Темы

Политические отношения: отличительные черты и виды


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Политические отношения, по мнению известного правоведа Арбузкина А.М., являются объектом сферы политики, а содержательно взаимодействиями и взаимосвязями между различными политическими организациями, институтами, группами, индивидами по поводу завладения, удержания и осуществления политической (прежде всего государственной) власти. Естественной спецификой политических отношений является их предмет. Так, по мнению известного социолога М. Вебера, политические отношения возникают по поводу государственной власти, то есть возможности доминировать, осуществлять руководство и подчинение обществом от имени государства. Именно этот предмет политических отношений выделяет их из предметов иных сфер общественной жизни – экономической, социальной, духовно-культурной.

Метод регулирования политических отношений определяется, прежде всего, главным субъектом политических отношений – государством. По мнению политолога Соловьева А.И., метод регулирования политических отношений, во многом, связан с ресурсами властисредствами и способами, которые обеспечивают влияние субъекта политических отношений на объект воздействия. В рамках метода регулирования могут использоваться ресурсы (1) утилитарные (индексация пенсий или усложнение процедуры получение гражданства), (2) принудительные (судебное преследование участников несанкционированных митингов) и (3) нормативные (СМИ, культурные программы, стандарты образования).

Отличительными чертами структуры политических отношений являются субъекты -- государство, политические лидеры, властные органы, политические партии, граждане в рамках политического участия. Это активно действующие лица политического процесса, то есть совокупности действий всех субъектов политической системы. Очевидно, что государство — это основной центральный субъект политических отношений, который не только непосредственно участвует в политических отношениях, но и устанавливает правила взаимодействия.

Важными субъектами также являются группы интересов -- добровольные объединения, специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих интересов (профсоюзы, диаспоры, землячества, инициативные группы). Наиболее организованными группами являются политические партии и политические движения. А крайне опасными являются диаспоры (особенно, представителей трудовых мигрантов, которые должны быть запрещены законодательно), поскольку зачастую защищают враждебные российскому обществу этно-культурные ценности и порождают социальные конфликты.

Спецификой содержания политических отношений являются взаимосвязи и взаимодействия между субъектами в рамках, прежде всего, политических институтов – выборов, институтов парламентаризма и президентства. В зависимости от содержания политические отношения разделяют на отношения (1) кооперации (между идеологически близкими политическими движениями), (2) конкуренции (между политическими партиями), (3) соперничества (между кандидатами на выборах), а также (4) конфликта (между старой и новой элитой). Нормой политических отношений является консенсусный политический процесс (например, поддержка политическими партиями кандидата в президенты) или разумная политическая конкуренция. Девиантными, отклоняющимися от нормы, являются политические отношения в рамках политического конфликта (антиконституционные действия, путч, мятеж, революция, гражданская война) или политического нигилизма (например, политический абсентиизм граждан, то есть уклонение от участия на выборах).

Для чего? Политические отношения, как и любые иные социальные отношения, объективно складываются в обществах под влиянием различных факторов. На политические отношения влияют политический режим, политическая культура и идеология, политические традиции, политическая система в целом. Развитые политические отношения показывают степень вовлеченности и желания участвовать в политике членов соответствующего общества.

Политические отношения в рамках политического участия могут удовлетворять социальную потребность гражданина быть вовлеченным в политическую жизнедеятельность общества, формировать смысл и образ жизни такого гражданина. Достаточные социальные лифты в сфере политики способствуют политической социализации граждан, формируя позитивное политическое сознание, отношение к государству, праву и обществу. Наконец, политические отношения в рамах выборов обеспечивают легитимацию политического режима, который приходит к власти.

Регулирование? Регулирование политических отношений в России осуществляется Конституцией РФ, особенно статьями 29—33 о политических правах граждан, и федеральными конституционными законами, например, например, ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ «О политических партиях». Важной частью законодательного регулирования политических отношений в рамках избирательного процесса составляет подотрасль конституционного права -- избирательное право. Следует заметить, что в России не развиты политические обычаи и традиции, поэтому сложно говорить о регулировании политических отношений неправовыми нормами. При этом политические партии и движения могут устанавливать обязательные, неправовые требования для своих членов.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я полагаю, что развитие политических отношений в России должно предотвращать конфликты и не допускать политических кризисов. На настоящем этапе развития нашей страны важной задачей является (1) создание действенного механизма сменяемости и преемственности президентской власти, основанного на политической культуре России, и (2) выработка традиции его применения. Такой механизм должен обеспечить отсутствие конфликтов между прежней и новой элитой, которая будет приходить с новым президентом. Механизм и традиция его применения, очевидно, должны предотвратить трансформацию правовой режима российского электорального авторитаризма в более жесткую форму авторитаризма.

Видится, что для выработки механизма сменяемости и преемственности президентской власти было бы разумным на экспертном уровне инициировать просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе. В частности, следует поставить вопроса должен ли Президент РФ готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей (своеобразный аналог вице-президента в США). Такой механизм может существовать в виде конституционного обычая или подлежит прямому включению в Конституцию РФ.

Я также считаю важным, чтобы политические партии или движения не защищали интересы этнических диаспор, землячеств, замещающих мигрантов. Деятельность таких политических партий и движений должна признаваться противоправной, поскольку она направлена на создание политических конфликтов и кризисов в нашем обществе. Дело в том, что представители диаспор, землячеств, а также мигранты и члены их семей зачастую не стремятся инкорпорироваться в наше общество, а стремятся сохранить свою идентичность, что с неизбежностью будет порождать крупные конфликты и деградацию общества.
3. С чем не путать
Политические отношения в рамках политической сферы жизни следует отличать от политических отношений в рамках иных сфер общественной жизни: экономических, социальных, духовно-культурных. Так, почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если она затрагивает интересы всего общества (вопросы войны и мира, запрет абортов). При этом, если большинство неполитических отношений начинают реализовываться в обществе через призму политики, то режим в таких обществах становится жестким авторитарным или тоталитарным (даже если сам заявляется в качестве либеральной демократии).
4. История развития
Известный философ Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, а политические отношения -- направленными на достижение блага для членов общества. Точку зрения о том, что политические отношения должны быть направлены на защиту естественных прав человека (на жизнь, свободу, безопасность, собственность), также отстаивали известные просветители -- Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро. А, по мнению известного политолога К. Шмитта, высказанному в книге «Понятие политического», политические отношения -- это противостояние организаций, групп, государств, которые разделяются по принципу «друг — враг» в сложившихся обстоятельствах.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/7ff98fff34ad2f7b2d219d8d9762dfb2/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Разбор эссе прошлых лет