Темы

Воззрения на общество в эпоху Нового времени


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Что это?Новое время – это период с 16 века до начала Первой мировой войны в 1914 году (включает окончание эпохи Возрождения и полностью эпоху Просвещения). Принципиальным является то, что понятие общества в этот период формируется на основе идей антропоцентризма и гуманизма, а не теоцентризма. В Новое время на основе принципа гуманизма и рационализма вырабатываются идеи эпохи Просвещения (вера в разум и прогресс). На основе веры в разумное поведение человека развиваются идеи о максимальной свободе, происходит формирование идеологии либерализма, затем обосновываются идеи социального и экономического равенства, и появляется идеология социализма.

Важная философская основа для развития идей об обществе была Р. Декартом, Л. Лейбницем и Б. Спинозой, которые ввели в оборот основы научного метода познания объективной реальности: (1) системность, (2) отсутствие критических внутренних противоречий, (3) максимальная объективность в получении данных, (4) отсутствие субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностическая значимость, (7) точность и проверяемость результатов. В дальнейшем известный философ И. Канта на основе метода субъективного идеализма (отрицания объективно существующей реальности) рассматривал общество как совокупность степеней свободы составляющих его индивидов. Другой известный философ Г. Гегель на основе метода диалектики (прежде всего, закона единства и борьбы противоположных частей явления как условия развития явления) считал, что развитие общества направлено по пути обретения свободы его членов. В целом, оба философа уделяли большую роль свободе членов общества, выделяли понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

Вера в разум человека, или рационализм, Нового времени повлияла на формирование научного метода познания мира и, как следствие, научно-техническую революцию. Просветители -- Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Вольтер, Ш. Монтескье -- считали, что вера в разум человека изменит концепцию развития человечества: вместо построения «града Божия на земле» (А. Блаженный) возобладает концепция прогресса в сферах общественной жизни, прежде всего, в экономической сфере. Так, появилась концепция «разумного потребителя» известного экономиста А. Смита, в соответствии с которой люди вступают в экономические отношения разумно. Фактически рационализм способствовал формированию современного светского общества с благами всеобщего образования и доступной высокотехнологичной медициной, повысил срок и качественный уровень жизни людей.

Концепция постоянного прогресса человечества, сложившаяся в эпоху Просвещения, выражала стремление к созданию просвещенного знаниями общества. Просветители полагали, что прогресс в знании и технологиях, а, самое главное, доступность образования для всех слоев населения могут постепенно улучшить условия жизни в экономической, социальной, духовно-культурной и политической сферах, сформировать новые ценностные ориентиры, вплоть до новой морали и нравственности. Просвещенное общество может достигнуть такого уровня социального развития, когда ему не понадобится государство как внешний политико-правовой институт, присматривающий за обществом («ночной сторож»).

В Новое время была сформулирована концепция общественного договора (Б. Спиноза, Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев), суть которой сводилось к тому, что что государство и право образуются в результате волеизъявления народа (общества) и заключения своеобразной двусторонней сделки: народ (общество) передает суверенитет на власть новому субъекту – государству в лице правителя (элит), а государство (непосредственно через правителя (элиты) и государственный аппарат) обязуется обеспечить естественные, неотъемлемые права человека. Далее, была также разработана концепция разделения властей, которая подразумевала распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

Важными также стали идеи общественного эгалитаризма (то есть социально-политического равенства) и концепция естественных, неотчуждаемых прав человека, сформулированные в трудах Ж-Ж Руссо, Д. Дидро, Вольтера, Ш. Монтескье. В развитие идей эгалитаризма известный философ А. Сен-Симон сформулировал концепцию о том, что общество должно быть организовано на основе труда тех, кто создает материальные и интеллектуальные блага. Эти идеи стали существенной основой для дальнейшего формирования идеологии социализма.

На научной основе человек в системе социальных связей стал изучаться социологией и иными общественными науками (экономикой, политологией, культурной антропологией), становление которых относят к 19 веку. Социология была создана в 19 веке работами О. Конта, который считал, что социальные науки должны использовать методы естественных наук. Г. Спенсер в развитие идей О. Конта и Ч. Дарвина полагал, что социальные структуры можно уподобить биологическим, а известный социолог Э. Дюркгейм дал определение «социальному», социальным институтам и отношениям как объекту социологии.

Для чего? Общественные деятели и ученые периода Нового времени создали условия для перехода от сословного, теократического обществ, с отсутствующей социальной мобильностью к (1) бессословному (2) светскому, стремящемуся (3) к минимизации экономического и социального неравенства общества (4) с развитой вертикальной и горизонтальной мобильностью во всех сферах жизни. Сформировалась наука социология, изучающая общество, и ее основные методы. С практической точки зрения именно в период Нового времени были созданы две из трех основных идеологий (либерализм и социализм) и сформулированы основы третьей (фашизма); были выработаны основные методы манипулирования обществом.

Регулирование? Социальные отношения в период Нового времени все больше регулировались правовыми нормами, а не религиозными нормами и догмами, обычаями и традициями. В европейских странах сформировались детализированные системы права, а также постепенно оформляются правовые семьи -- романо-германская и англо-саксонская. В романо-германской правовой семье начали выделяться отдельные отрасти и институты. Важно при этом, что правовые нормы начали распространяться на все общество, а не только на отдельные сословия.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Я считаю, что воззрения на общество, которые были заложены в период Нового времени, являются основой развития и функционирования любого современного общества. Это проявляется в и в том, что в политической сфере до сих пор используются теории общественного договора, разделения властей, народного суверенитета, и в том, что идея прогресса является главной, но не единственной, целью существования человечества. Важным также является то, что некоторые идеи Нового времени остались невостребованными и нереализованными. Так, например, стремление сделать всех членов общества просвещенными, образованными, не получила практического воплощения из-за того, что лишь немногие люди захотели изучать большой объем доступных им знаний.

В ряде работ была высказана существенная критика основной цели человечества, сформулированной в Новое время, -- идеи постоянного прогресса. Так, в книге известного социолога П. Сорокина «Социальные и культурные динамики». Он указывал на то, что общество может переживать как прогрессивные, так и регрессивные периоды. В то время как некоторые общества могут испытывать прогресс и улучшение в различных аспектах жизни (экономическом, социальном, культурном), другие могут сталкиваться с деградацией, разрушением социальных институтов. П. Сорокин указывал на растущее насилие, аморальность обществ, разрушение ценности семьи, на то, что вместо естественного прогресса общества сталкиваются с деградацией ценностных, жизненных ориентиров. Это приводит к революциям и гибели обществ.

В целом, мне представляется, что вера в разум человека как критерий истины и прогресс как цель, что было сформулировано в Новое время, может приводить к социальному расизму, отказу от антропологического плюрализма. Делом в том, что экономические и индустриально развитые общества, прежде всего, общества Запада, могут считать, что успех их экономического и социального развития должен повторяться в иных обществах и распространяться не только на экономическую, но культурную, духовную сферу жизни, в целом, менять образ жизни других обществ. Это с неизбежностью формирует у обществ Запада деструктивную идею исключительности, мессианства, стремления даже силой, через войны насаждать свой образ жизни.
3. С чем не путать
От понятия «общества», детально разработанного в период Нового времени, как целостной идентичности, единства исторических, духовно-культурных, национально-этнических следует отличать понятие «население». Например, мигранты, диаспоры, землячества, этнические анклавы не формируют общества – они не идентифицируют себя с культурным кодом общества. Если население не интегрируется в общество, то становится основной для социальных конфликтов.
4. История развития
Идеи об обществе Нового времени формировались на базе гуманизма эпохи Возрождения и основ рационализма Ф. Бэкона. Гуманизм как принцип построения общества предполагал, что высшей ценностью является жизнь человека (индивида), забота о нем. Благо человека признавалось критерием общественного прогресса, а человеческий разум – главным критерием истины.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/48205c75ce2633be6b46efb16581fe23/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Специфика обществознания