Темы

Структура общества


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Общество (или социум) -- это организованное объединение людей, связанных единством (1) исторических, (2) духовно-культурных, (3) национально-этнических, (4) экономических, (5) социальных, (6) политических интересов и потребностей, схожими ценностными ориентирами. Такое единство формирует общество как комплексную коллективную идентичность, особенностью которой является единство культурного (цивилизационного) кода. Так, российское общество объединяется вокруг единого культурного кода, который базируется на сохранении и развитии (1) русской культуры и языка, (2) исторического и культурного наследия всех народов России, (3) традиционных духовых ценностях (едином социально-гуманитарном мировоззрении). По этому поводу известный поэт дагестанского происхождения Расул Гамзатов говорил: «В Дагестане — я аварец, в России —дагестанец, а за границей — я русский!»

Структура общества (или социальная структура) -- это строение общества в целом, некая константа, которая, по мнение социолога П. Сорокина, показывает общество в статике. Структурными элементами общества являются (1) субъекты (их мировоззрение и ценностные ориентиры), (2) объекты (социальная инфраструктура) и (3) социальные связи. Субъекты — это активный участник социальной деятельности: индивиды и объединения людей, например, отдельный человек и социальные группы. Объекты – это предметы материального мира и идеи, на которые направлена деятельность субъектов. Социальные связи — это взаимоотношения и взаимодействия людей по поводу объектов социальной деятельности, что формируют среду обитания, сферы общественной жизни.

Структура конкретного общества зависит от типа общества. Так, в структуре доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных обществ можно проследить различия в социальных связях, развития промышленной и потребительской инфраструктуры. Древние, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические общества отличаются наличием или отсутствием сословий и классов, принадлежностью основных средств производства, отношением к частной собственности. Наконец, структуру общества (даже уровень воспроизводства людей) также определяют главенствующие ценности – либеральные, традиционные (человекосберегающие), религиозные.

Субъектами в структуре любого общества обычно выступают (1) индивиды (граждане, подданные или апатриды), (2) социальные группы и, иногда, даже (3) социальные институты, когда они признаются субъектами правоотношений, -- государство, юридические лица. На практике среди индивидов в обществе всегда существует социальное неравенство – то есть неравный доступ к благам и возможностям в различных сферах общественной жизни. Неравенство основано на социальной стратификации или, выстраивании иерархий в обществе, по мнению социолога М. Вебера, по четырем основным критериям: (1) власть, (2) богатство, (3) образование и (4) престиж. На практике уменьшение социального неравенства становится важным условием повышения благосостояния в каждой сфере общественной жизни.

Субъекты в обществе осуществляют вертикальную и горизонтальную социальную мобильность. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида … или ценности … от одной социальной позиции к другой». В рамках социальной мобильности существуют социальные лифты -- механизмы, которые позволяют людям перемещаться вверх или вниз по социальной иерархии. Цель социальных лифтов – уменьшить социальное неравенство в обществе, обеспечить его единство, предотвратить социальные конфликты, обеспечить социальную справедливость.

Социальные группы как субъект общества — это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в жизнедеятельности общества. В зависимости от качества участников выделяют малые (десятки людей, например, семья), средние (сотни людей, например, фанатские объединения) и большие (тысячи людей до первого десятка тысяч, например, этносы) общности. Далее, социальные институты (например, государство или юридическое лицо) могут являться самостоятельными субъектами. В качестве субъектов они выступают в рамках отношений, урегулированных правом, правоотношений.

Общество как коллективная сущность обладает мировоззрением: (1) мировоззрением о природе (естественно-научным мировоззрением) и (2) социально-гуманитарным мировоззрением (об обществе и человеке). Так, естественно-научное мировоззрение формирует картину мира с точки зрения объективно существующих физических законов. Социально-гуманитарное мировоззрение формирует понимание того, как должно и может развиваться общество, что принципиально важно на практике для стабильного и эволюционного, а не революционного, развития.

Важным объектом общества является инфраструктура, то есть потребительские и промышленные здания и сооружения, услуги (социально-значимые и потребительские), обеспечивающие жизнедеятельность общества. Развитая инфраструктура – основа для уменьшения социального неравенства, обеспечивает единство и эволюционное развитие общества. Так, до начала СВО российская политическая элита из-за гедонистического желания удовлетворить материальные потребности здесь и сейчас была ориентирована на страны Запада, в которых существует развития потребительская инфраструктура. Очевидно, что для создания такой же социальной инфраструктуры внутри России необходимо ограничить вывод капитала за рубеж, чтобы использовать зарабатываемую в России прибыль для финансирования новой инфраструктуры.

Субъекты социальной структуры находятся в постоянных взаимодействиях друг с другом, что также характеризует общество как динамическую, изменяющуюся систему. Сами взаимодействия всегда проявляются в четырех основных сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Взаимодействия социальных субъектов могут быть позитивными – сотрудничеством и негативными – конфликтами.

Регулирование общественных отношений осуществляется социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что общество – это, прежде всего, единство и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего), позволяющих стабильно существовать и эволюционно развиваться в истории. Общество формирует комфортную среду обитания, которая соответствует внутренним идентификациям человека на культурном, историческом, этническом и национальном уровне. Человек ощущает справедливость жизни в такой среде, его потребности и интересы защищаются и удовлетворяются. Эти цели достигаются обществом посредством культурно приемлемых, а не навязанных, формальных и неформальных социальных институтов (прежде всего, духовных ценностей).

Наше общество как система должно постоянно стремится повысить благосостояние во всех четырех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Повышение благосостояния должно обеспечить как эволюционный успех общества, так и развитие личности (разумный комфорт) отдельного человека. Для этого в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – повысить значимость профессии педагога-учителя, поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач. Залогом устойчивого и бесконфликтного развития видится консенсус по долгосрочным внешнеполитическим целям развития (чтобы не метаться от Запада то к Востоку, а строить собственную цивилизацию внутри многополярного мира) с недогматичными дискуссиями по внутренним целям.
3. Примеры из практики
Гражданское общество в понимании книги К. Поппера «Открытое общество и его враги» не имеет социальной структуры. Гражданское общество -- это не конструктивная общественность внутри государства, а космополитное (не признающее государственных границ) образование, не имеющее связанной с государством, этносом, культурой идентичности. В пределе оно исключает функционирование обществ внутри государств и является, скорее, очень опасной утопией, которая может породить большое количество социальных конфликтов.
4. С чем не стоит путать
От общества как целостной идентичности, единства исторических, духовно-культурных, национально-этнических ценностей отличается население. Например, мигранты, диаспоры, землячества, этнические анклавы не формируют общества – они не идентифицируют себя с культурным кодом общества. Если население не интегрируется в общество, то становится основной для социальных конфликтов. Так, глава РПЦ Патриарх Кирилл высказал позицию: «Массовый приток мигрантов, не владеющих русским языком и не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а, следовательно, неспособных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, … приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны».

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/cf21cd2e9ca7c3bea0f4f17fc1adb6a6/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Общество