Темы

Роль профсоюзов в регулировании рынков труда


Вернуться назад


1.Общее – простые факты из ЕГЭ:
основа:
  1. определение;
  2. объективное или субъективное понимание;
  3. источник правоотношения;
  4. структура: субъект и объект;
  5. содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
  6. предмет и метод регулирования;
  7. норма, институт, подотрасль, отрасль;
  8. источник права.
Профессиональный союз (сокращенно «профсоюз»), в соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»Закон о профсоюзах»), определяется как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. С правовой точки зрения, профсоюз является правовым институтом, то есть совокупностью правовых норм трудового права, имеющих отдельный предмет регулирования. Профсоюзы являются важным элементом социального партнерства, то есть системы мер, направленных на согласование интересов работников и работодателей.

Далее, профсоюзы как объединения людей являются социальными институтами, то есть совокупностью лиц, материальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления какой-либо конкретной общественной функции. В частности, профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, выполняют следующие функции: (1) уменьшение безработицы, (2) увеличение спроса на труд, (3) повышение заработной платы и (4) улучшение иных условий труда работников. Так, в частности профсоюзы всегда стремятся улучшить условия труда и отдыха, добиться дополнительных выплат и льгот, обеспечить определённость в продолжительности рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различных виды социального обеспечения.

В соответствии со статьей 8 Закона о профсоюзах, профсоюзы могут создаваться как в форме некоммерческих юридических лиц, так и без приобретения статуса юридического лица. Правоспособность профсоюза, их объединений и ассоциаций, созданных в качестве юридического лица, возникает с момента государственной регистрации. Профсоюзы без статуса юридического лица вправе не осуществлять государственную регистрацию. В любом случае в профсоюзы могут вступать не только граждане России, но и иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России.

Профсоюзы, по мнению известного правоведа в области трудового права Куренного А.М., относятся к элементам инфраструктуры рынка труда.

При этом сам рынок труда определяется как совокупность социально-экономических и правовых отношений, предметом которых является наемный труд, один из факторов производства. Структурными элементами рынка труда являются: (1) субъекты (работник, работодатель, их представители, государственные и муниципальные органы), (2) рыночный механизм (спрос и предложение); (3) цена труда (заработная плата); (4) конкуренция; (5) инфраструктура и институты рынка труда; (6) конъюнктура (сложившаяся экономическая ситуация) рынка труда; (7) государственная политика в области рынка труда. В целом, в зависимости от конъюнктуры рынки труда можно разделить на трудодефицитный, трудоизбыточный и равновесный.

Регулированием рынка труда является комплекс мер и действий, которые используют профсоюзы для воздействия на рынок труда. Профсоюзы могут использовать, прежде всего, организационные, а затем уже экономические, административные и правовые способы и средства. Так, в частности, профсоюзы на местных, региональных и национальных рынках часто используют такие организационные средства, как переговоры с работодателями и забастовки.

Далее, права профсоюзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения закреплены в статье 21 Закона РФ «О занятости» и статьях 11 и 12 Закона о профсоюзах. Профсоюзы вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения, государственных программ занятости, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа работников.

Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации, по итогам которых могут заключаться соглашения по содействию занятости населения. Профсоюзы имеют право выступать с предложениями о принятии органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы, а проекты таких нормативных правовых актов рассматриваются с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Кроме того, профсоюзы и иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

Теоретически профсоюзы и их объединения могут влиять на регулирование глобальных рынков труда. Так, существует Международная конфедерация профсоюзов — крупнейшее мировое профсоюзное объединение, в которую до 2022 года входила Федерация независимых профсоюзов России. Международная конфедерация профсоюзов участвует в выработке международных норм, регулирующих трудовые отношения. Ее деятельность особенно важна при выработке рекомендаций для развивающихся стран и стран третьего мира (прежде всего, стран Африки), где права работников недостаточно защищены.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
В целом, я согласен с позицией Президента РФ – В.В. Путиным, – который считает, что профсоюзы -- исторически базовая общественная структура, и их главная миссия – защищать человека труда. Очевидно, что возможности профсоюзов по регулированию рынков труда в современном мире не являются существенными. Это связано, прежде всего, с изменяющейся спецификой трудовых отношений – удаленной работе. При этом задача трудового права – повысить роль профсоюзов в регулировании рынков труда в сфере промышленного производства.

Я полагаю, что возможность профсоюзов участвовать в разработке правовых актов, направленных на повышение благосостояния работников, отражает идеи социальной справедливости, в частности функцию РФ как социального государства. В целом, законотворчество с помощью профсоюзов может создавать стимулы (возможно вместе с налоговым регулированием) для работодателей повышать квалификацию сотрудников и производительность труда (в том числе посредством роботизации), привлекать молодежь и бойцов, прошедших СВО. Все это способствует воссозданию человеческое капитала как основы экономического роста России.
3. С чем не стоит путать
Регулирование профсоюзами рынка труда следует рассматривать только как одну из форм социального партнерства. Обычно профсоюзы выступаю представителями работников при проведении коллективных переговоров по поводу положения коллективных договоров. При этом иными формами социального партнерства являются (1) взаимные консультации между работниками и работодателями, (3) участие работников в управлении организаций и (3) разрешение трудовых споров.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/c5492d732fcd0fc5dce78684215a8755/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-10-04 12:05 Разбор эссе прошлых лет