Темы

Права потребителей


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Что это? С объективной точки зрения, правами потребителя является правовой институт гражданского права, устанавливающий совокупность дополнительную защиту интересов потребителей. С субъективной точки зрения права потребителя являются видом и мерой возможного поведения специального субъекта – потребителя. Так, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», потребителем является только такой гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает работы или услуги именно для целей личного потребления, а не для систематической перепродажи или постоянного использования исключительно с целью извлечения прибыли. Это не означает, что такое физическое лицо не может использовать приобретенные товары в качестве орудий производительного труда. Важно лишь, чтобы плоды и доходы, полученные физическим лицом в результате его производительного труда, не могли рассматриваться как систематически извлекаемая прибыль.

Потребитель характеризуется определенным типом поведения, то есть процессом формирования спроса на потребительские товары. Предполагается, что в основе потребительского выбора всегда лежит рациональное желание. Так, рациональным считают такое поведение покупателя, когда структура и очередность его покупок отражают степень важности его личных потребностей, а выбранный им набор товаров способен обеспечить максимальное удовлетворение потребностей при данном размере потребительского дохода. Как показывает практика, поведение потребителя и принимаемые им решение чаще всего основаны не на рациональном, а на эмоциональном выборе, что используется производителями при проведении рекламных кампаний.

Для чего это? Очевидно, что потребитель не может нести такие же транзакционные издержки (по мнению известного экономиста Аузана А.А., затраты, возникающие в связи с заключением договоров), как продавцы товаров и услуг. Правовое регулирование? Именно поэтому ГК РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей» и Руководящие принципы в защиту интересов потребителей, утвержденные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 года, предоставляют повышенную охрану прав потребителей по сравнению с изготовителями и продавцами товаров, а также иными заказчиками-не потребителями. В частности, Закон о защите прав потребителей предусматривается общее правило, по которому условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными.

Для потребителей устанавливаются специальные виды договоров с «неизменяемым содержанием», которые защищают права потребителей – публичный договор (например, розничной купли-продажи) и договор присоединения (например, на услуги мобильной связи). Публичный договор означает договор, подлежащий обязательному заключению предпринимателями с каждым потребителем, а договор присоединения, то есть договором, условия которого определены лишь одной из сторон, а другая лишена возможности участвовать в их формировании. При этом потребители могут в упрощенному порядке оспаривать явно обременительные условия договоров присоединения. Также важно, что существенным условием договора розничной купли-продажи – основного договора с потребителями – должна быть цена, которая в иных договорах не является существенным условием.

Производитель обязан установить срок службы товара – период, в течение которого производитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Также производитель обязан устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Производитель вправе устанавливать гарантийный срок на обнаружение недостатков в товаре, которые подлежат исправлению за счет производителя. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то недостатки могут быть устранены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю (более длинный срока, может быть предусмотрен договором).

Потребители обладают дополнительными права, такими как: правом на приобретение товаров надлежащего качества и безопасного для жизни и здоровья; правом на свободный обмен, если товар надлежащего качества не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества может быть осуществлен потребителем в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Также существует совокупность прав на информацию о товарах и их изготовителях, за нарушение которых устанавливается преддоговорная ответственность продавца. Наконец, потребители имеют право на объединение в ассоциации для защиты своих прав.

Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением его прав, подлежат возмещению в полном объеме и взыскиваются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Законом упрощена процедура защиты прав потребителей в суде – так, отсутствует судебная пошлина за рассмотрение дел из споров потребителей. Далее, часто бремя доказывания даты возникших недостатков товара возлагается не на потребителя, а на продавца (например, если не установлен гарантийный срок). Наконец, важно, что вместе с возмещением убытков или исполнением обязательств в натуре потребитель может потребовать компенсацию морального вреда.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Я знаю, что существует теория потребительского поведения, которая получила свое развитие вместе с развитием концепции «потребительского общества» (термин ввел известный философ Э. Фромм). Так, в книге «Общество потребления» известный французский ученый Ж. Бодрийяр указал, что общество потребления основывается на самообмане, который создаёт впечатление мнимого изобилия. Концепция «потребительского общества» позволяет рассматривать потребление как механизм, имитирующий социальную мобильность и позволяющий людям чувствовать себя представителями более высокого класса или сословия.

Я считаю, что наше общество должно разумно подойти к защите прав потребителей, но не строить при этом потребительское общество. Создание внутреннего потребительского рынка с четкой защитой прав потребителей должно стать только экономической задачей, но не самоцелью существования нашего общества. Основной целью ответственного потребителя должно стать не стремление наказать производителя, а воспроизводство человеческого капитала (бесплатная передача знаний будущим поколениям – смотри многие просветительские проекты: Тактик Медиа, Антропогенез, Teach-in). Важными целями также должно также стать создание потребительской инфраструктуры (школы, университеты, академии, парки, больницы, курорты, музеи) внутри страны, а не за рубежом.

Конечно, важно помнить, что неудовлетворение многих потребительских потребностей может стать причиной деградации общества и социальных конфликтов. Так, например, по мнению известного экономиста Аузана А.А., в СССР не было сформировано потребительского общества, не были защищены права потребителей, многие потребительские потребности, объективно, не удовлетворялись. Такая реальность в контексте лозунга Хрущева Н. С. «догнать и перегнать Америку по уровню благосостояния» способствовала распаду СССР, когда каждая союзная республика считала, что сможет удовлетворить потребительские потребности и по отдельности будет жить существенно лучше. Чтобы не повторить ошибки распада СССР, наше государство должно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, которые могут удовлетворить потребности на внутреннем рынке, и обеспечить разумный уровень защиты прав потребителей.
3. С чем не следует путать
Права потребителя, очевидно, отличаются от прав коммерческих юридических лиц и физических лиц – предпринимателей. Так, предприниматели – это субъекты, которые осуществляют (1) самостоятельную, (2) на свой риск экономическую деятельность, направленную на (3) систематическое получение прибыли. Они могут нести дополнительные транзакционные издержки, поэтому не нуждаются в такой же защите прав от производителей и продавцов товаров, как потребители. Также права инвесторов и миноритарных акционеров не требуют защиту схожую с защитой прав потребителей, поскольку они осознанно вовлечены в рисковую деятельность на финансовом рынке.
4. История развития
Как правовой институт защита прав потребителей возникла в России в начале 90-х годов. Так, действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя (продавца), часто являвшихся государственными организациями. Это ставило потребителя в фактическую зависимость от воли продавцов, не стимулировало производителей улучшать качество товаров. Первой попыткой специального законодательства о правах потребителей был проект Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей» 1988 года и Закон СССР «О защите прав потребителей» от 22 мая 1991 года, который в связи с распадом СССР не вступил в силу.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ae5e32b973c4b47a15a28f5607d76bf8/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Право»