Темы

Правосознание. Уровни правосознания


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Правосознание — это отношение людей к государству и праву, законности, правопорядку, правотворческой и правоприменительной деятельности. Правосознание является осознанием того, для чего существуют государство и право. Содержательно оно является одной из форм общественного сознания, совокупности взглядов, идей, чувств. Правосознание является частью более общего понятия – правовая культура, то есть определенного уровня знания о государстве и праве, осознания значимости государства и права как социальных институтов для предотвращения конфликтов, защиты и обеспечения положительной эволюции общества.

Структурно в правосознании можно выделять три составляющие: (1) идеологическую, (2) психологическую и (2) поведенческую основы. Идеологическая основа (правовая идеология) — это теоретический уровень правосознания, основанный на научных позициях или политической целесообразности. Например, УК СССР 1926 и 1960 годов содержали возможность использования судами социалистического правосознания при назначении наказания за совершенное преступление.

Психологическая основа (правовая психология) — это чувства, эмоции, настроения людей, возникающие по поводу государства и права, практики применения права и деятельности государственных органов. Так, принятие новых законов, например, о монетизации льгот, о повышении пенсионного возраста, могут вызвать социальное недовольство, протестные пикеты или митинги. Перед принятием таких «спорных» законов со стороны государства необходима длительная разъяснительная работа, в том числе о необходимости нововведений и о способах минимизации негативных последствий.

Поведенческая основа -- это внутренние установки, ожидания от закона, побуждающие к тем или иным поступкам (соблюдению или нарушению правовых норм). Например, после введения незаконных ограничений западноевропейский стран против России многие российские предприниматели редомицировали бизнес из-за рубежа в Россию. Редомициляция заключается в переоформлении компаний или активов (недвижимости, воздушных и морских судов) из нероссийской юрисдикции в российскую. Такая возможность была и до введения санкций, но у предпринимателей отсутствовало осознание такой необходимости и поведенческий основа того, европейские законы будут направлены на изъятие их активов.

В правосознании важна не только совокупность взглядов, идей, чувств, выражающих отношение людей к праву, но и степень осмысленности таких знаний. По такому критерию можно выделить уровни правосознания – (1) обыденное, (2) профессиональное и (3) научное. Так, обыденное правосознание возникает вне какой-ли профессиональной деятельности, связанной с правом (это бытовое правосознание). Суть обыденного правосознания выражается в поговорках и афоризмах: «Договоры должны соблюдаться (Pacta sund servanda)».

В рамках обыденного правосознания можно выделить эмпирическое (то есть основанное на опыте) правосознание. Оно появляется у людей, которые столкнулись в жизни с ситуацией, требующей правового решения. Это может быть, например, судебный спор, принятие наследства, регистрация прав на недвижимое имущество. Часто эмпирическое правосознание считают низким уровнем, поскольку на этом уровне люди относятся к государству и праву исключительно потребительски, без понимания того, какую защиту и социальную стабильность предоставляют эти социальные институты.

Профессиональное правосознание представляет собой систему правовых знаний, убеждений и чувств, которыми руководствуются юристы в своей повседневной деятельности. Так, для профессионального правосознания юриста – адвоката, судьи, следователя или прокурора -- характерно усвоение правовых знаний как целостной системы, понимание взаимосвязей норм и правовых институтов.

Наконец, научное правосознание возникает в среде научных работников на основе тщательного анализа норм и институтов права, правотворческой и правоприменительной практики. Оно отличается значительной глубиной понимания государства и права, их природы, функций, социально-исторической значимости, тенденций развития. Научное правосознание формируется, например, у таких известных правоведов, как М.М. Сперанский, А.Ф. Кони, М.М. Агарков, В.П. Грибанов, Е.А. Суханов.

По критерию субъекта, носителя правосознания можно выделить следующие виды правосознания: индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное характеризует правосознание каждого индивида общества в отдельности. Групповое означает правосознание какой-либо социальной группы (законодателей, полицейских, судей). Общественное правосознание — это правосознание всего общества, в целом, в определенный период.

Важно понимать, что правосознание изменяется со временем, тем самым реализуется мобильность правосознания. При этом мобильность может быть восходящей – от обыденного к профессиональному (через получение, например, юридического образования) или от негативного к позитивному (через создание, например, удобной инфраструктуры – МФЦ в Москве). Мобильность правосознания может быть также нисходящей – от научного к профессиональному (когда ученый правовед прекращает заниматься научной деятельностью, становится судьей) или от позитивного к негативному (например, гражданин проиграл суд и считает, что это несправедливо, а виной этому государство и плохие законы).

Правосознание выполняет следующие функции в жизни общества: познавательную, прогностическую, регулирующую и воспитательную. Познавательная функция состоит в том, что правосознание способствует процессу изучения права. Прогностическая функция формирует модели будущего поведения граждан. Регулирующая функция делает упор на формирование именно правомерного поведения. Наконец, воспитательная функция связана с выработкой уважительного отношения к праву, с предотвращением правового нигилизма.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что у многих представителей российской культуры и естественно-научного сообщества очень низкий уровень правового сознания, граничащий с правовым нигилизмом. У этих малых групп сформированы достаточно высокие требования и запросы к государству, зачастую направленные на удовлетворение собственных потребностей – получить финансирование на новые исследования, новую постановку спектакля, новую экранизацию фильма. При этом они не только не относятся к государству позитивно, как к инструменту решения поставленных перед собой задач, но стремятся открыто противодействовать российскому государству, обладая при этом минимумом знания в области государства, права и общества. Самое странное, что при выезде за рубеж те же граждане, не предъявляют настолько высокие требования к иностранным государствам.

Указанная выше ситуация, представляется, сформировалась, прежде всего, из-за патерналистского отношения (то есть активной государственной финансовой и организационной поддержки) российского государства к интеллигенции. Негативное отношение к государству и праву также связано с низким и догматичным способом просвещения представителей естественно-научного направления (типа, известного физика Сахарова А.Д.) в области социально-гуманитарных наук. Критическое обучение основам обществознания зачастую подменяется навязанным обучением патриотизму, которое в космополитической естественно-научной среде не воспринимается в серьез.

Для исправления такой ситуации необходимо обучать и формировать позитивное правовое сознание еще на стадии школы и высших учебных заведений, особенно у студентов естественно-научных направлений. Государство также должно четко определить сферы, где оно может вести себя патерналистски, а где нет. Так, в сферах, не приносящих прибыли, не действующих по рыночным законам -- образование, нечастная медицина, социальная сфера, некорпоративная наука, немассовая культура -- подход может быть патерналистским. В сферах, связанных с получением прибыли -- малый и средний бизнеса, венчурные научные проекты, проекты массовой культуры (частные фильмы, частные постановки спектаклей, частные выставки) -- не должно быть государственного патернализма.
3. С чем не следует путать
Обычно правосознание отражает положительное или нейтральное отношение к государству и праву. Однако в некоторых случаях или у некоторых групп людей такое отношение может быть негативным, что определяется как правовой нигилизм. Обыденный правовой нигилизм обычно связан с нежеланием выполнять предусмотренные законом обязанности – платить налоги, выполнять правила дорожного движения. Правовой нигилизм может проявляться у антиэлиты, которая из сформулированного внутреннего принципа борется против политической, государственной власти, но самостоятельно не стремиться к такой власти. Наконец, антигосударственный правовой нигилизм ярко проявляется у представителей космополитизма – утопичной и деструктивной для общества концепции, отрицающей государственные границы и признающее всё человечество единой нацией.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ecad1a4eb437e162caeadc5d13cd45c9/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет