Темы

Теология


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Что это? Теология — это религиозная философия, систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Теология систематизирует и структурирует разрозненный религиозный опыт, придает религии философскую значимость и метафизический смысл и отбрасывает то, у чего такого смысла нет. Современным русским синонимом «теологии» выступает «богословие», поскольку русская традиция христианского учения о Боге имеет меньшие философские основания, чем западноевропейская традиции, и во многом базируется на патристике – учении святых отцов, а не философов. Важно, что без теологического фундамента религиозность превратилась бы во множество разрозненных практик, уходящих в магию и суеверия.

Известные философ К. Сен-Симон и социолог О. Конт выделяли в качестве одной из стадий развития обществ «теологическую стадию». Они не выделяли четкой даты начала теологической стадии, но полагали, что она продолжаласьдо 1300 года. В их классификации развитие теологии тесно связано с эпохой Средневековья (начало -- 476 год н.э. (падение Рима), а окончание -- либо начало книгопечатания И.Гутенбергом (первая половина 15 века), либо открытие Америки Х.Колумбом (1492 год)). В этот период античные культура, политика, этика, мораль и нравственность, методы познания, за исключением логики Аристотеля, отвергались или игнорировались церковью. Общей основой всех политических и правовых доктрин Средневековья были религиозные представления, тексты священного писания.

Еще до начала эпохи Средневековья признание христианства государственной религией в Римской империи в 4 веке н.э. стало порождать споры о власти между императорами и церковью. Притязания церкви на участие в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями. Одним из первых теоретиков теократии (то есть совмещения светской и духовной власти в одном лице) был епископ Златоуст Иоанн (345 -- 407 н.э.) Он утверждал, что каждый князь лично не ставится богом (то есть светская власть не сакральная) — богом дан лишь общий принцип власти.

Также существенным вкладом в теократические теории стало политико-правовое учение епископа А. Аврелия (Августин «Блаженный») (354 – 430 н.э.) В произведении «О граде божием» А. Аврелий писал, что в мире существует два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство). Власть правителей в государстве идет от Бога, сами они ее устанавливать не могут. По А. Блаженному некоторые социальные явления и институты: частная собственность, социально и экономическое неравенство – также установляются изначально Богом.

По мере развития католическая церковь, возглавляемая римским папой, все больше стремилась к приобретению политической, светской власти. Так, в сочинении «Диктат папы», составленном окружением римского папы Григория VII (около 1021—1085, папа с 1073), утверждалось, что римский папа имеет власть над всеми государями, наделен правом судить и смещать их, ему полностью принадлежит инвеститура. Наивысшего могущества католическая церковь достигла при Иннокентии III (1160—1216, папа с 1198), объявившим себя не только наследником апостола Петра, но и «викарием Иисуса Христа». При Иннокентии III было образовано независимое церковное государство (Папская область), короли рассматривались как вассалы папы.

Далее, теологическое учение развивалось как ответ на критику сословного строя в 11 – 13 веках со стороны христианских еретиков. Ответом на такую критику во многом занимался известный теолог-схоласт Ф. Аквинский (1225 или 1226—1274). В «Сумме теологии» он разделял законы, вслед за Аристотелем, на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), а также на человеческие (для общественной жизни) и божественные (для достижения «небесного блаженства»). Большое внимание Аквинский Ф. уделял обоснованию сословного неравенства и феодальных привилегий, частной собственности как стимулу к труду.

Находка в 11 веке Дигестов Юстиниана (части свода римского права Corpus iuris civilis) спровоцировала изучение римского права в европейских университетах. На этой основе в 12 веке сложилась школа глоссаторов, изучавших и преподававших римское право, которые по вопросу приоритета власти императоров или церкви выступали на стороне светской власти, то есть противостояли теократическому учению. В развитие идей глоссаторов выступали известные философы У. Оккам и М. Падуанский, которые обосновывали независимость и верховенство императорской власти по отношению к папе римскому.

Для чего? В контексте обществознания теология может определять общественное сознание больших социальных групп. Теологическое сознание в этом контексте напоминает мифологическое сознание -- форму человеческого сознания, которая характеризуется использованием мифов, легенд, символов, образов, высших сущностей для объяснения явлений окружающей реальности. Именно поэтому представители теологических обществоведческих теорий видят, например, сущность государства и права как порождение Бога. Так, Дж. Локк указывал на то, что «право есть воля Бога, найденная естественным разумом». Более того, в настоящее время существуют теократические государства – Ватикан, Бруней, -- где государственная власть принадлежит религиозным, а не светским институтам.

Регулирование? Социальные отношения во времена теологической стадии развития общества во многом регулировались не правовыми, а религиозными нормами, догмами и положениями священных писаний. В настоящее время мы бы сказали, что религиозные нормы отличаются от правовых тем, что не обеспечиваются государственным принуждением. Однако во эпоху Средневековья невыполнение религиозных предписаний обеспечивалось не только государственным, но и церковным принуждением, что позволяет считать религиозные нормы той эпохи правовыми.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Я полагаю, что современная теология помогает разбираться даже в современных экономических отношениях. Так, с разрушением концепции глобализации мировой экономики все меньшее значение будут иметь такие глобалистские организации, как Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация, а больший вес будут иметь региональные организации – БРИКС, ШОС, ЕАЭС, АСЕАН-Китай, МЕРКОСУР. На их основе будет формироваться культурно-религиозный френдшоринг -- то есть поддержание экономических отношений только между странами с равнозначными культурно-религиозными ценностями. Обобщенно такое явление получило название -- «теоэкономика» -- выстраивание экономические связей с учетом культурно-религиозных факторов.

Я также считаю, что современное теологическое и богословское образование должно предотвращать проявления агрессивного религиозного радикализма, например, ваххабизма. Так, в России необходимо на государственном уровне принять решение о том, что настоятелями церквей и мечетей могут быть только те служители культа, которые получили образование на территории России. Это особенно важно для духовенства ислама, которое зачастую получает образование за границей – в Египте и Саудовской Аравии. Результатом такого обучения становится то, что они пытаются привнести не характерные для нашего общества ценностные ориентиры, нравы и привычки, провоцируя социальные конфликты и акты вооруженного радикализма.
3. С чем не путать
Теологию следует отличать от схоластики — философии средневековых университетов, сущность которой заключалась в осмыслении христианских догм с помощью разума. Теология являлась дисциплиной изучения Бога, систематизации и толкования основ религиозного учения, его догм. Схоластика же являлась инструментом для изучения теологического знания, используя философию, логику и математику.
4. История развития
Место теоцентризма эпохи Средневековья занимает гуманизм эпохи Возрождения, затем вера в разум и прогресс эпохи Просвещения, с дальнейшим развитием социально-гуманитарного знания, с исследованием не только логоса (разумных смыслов и ценностей), но и мифоса (бессознательных архетипов) обществ. Удовлетворение потребностей и интересов отдельного человека, а не стремление к божественному совершенству, постепенно становятся основным факторов развития человечества. Это позволило известному философу Ницше Ф. в начале 20 века подытожить: «Бог умер».

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/c1fccd1513753609fddc23347922f952/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Специфика обществознания