Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Познание -- это процесс получения знаний о природе, обществе, культуре и человеке. Это активный процесс, включающий в себя (1) восприятие информации, (2) ее анализ, интерпретацию и (3) последующее использование для принятия решений. Познание основывается на взаимодействии различных когнитивных процессов, таких как восприятие, мышление, воображение, память, а также на опыте и обучении. Познание может быть как индивидуальным, так и коллективным, когда группа людей совместно исследует и понимает различные аспекты мира.
Для человека характерны три основные виды познания, которые во многом отличаются методом познания и способами восприятия получаемого знания. Так, наука – полностью рациональна; религия (вера) -- предмет познания и где-то превышает науку (пытается понять трансцендентное), воздействует на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), основной метод – претерпевание субъективного опыта общения с Богом; искусство -- воздействует на чувства. Указанные формы познания формируют мировоззрение человека, то есть (1) знания и убеждения, (2) ценности и ценностные ориентиры и определяют (3) действия на основе знаний и ценностных ориентиров. В итоге, целью познания является расширение знания чтобы, решать проблемы, развивать новые идеи и вносить вклад в общественный и научный прогресс.
Обычно выделяют два основных уровня познания – (1) чувственное (с помощью органов чувств) и (2) рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Так, чувственное познание основано на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Именно чувственное познание является важнейшим элементом познания культуры и искусства, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств, воспринимаются им как соответствующие его действительности – субъективной реальности.
В контексте чувственного познания мира была выработана философская концепция сенсуализма (термин ввел французский философ В. Кузен). Сенсуализм (с чуть более широким содержанием – эмпиризм, где опыт – не только чувства, но и мыслительный процесс) – это направление в теории познания, в рамках которого чувственное познание считается основным источником истинных знаний. Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя философами: Дж. Локком, Дж. Беркли и Д. Юмом. Так, Дж. Локк придерживался концепции «чистой доски», согласно которой всё мышление человека основывается на информации, полученной посредством ощущений из окружающего мира.
Очевидно, что полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления. Рациональное познание (от латинского «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, особенностью которого является (1) использование логики, (2) причинно-следственных связей и (3) стремление к наиболее оптимальному результату. Выделяются следующие формы рационального познания: (1) понятие, (2) суждение и (3) умозаключение. Так, понятие – это детально определенно наименование конкретного объекта изучения; суждение -- связь между различными понятиями, законченная мысль; умозаключение -- выводы из имеющихся суждений.
Естественно, что рационализм как философское направление ассоциируют с рациональным познанием. Это философское направление появилось в эпоху Просвещения вместе с введением Р. Декартом, Л. Лейбницем и Б. Спинозой в оборот основных научных методов познания (идеализация объекта исследования; эксперимент – то есть искусственно спровоцированный опыт). Во многом рационализм повлиял на формирования научного метода познания мира и, как следствие, научно-техническую революцию. Многие считаю, что в результате рационализма изменилась концепция развития человечества: вместо построения «града Божия на земле» возобладала концепция прогресса в сферах общественной жизни, прежде всего, экономической.
Знание может быть истинным и ложным. Истина – это эпистемологическая (то есть вытекающая из учения о структуре знания) характеристика, свойство знания, показывающее соотношение предмета знания с объективной реальностью или ее отдельными фактами. Ложь – это намеренное искажение истины, введение в заблуждение и обман. Так, например, гражданско-правовые сделки, заключенные под влиянием существенного заблуждения или обмана, являются оспоримыми и могут быть признаны судом недейственными (статьи 178 и 179 ГК РФ).
Традиционно истину делят на объективную и субъектную. Соответственно, объективная (абсолютная) истинное знание считается независимым от человеческих представлений или суждений. Таким могут считаться естественно-научные факты и математические теоремы часто рассматриваются как примеры объективной истины (лёд – это одно из фазовых состояний воды; нельзя досчитать до бесконечности; в Солнечной системе только одна звезда).
Субъективная (относительная) истина связана с личным опытом, мнениями и убеждениями индивида, чувственным восприятием (эмоциональным интеллектом). Соответственно, субъективно истинное знание может быть верным для конкретного человека, но не обязательно соответствовать реальности и быть истинным для всех. Важно, что субъективно истинное знание переплетается с мифом о социальной действительности, мифологическим сознанием общества. Обладающие мифологическим сознанием общества склонны верить не в объективно существующую реальность, а в ту, которая сконструирована для них средствами массовой информации, речами политиков. Такая сконструированная реальность, к сожалению, позволяет манипулировать обществом.
Для человека характерны три основные виды познания, которые во многом отличаются методом познания и способами восприятия получаемого знания. Так, наука – полностью рациональна; религия (вера) -- предмет познания и где-то превышает науку (пытается понять трансцендентное), воздействует на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), основной метод – претерпевание субъективного опыта общения с Богом; искусство -- воздействует на чувства. Указанные формы познания формируют мировоззрение человека, то есть (1) знания и убеждения, (2) ценности и ценностные ориентиры и определяют (3) действия на основе знаний и ценностных ориентиров. В итоге, целью познания является расширение знания чтобы, решать проблемы, развивать новые идеи и вносить вклад в общественный и научный прогресс.
Обычно выделяют два основных уровня познания – (1) чувственное (с помощью органов чувств) и (2) рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Так, чувственное познание основано на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Именно чувственное познание является важнейшим элементом познания культуры и искусства, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств, воспринимаются им как соответствующие его действительности – субъективной реальности.
В контексте чувственного познания мира была выработана философская концепция сенсуализма (термин ввел французский философ В. Кузен). Сенсуализм (с чуть более широким содержанием – эмпиризм, где опыт – не только чувства, но и мыслительный процесс) – это направление в теории познания, в рамках которого чувственное познание считается основным источником истинных знаний. Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя философами: Дж. Локком, Дж. Беркли и Д. Юмом. Так, Дж. Локк придерживался концепции «чистой доски», согласно которой всё мышление человека основывается на информации, полученной посредством ощущений из окружающего мира.
Очевидно, что полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления. Рациональное познание (от латинского «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, особенностью которого является (1) использование логики, (2) причинно-следственных связей и (3) стремление к наиболее оптимальному результату. Выделяются следующие формы рационального познания: (1) понятие, (2) суждение и (3) умозаключение. Так, понятие – это детально определенно наименование конкретного объекта изучения; суждение -- связь между различными понятиями, законченная мысль; умозаключение -- выводы из имеющихся суждений.
Естественно, что рационализм как философское направление ассоциируют с рациональным познанием. Это философское направление появилось в эпоху Просвещения вместе с введением Р. Декартом, Л. Лейбницем и Б. Спинозой в оборот основных научных методов познания (идеализация объекта исследования; эксперимент – то есть искусственно спровоцированный опыт). Во многом рационализм повлиял на формирования научного метода познания мира и, как следствие, научно-техническую революцию. Многие считаю, что в результате рационализма изменилась концепция развития человечества: вместо построения «града Божия на земле» возобладала концепция прогресса в сферах общественной жизни, прежде всего, экономической.
Знание может быть истинным и ложным. Истина – это эпистемологическая (то есть вытекающая из учения о структуре знания) характеристика, свойство знания, показывающее соотношение предмета знания с объективной реальностью или ее отдельными фактами. Ложь – это намеренное искажение истины, введение в заблуждение и обман. Так, например, гражданско-правовые сделки, заключенные под влиянием существенного заблуждения или обмана, являются оспоримыми и могут быть признаны судом недейственными (статьи 178 и 179 ГК РФ).
Традиционно истину делят на объективную и субъектную. Соответственно, объективная (абсолютная) истинное знание считается независимым от человеческих представлений или суждений. Таким могут считаться естественно-научные факты и математические теоремы часто рассматриваются как примеры объективной истины (лёд – это одно из фазовых состояний воды; нельзя досчитать до бесконечности; в Солнечной системе только одна звезда).
Субъективная (относительная) истина связана с личным опытом, мнениями и убеждениями индивида, чувственным восприятием (эмоциональным интеллектом). Соответственно, субъективно истинное знание может быть верным для конкретного человека, но не обязательно соответствовать реальности и быть истинным для всех. Важно, что субъективно истинное знание переплетается с мифом о социальной действительности, мифологическим сознанием общества. Обладающие мифологическим сознанием общества склонны верить не в объективно существующую реальность, а в ту, которая сконструирована для них средствами массовой информации, речами политиков. Такая сконструированная реальность, к сожалению, позволяет манипулировать обществом.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что не следует противопоставлять рационализм и сенсуализм, поскольку каждый человек обладает как обычным, так и эмоциональным интеллектом, которые в совокупности формируют личность человека. Идеологические, культурные, духовные и религиозные убеждения, которые формируются, прежде всего, за счет чувственного познания, часто являются непосредственной мотивацией к деятельности. Иногда рациональные аргументы, даже выгодные для общества, не могут преодолеть чувственные аргументы и мотивацию. Именно поэтому, например, общества зачастую защищают свои культурные, этнические, традиционные духовные ценности (справедливость, приоритет духовного над материальным, крепкую семью), даже несмотря на экономические санкции со стороны других государств.
Я также считаю, что в рамках сфер общественной жизни всегда нужно определять истинные цели, к которым необходимо стремиться. Так, в экономической сфере истинной целью деятельности предпринимателей должны стать не просто заработок прибыли, но осознание того, что заработанные в России средства нужно использовать внутри страны для финансирования создания потребительской и производственной инфраструктуры. В социальной сфере истинными целями государства и общества должна стать создание условий для многодетной, крепкой семьи и повышение демографии (стимулирование рождений второго и третьего ребенка через крупные единовременные выплаты). В обществе, в целом, должен поощряться исинный, созидательный труд – физический или интеллектуальный, а не спекуляции – стремление вкладывать денежные средства в фондовый или валютный рынок. Наконец, наше общество должно осознанно позитивно относиться к государству, как важному инструменту достижения поставленных перед собой членами общества сверхзадач.
Я также считаю, что в рамках сфер общественной жизни всегда нужно определять истинные цели, к которым необходимо стремиться. Так, в экономической сфере истинной целью деятельности предпринимателей должны стать не просто заработок прибыли, но осознание того, что заработанные в России средства нужно использовать внутри страны для финансирования создания потребительской и производственной инфраструктуры. В социальной сфере истинными целями государства и общества должна стать создание условий для многодетной, крепкой семьи и повышение демографии (стимулирование рождений второго и третьего ребенка через крупные единовременные выплаты). В обществе, в целом, должен поощряться исинный, созидательный труд – физический или интеллектуальный, а не спекуляции – стремление вкладывать денежные средства в фондовый или валютный рынок. Наконец, наше общество должно осознанно позитивно относиться к государству, как важному инструменту достижения поставленных перед собой членами общества сверхзадач.
3. С чем не следует путать
Возможно выделить несколько основных отличий рационального от чувственного познания. Во-первых, рациональное познание стремится выявить некоторые общие черты у всех объектов исследования с целью определения фундаментальных признаков. Во-вторых, рациональное познание может изучать абстрактные идеи и принципы, а чувственное познание - конкретные объекты и явления. В-третьих, рациональное познание использует специальные методы познания, во многом являющиеся научными и не зависящими от личного опыта субъекта, осуществляющего познание.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/f5df208ca36bd4de2bb49de1d69d75f1/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/