Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Наука -- это системное изучение природы, культуры, общества и человека. Научное знание определяется специфичностью метода познания (то есть способов и средств получения знания) – (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью в получении данных, (4) отсутствием субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностической значимостью, (7) точностью и проверяемостью результатов. Этот новый метод был впервые описан в работе Р. Декарта «Рассуждения о методе…» Такой подход позволил известному российскому ученому К. Анохину определить науку как воображение на службе верифицируемой истины.
Все науки (как дисциплины) можно разделить на (1) естественные (точные, или науки о природе) и (2) социально-гуманитарные (науки о обществе и науки о человеке). Основное деление проводится по предмету и методу (способами и средствами) познания. Так, для естественных наук (физики, химии, биологии) предметом познания является природа (человек как биологическое существо), а основным методом познания -- эксперимент (искусственно спровоцированного опыта, который может быть независимо повторен разными исследователями при схожих условиях с неизменным результатом). Предметом социально-гуманитарных наук является (1) общество, (2) социальные институты (в том числе государство и право), (3) общественные отношения, (4) человек с точки зрения социальной и духовно-культурной, но не биологической, составляющих, и (5) ценности как неформальные социальные институты общества, а метод – сравнение, тестирование, анкетирование и опросы, экспертное оценивание.
Сходства социальных и гуманитарных наук проявляются в том, что они ориентированы на понимание (1) человеческого поведения, (2) общественных процессов и (3) культурных явлений. Оба вида наук включают в себя элементы из различных дисциплин, таких как история, антропология, экономика, психология, политология. Исследователи в обеих областях часто используют качественные методы познания, такие как интервью, наблюдение, анализ текстов. Источниками обеих областей знания являются (1) исторический опыт (знания, которые можно извлечь из истории человечества) и (2) социальная действительность (наблюдения за текущим состоянием общества).
Различия проявляются в том, что социальные науки -- как правило, продукт изучения структур и процессов в обществе, таких как политика, экономика, социальные институты. Гуманитарные науки больше ориентированы на изучение духовной сферы человека -- культуры, искусства, литературы, языка. Гуманитарные науки часто используют метод толкования и интерпретации текстов и символов и конвенционализм – то есть знание как продукт соглашения между исследователями, тогда как социальные науки могут больше ориентироваться на количественные методы и статистический анализ. В гуманитарных науках часто обращают внимание на критический анализ, а в социальных -- на утилитарное, практическое применение результатов для решения социальных проблем.
Все классические социально-гуманитарные науки (история, юриспруденция, социология, экономика) можно дифференцировать на самостоятельные науки. Далее, у социально-гуманитарных наук же возможно выделить три уровня: (1) уровень высшей степени обобщения – собственно фундаментальный; (2) обобщение среднего уровня; и (3) собственно прикладной. В итоге, получается, что юриспруденцию можно разделить, например, на такие отдельные науки, как теория государства и права (высшая степень обобщения), уголовное право (обобщение среднего уровня) и криминалистика (прикладная наука).
Другим вариантом классификации социально-гуманитарных наук может стать критерий сфер общественной жизни. Так, экономическую сферу деятельности изучают такие науки, как экономика, финансы и кредит, психология труда, трудовое право, налоговое право. Социальная деятельность изучается такими науками как социология, педагогика, возрастная психология, гражданское и административное право. Духовная деятельность изучается эстетикой, филологией, психологией. Политическая сфера изучается политологией, историей, правоведением.
Представляется, что ключевыми функциями социально-гуманитарных наук являются формирование целостной картины (1) об обществе, культуре и человеке, а также о (2) ценностях, ценностных ориентирах и идеях, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. Недогматичное (например, не на основе непоколебимых авторитетов) и неидеологизированное (например, не на основе либеральной идеологии) обучение социально-гуманитарным наукам через призму человекосберегающих ценностей и стремления повысить благосостояние общества может предотвратить социальные конфликты и обеспечить устойчивое развитие нашего общества. Это обеспечивается также правовым регулированием -- признанным в соответствии со статьей 13 Конституции РФ идеологическим многообразием -- плюрализмом.
Все науки (как дисциплины) можно разделить на (1) естественные (точные, или науки о природе) и (2) социально-гуманитарные (науки о обществе и науки о человеке). Основное деление проводится по предмету и методу (способами и средствами) познания. Так, для естественных наук (физики, химии, биологии) предметом познания является природа (человек как биологическое существо), а основным методом познания -- эксперимент (искусственно спровоцированного опыта, который может быть независимо повторен разными исследователями при схожих условиях с неизменным результатом). Предметом социально-гуманитарных наук является (1) общество, (2) социальные институты (в том числе государство и право), (3) общественные отношения, (4) человек с точки зрения социальной и духовно-культурной, но не биологической, составляющих, и (5) ценности как неформальные социальные институты общества, а метод – сравнение, тестирование, анкетирование и опросы, экспертное оценивание.
Сходства социальных и гуманитарных наук проявляются в том, что они ориентированы на понимание (1) человеческого поведения, (2) общественных процессов и (3) культурных явлений. Оба вида наук включают в себя элементы из различных дисциплин, таких как история, антропология, экономика, психология, политология. Исследователи в обеих областях часто используют качественные методы познания, такие как интервью, наблюдение, анализ текстов. Источниками обеих областей знания являются (1) исторический опыт (знания, которые можно извлечь из истории человечества) и (2) социальная действительность (наблюдения за текущим состоянием общества).
Различия проявляются в том, что социальные науки -- как правило, продукт изучения структур и процессов в обществе, таких как политика, экономика, социальные институты. Гуманитарные науки больше ориентированы на изучение духовной сферы человека -- культуры, искусства, литературы, языка. Гуманитарные науки часто используют метод толкования и интерпретации текстов и символов и конвенционализм – то есть знание как продукт соглашения между исследователями, тогда как социальные науки могут больше ориентироваться на количественные методы и статистический анализ. В гуманитарных науках часто обращают внимание на критический анализ, а в социальных -- на утилитарное, практическое применение результатов для решения социальных проблем.
Все классические социально-гуманитарные науки (история, юриспруденция, социология, экономика) можно дифференцировать на самостоятельные науки. Далее, у социально-гуманитарных наук же возможно выделить три уровня: (1) уровень высшей степени обобщения – собственно фундаментальный; (2) обобщение среднего уровня; и (3) собственно прикладной. В итоге, получается, что юриспруденцию можно разделить, например, на такие отдельные науки, как теория государства и права (высшая степень обобщения), уголовное право (обобщение среднего уровня) и криминалистика (прикладная наука).
Другим вариантом классификации социально-гуманитарных наук может стать критерий сфер общественной жизни. Так, экономическую сферу деятельности изучают такие науки, как экономика, финансы и кредит, психология труда, трудовое право, налоговое право. Социальная деятельность изучается такими науками как социология, педагогика, возрастная психология, гражданское и административное право. Духовная деятельность изучается эстетикой, филологией, психологией. Политическая сфера изучается политологией, историей, правоведением.
Представляется, что ключевыми функциями социально-гуманитарных наук являются формирование целостной картины (1) об обществе, культуре и человеке, а также о (2) ценностях, ценностных ориентирах и идеях, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. Недогматичное (например, не на основе непоколебимых авторитетов) и неидеологизированное (например, не на основе либеральной идеологии) обучение социально-гуманитарным наукам через призму человекосберегающих ценностей и стремления повысить благосостояние общества может предотвратить социальные конфликты и обеспечить устойчивое развитие нашего общества. Это обеспечивается также правовым регулированием -- признанным в соответствии со статьей 13 Конституции РФ идеологическим многообразием -- плюрализмом.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Для меня очевидно, что социально-гуманитарное знание имеет огромное практическое значение, экзистенциальное для общества и государств. Его значение даже больше, чем значение естественно-научного знания. Так, неполнота или неверная информация в естественно-научном знании может ухудшить жизнь общества, а ошибки в рамках социально-гуманитарного знания могут приводить к социальным конфликтам (переворотам, революциям, социальным волнениям, религиозным расколам), иногда к гибели государств (например, СССР) и обществ в целом.
Важно, чтобы науки были направлены на повышение благосостояния общества в различных сферах, а для этого, например, научное социально-гуманитарное знание должно предотвращать распространение явно ненаучных социально-гуманитарных идей. Так, в свое время идея «недочеловека», или «унтерменшн», имела в книгах Л. Стоддарда и А. Розенберга «Миф ХХ столетия» якобы научный характер. Далее, попав в политическую плоскость в фашистской Германии, идея повлекла гибель миллионов людей, при этом прежде получив квазинаучное обоснование и оправдание. В связи с этим недогматизированные социально-гуманитарные науки должны показывать изначально ненаучную основу таких деструктивных и античеловечных идей.
Я считаю, что у многих представителей российской культуры и естественно-научного сообщества очень низкий уровень социально-гуманитарного знания, граничащий с правовым нигилизмом. У этих малых групп сформированы достаточно высокие требования и запросы к государству, зачастую направленные на удовлетворение собственных потребностей – получить финансирование на новые исследования, новую постановку спектакля, новую экранизацию фильма. При этом они не только не относятся к государству позитивно, как к инструменту решения поставленных перед собой задач, но стремятся открыто противодействовать российскому государству, обладая при этом минимумом знания в области государства, права и общества. Для исправления такой ситуации необходимо обучать основам обществознания и формировать позитивное правосознание еще на стадии школы и высших учебных заведений, особенно у студентов естественно-научных направлений.
Важно, чтобы науки были направлены на повышение благосостояния общества в различных сферах, а для этого, например, научное социально-гуманитарное знание должно предотвращать распространение явно ненаучных социально-гуманитарных идей. Так, в свое время идея «недочеловека», или «унтерменшн», имела в книгах Л. Стоддарда и А. Розенберга «Миф ХХ столетия» якобы научный характер. Далее, попав в политическую плоскость в фашистской Германии, идея повлекла гибель миллионов людей, при этом прежде получив квазинаучное обоснование и оправдание. В связи с этим недогматизированные социально-гуманитарные науки должны показывать изначально ненаучную основу таких деструктивных и античеловечных идей.
Я считаю, что у многих представителей российской культуры и естественно-научного сообщества очень низкий уровень социально-гуманитарного знания, граничащий с правовым нигилизмом. У этих малых групп сформированы достаточно высокие требования и запросы к государству, зачастую направленные на удовлетворение собственных потребностей – получить финансирование на новые исследования, новую постановку спектакля, новую экранизацию фильма. При этом они не только не относятся к государству позитивно, как к инструменту решения поставленных перед собой задач, но стремятся открыто противодействовать российскому государству, обладая при этом минимумом знания в области государства, права и общества. Для исправления такой ситуации необходимо обучать основам обществознания и формировать позитивное правосознание еще на стадии школы и высших учебных заведений, особенно у студентов естественно-научных направлений.
3. Примеры из практики
К 19 веку в социально-гуманитарных сферах был накоплен большой объем различной информации, который начали обрабатывать с помощью естественно-научных методов познания. В частности, группы исследователей, к которым относились натуралисты и позитивисты, не видели принципиальных различий между причинно-следственными связями в природе и обществе. Они сформулировали концепцию «географического детерминизма», в соответствии с которой главным фактором социальных изменений считались природные условия и ресурсы, климат, ландшафт (Ш. Монтескье, И.И. Мечников, Л.Н. Гумилев).
4. С чем не стоит путать
Как было указано выше, социально-гуманитарные науки отличаются от естественных (точных) наук по предмету и метод познания. В дополнение важно понимать, что в точных науках, как правило, существует один правильный ответ и много неправильных ответов на поставленные вопросы. Это не характерно для социально-гуманитарных наук, в рамках которых может существовать более одного правильного ответа и много неправильных ответов на вопросы.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/70723135480bfb01a906cd6fa8418473/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/