Темы

Гражданское общество и правовое государство


Вернуться назад


1. Общее-простые факты из ЕГЭ:
  1. определение;
  2. объективное или субъективное понимание;
  3. источник правоотношения;
  4. структура: субъект и объект;
  5. содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
  6. предмет и метод регулирования;
  7. норма, институт, подотрасль, отрасль;
  8. источник права.
Гражданское общество – это система независимых от государства (1) социальных институтов (то есть совокупности лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции), (2) групп и (3) индивидов, обеспечивающих реализацию государственных, общественных и частных, но всегда социально значимых интересов. Структура гражданского общества состоит из взаимодействующих между собой (1) субъектов, (2) социальных институтов и (3) отношений между ними и государством. Традиционно в систему субъектов и социальных институтов включаются политические (политические партии, движения) и экономические (объединения предпринимателей, корпорации), общности, органы местного самоуправления, религиозные образования, негосударственные социально-культурные учреждения, СМИ, семью и граждан. При этом субъекты гражданского общества образуют систему горизонтальных, а не вертикальных, отношений, основанных на принципах компромисса, самоуправляемости и самоответственности.

Признаки, или основные черты, гражданского общество следует определять в качестве существующих социальных институтов (прежде всего, политических и правовых) в соответствующем обществе. Они предопределяют возможность функционирования гражданского общества. Важно, что правовое государство не является обязательным признаком (поскольку является идеальным ориентиром), а без верховенства закона как социального института функционирование гражданского общества невозможно.

Правовое государство можно определить в качестве идеальной концепции, суть которой построение государства на принципах (1) верховенства закона, (2) его эффективном и равноправном применении; (3) разделения властей, (4) уважения индивидуальных и коллективных прав и свобод человека и (5) разумно свободного конструктивного (а не деструктивного) функционирования гражданского общества. Правовое государство является идеологическим концептом, то есть совокупностью указанных выше функционирующих признаков (социальных институтов), которыми может обладать реально существующее государство как политический институт. Важно, что указанные выше признаки правового государства являются одновременно и признаками гражданского общества.

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент, суд, не могут совершать действия за рамками закона. Так, по мнению главы КС РФ Зорькина В.Д.: «Развитие концепций верховенства права и правового государства, их реализация в современном мире – это то, что ведет нас от идеала к реальной действительности».

Равенство и эффективность применения предполагают, что законы должны формулировать условия применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы. В законах должны содержаться четкие и недвусмысленные нормы, в государстве должен быть действенный аппарат органов и необходимое финансовое обеспечение исполнения законов. Более того, в контексте этнического федерализма (так называемые национальные республики – Дагестан, Башкортостан) в России в субъектах федерации возможна некоторая законодательная специфика, например, по вопросам совместной компетенции (так, может быть понижен возраст вступления в брак).

Независимость суда от других ветвей власти и их изолированность от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве. Если суд зависит от исполнительной власти, он может оказаться не в состоянии защитить подсудимого от нелегитимного применения силы. Если судебная власть смыкается с законодательной, то свобода подсудимого может стать предметом произвольного регулирования. В таких случаях индивидуальные и, что особенно важно в своевременных условиях, коллективные права и свободы не смогут быть должным образом защищены.

Основной функцией гражданского общества должно считаться осуществление деятельности для повышения благосостояния общества и государства. На практике это означает, что, например, любая критика государства со стороны представителей гражданского общества должна быть конструктивной, но не направленной на развал государства и порождение вопросов социальной напряженности – на разжигание социальной, культурной или религиозной нестабильности. Конструктивная критика помогает избежать догматизма и узурпирования власти, помогает обеспечить сменяемость элит, то есть приход к власти части гражданского общества, которую можно назвать контрэлитой.

Функционирование гражданского общества в России обеспечивается правовым регулированием, схожим с регулированием концепции правового государства. Так, в статье 1 Конституции РФ говорится, что Россия -- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Далее, в статье 4 предусматривается, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а статья 10 предусматривает разделение властей. Более того, отдельная Глава 2 Конституции РФ устанавливает и раскрывает существенный перечень прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются государством и обеспечивают возможность функционирования гражданского общества.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической,
  2. социальной,
  3. духовно-культурной,
  4. политической
Я полагаю, что гражданское общество должно состоять, прежде всего, из личностей, которые понимают ответственность и долг перед обществом и государством. Для свободных личностей характерно брать на себя ответственность, например, формировать многодетную семью, осуществлять созидательный труд, а не простые спекуляции, при осуществлении предпринимательской деятельности не стремиться вывести заработанные деньги за пределы страны, а формировать комфортную промышленную и потребительскую инфраструктуру вокруг себя. Более того, настоящие члены гражданского общества могут ответственно подходить к разумному удовлетворению как своих материальных, так и духовных потребностей, осуществлять свою деятельность с учетом традиционных духовных ценностей общества, в котором проживают.

По моему мнению, настоящее гражданское общество не противостоит государству, а несет внутреннюю ответственность за государство и другую часть общества и готово всегда прийти на помощь как государству в целом, так и другой части общества. Я вижу это на примере нашей страны, когда разные слои общества, простые гражданские лица помогают участникам СВО и людям, проживающим на затронутых военными действиями территориях, всем, чем могут. Простые люди рискуют зачастую своими жизнями. Мне кажется, именно в этом поведении рождается настоящее гражданское общество.

Я также считаю, что, хотя концепция правового государства признается большинством современных государств мира, в мире нет ни одной страны, где бы она была реализована на практике. Так, в странах либеральной демократии формируется миф о реализации концепции правового государства. Это не соответствует действительности, поскольку главенствующая в настоящий момент идеология тоталитарного либерализма с трансгуманистской повесткой становится в таких странах обязательной и жестко навязываемой всему обществу.
3. С чем не следует путать
Важно понимать, что гражданское общество может рассматриваться не только как признак правового государства, но как фаза глобального общества и, соответственно, антитеза любому государству, в том числе и правовому. Такое понимание гражданского общества как фаза глобального общества содержится в книге К. Поппера «Открытое общество и его враги». В ней гражданское общество представлено не как конструктивная общественность внутри государства, а как космополитное (не признающее государственных границ) общество, не имеющее национальной (этнической) или политической, связанной с государством, идентичности. Такое понимание гражданского общества в принципе исключает функционирование государств и является в контексте современного исторического развития человечества, скорее, очень опасной утопией, которая может породить большое количество социальных конфликтов и войн.
4. История развития, теории происхождения
Важно понимать, что гражданское общество может рассматриваться не только как признак правового государства, но как фаза глобального общества и, соответственно, антитеза любому государству, в том числе и правовому. Такое понимание гражданского общества как фаза глобального общества содержится в книге К. Поппера «Открытое общество и его враги». В ней гражданское общество представлено не как конструктивная общественность внутри государства, а как космополитное (не признающее государственных границ) общество, не имеющее национальной (этнической) или политической, связанной с государством, идентичности. Такое понимание гражданского общества в принципе исключает функционирование государств и является в контексте современного исторического развития человечества, скорее, очень опасной утопией, которая может породить большое количество социальных конфликтов и войн.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/1c8eb539188a8792130c041f152701f7/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-02-20 15:40 Занятия: блок «Политика