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Экономика