Темы

Социальный контроль и самоконтроль


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Социальный контроль — это система процессов и механизмов, обеспечивающих (1) социально-приемлемое поведение и (2) стабильное функционирование общества как системы. Социальный контроль, по сути, -- это совокупность механизмов вне рамок единой системы, при помощи которых общество, отдельные его сферы, социальные институты определяют, правильны ли их действия членов общества, государственных органов, нуждаются ли они в корректировке. В таком понимании контроль не является системной, постоянной ведущейся проверкой, он, скорее, является выборочным реагированием для предотвращения нежелательных действий в будущем.

Социальный контроль в широком понимании может осуществляться в (1) институциональной (формальной) и (2) неинституциональной (неформальной) формах и в рамках следующих основных механизмов: (1) социализация, (2) групповое давление, (3) принуждение. Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений). Неинституциональная форма социального контроля — особый вид саморегулирования вне системно работающего аппарата.

Институциональными механизмами направленной социализации являются, прежде всего, семья, система дошкольных детских садов, система среднего и высшего, а также дополнительного образования, спортивные и творческие секции, для юношей – армия. В таком понимании социализацией является процесс формирования личности способами и методами, которые создают мировоззрение человека. К числу методов направленной позитивной социализации необходимо отнести воспитание и обучение, то есть последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки набора ценностей и мировоззрения.

Важным видом институционального социального контроля выступает государственный контроль: (1) политический, (2) административный и (3) судебный. Политический контроль реализуют все ветви власти, региональные и местные органы, политические партии (например, представительные органы могут писать запросы о реализации программ поддержки многодетных семей). Административный контроль осуществляется исполнительными органами: инспекционными и надзорными органами (ФНС России, Роспотребнадзор, органами статистики). Судебный контроль осуществляет вся судебная система: общие (гражданские), военные, арбитражные и даже конституционные суды.

Наряду с государственным контролем особой формой институционального контроля является общественный контроль со стороны институций гражданского общества. Он осуществляется через независимые от государства общественную палату, политические партии и движения, объединения предпринимателей, органы местного самоуправления, религиозные образования, негосударственные социально-культурные учреждения, СМИ. Важно, что это независимые от государства, но признанные им институциональные структуры.

Неинституциональные механизмы основаны преимущественно на нравственно-психологическом воздействии. Так, лидеры общественного мнения осуществляют контроль через социальные сети – телеграм, и видеохостинги –рутьюб, ВК-видео. Далее, отдельный человек осознает себя, наблюдая за другими членами общества, постоянно сопоставляя себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Именно благодаря взаимным контактам, социальной кооперации и социальным конфликтам люди приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.

Важную роль в неинституциональном социальном контроле играют ценностные ориентиры, нормы морали, табу, традиции, обычаи, обряды, ритуалы, то есть культура. Так, известный экономист Аузан А.А. называет ценностные ориентиры человека неформальными социальными институтами. За нарушение неформальных институтов происходит как бы негласное, ненаправленное социальное наказание. Нарушители неформальных институтов становятся нерукопожатными, в отношении них может применяться практика «отмены», их не замечают, подвергают остракизму – изгнанию из общества.

Указанные выше типы социального контроля считаются внешними. Вместе с ним существует внутренний социальный контроль, когда индивид самостоятельно принимает решения о регулировании своего поведения. Регуляция происходит через сознание, совесть и волю, внутреннюю ответственность, осознание свободы и ответственности. Внутренней контроль — это императив поведения, во многом моральная категория, осознание правильности поведения на основе сформированных ценностных ориентиров, а не просто потребностей и интересов.

Задачами социального контроля являются (1) стимулирование социально приемлемого и (2) предотвращение противоправного, неправомерного и просто девиантного поведения, когда причинами такого поведения являются не психологические расстройства. Важной задачей также является исключение условий для формирования несправедливости или антисоциального поведения, например, путем сообщения о недостатках инфраструктуры через Мос.ру. В целом, социальный контроль направлен на устойчивое развитие общества, помощь нуждающимся членам общества и предотвращение социальных конфликтов.

Очевидно, что социальный контроль регулируется внутренней ответственностью, ценностными ориентирами как неформальными институтами, формальными социальными институтами, правовыми нормами и иными социальными неправовыми нормами. Социальные нормы основываются на нормах морали, табу, традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, религиозных догмах. Правовые нормы содержатся во всех источниках права соответствующей системы права.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я знаю, что существует концепция «дисциплинарного общества», понятие которого было введено Фуко М. в работе «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы». Суть дисциплинарного общества в том, что в нем используются техники социального контроля (в том числе социальные рейтинги, типы значимости людей) и управления индивидами, нацеленные на максимизацию их экономической полезности и минимизацию возможностей к политическому сопротивлению (такое управляемое общество потребления). Полагаю, что такое общество не должно стать примером для нашего общества. Наше общество должно быть построено не на идее удовлетворения, прежде всего, материальных потребностей и толерантности, а на основе (1) человекосберегающих ценностей, (2) разумного удовлетворения материальных и духовных потребностей и на идее (3) справедливого минимального неравенства с усреднением вверх.

Я считаю, что настоящая личность должна осознавать ответственность не только за себя, сколько за своих близких и общество в целом. Действия настоящей личности должны быть основаны на самоконтроле и подчинены императиву И. Канта – поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. При этом настоящая личность может ответственно проявлять себя в каждой сфере общественной жизни: в социальной сфере – обеспечивая рост демографии (рождение детей, создание семьи); в экономической сфере – через осознание национально-ориентированности экономической деятельности и справедливого распределения накоплений; в культурной-духовой сферах – через человекосберегающие ценностные ориентиры; в политической сфере – через позитивное отношение к государству как лаборатории для реализации оставленных перед собой социально значимых целей.
3. С чем не путать
Социальный контроль можно противопоставить самоорганизации общества, то есть способности общества создать структуру для выполнения определенной функции без принудительного воздействия. Так, в работе «Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» известный социолог Сорокин П.А. выделял две формы социального контроля: (1) экстенсивный (преимущественное применение методов принуждения) и (2) интенсивный. Он видел суть интенсивного контроля в стимулировании самоорганизации в сферах, которые государство не могло эффективно контролировать (например, стандарты адвокатской деятельности).
4. История развития
Термин «социальный контроль» ввел в научный оборот социолог и криминолог Тард Г. Первоначально Тард Г. рассматривал социальный контроль как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив содержание понятия, Тард Г. стал понимать социальный контроль как один из факторов «социализации» личности.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/6a937d573449b5f43a9aeb9f10a5c4c0/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Социальная сфера