Темы

Особенности развития русской общественной мысли


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Общественная мысль – понятие духовно-культурной и политической сферы общественной жизни, обобщающее идеи мыслителей о типах и структуре обществ, целях развития и способах их достижения. В общественную мысль включают идеи и споры относительно наиболее значимых фундаментальных вопросах развития общества. К таким идеям можно отнести какова глобальная идея функционирования общества, какая его миссии, какое общество необходимо строить, какая национальная идея, какие необходимы условия общественного договора или реформы в сферах общественной жизни. В итоге, общественная мысль формирует социально-гуманитарное мировоззрение общества по вопросам, например, следует ли развивать рыночную и плановую экономику, возможно ли абсолютное социальное равенство или справедливое неравенство, должна ли религия вмешиваться в естественно-научное мировоззрение, должны ли деятели культуры обладать внутренней ответственностью, какой политический режим наиболее приемлем обществу.

Одной из первых концепций функционирования русского государства в конце 15 века стала идея «Москва -- третий Рим». Согласно концепции, Московская Русь являлась последним земным воплощением «нерушимого» Римского царства, существовавшего со времени пришествия Иисуса Христа. Концепция была необходима для подтверждения независимости русского государства от Золотой Орды и для обоснования цели существования – оплота всего христианства, прообраза настоящего божьего царства, смысла существования человечества.

На протяжении 18 и начала 19 века Татищев В.Н., Ломоносов М.В., Радищев А.Н. и Новиков Н.И. осмысливали историю Руси и России, ставили детальные вопросы о цели функционирования государства и общества, об общественном устройстве, о сословиях, о политическом режиме. Отчасти на их базе, а также после Великой французской революции 1789 года и Отечественной войны 1812 года формируются идеи западников (Чаадаев П.Я. «Философские письма») и славянофилов (Хомяков А.С., братья Аксаковы). Принципиальным, но отнюдь не единственным, отличием между направлениями было следующее: должно ли общество России развиваться в рамках собственных традиционных или западноевропейских ценностных ориентиров и заимствовать социальные институты.

Схожими со славянофилами были взгляды Данилевского Н.Я. В книге «Россия и Европа» он выдвинул теорию обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), и назвал Россию такой. Далее, Соловьев В.С. в брошюре «Национальный вопрос в России» впервые поставил вопрос о национальной идее России, ее миссии, и определил его как построение единой христианской церкви. В то же время великий русский писатель Достоевский Ф.М. сформулировал в «Пушкинской речи» идею всемирной отзывчивости (поиска справедливости) России, как способности к глубокому проникновению в дух остальных народов, пониманию и сочувствию иным культурам.

В начале 20 века появляется новая концепция евразийства. Она появилась в сборнике статей «Исход к востоку» – статьи Трубецкого Н.С., Савицкого К.А., Флоровского Г.В. и Сувчинского П.П. Центральная тема сборника —призвание России как объединительницы «целого круга народов» Евразии. Евразийцы сделали попытку объединить социалистическую идеологию устройства общества с наличием религиозной концепции Бога.

В течение большей части 20 века русская общественная мысль была связана с учением К. Маркса и Ленина В.В. – марксизмом-ленинизмом, и прежде всего, научным коммунизмом – построением нового типа общества и формирование типа человека на основе отсутствия частной собственности, особенно на средства производства, и эксплуатации труда. Далее, в середине 20 века идеи природы человека, моральной ответственности в новом типе общества, использования передовой науки нашли отражение в социальной фантастике Ефремова И.А. («Час быка») и братьев Стругацких («Трудно быть богом»). Очевидно, что в основе их идей лежали ранние идеи русского космизма Циолковского К.Э. и Вернадского В.И. -- осознание всеобщей взаимообусловленности космических и земных процессов.

В 20 веке прагматично важными стали исследования двух философов -- Лосева А.Ф. о мифологическом сознании («Диалектика мифа») и Бахтина М.М. о философии диалога («Проблемы творчества Достоевского»). Так, миф о социальной действительности или прошлом постоянно присутствует в человеческом мире, и общества, обладающие мифологическим сознанием, верят не в объективную реальность, а в сконструированную для них, часто политиками, действительность. Бахтин М.М. утверждал, что диалог – это всегда сложное взаимодействие текста и контекста. Основы философии диалога часто используются для разрешения конфликтных ситуаций.

В современной России рассматривается возможность развития государства и общества с точки зрения неоевразийства. Представителем этого направления можно считать известного экономиста Глазьева С.Ю., который полагает возможным совместить рыночную и плановую экономики с религиозной концепцией Бога, которая будет формировать духовно-культурную составляющую, в том числе моральные нормы. Далее, Дугин А.Г. призывает создать «четвертую политическую теорию» (кроме либерализма, коммунизма и фашизма) на базе концепции «катехона», то есть субъекта или государства, имеющего миссию препятствовать окончательному торжеству зла в истории. «Катехоном» выступит российское общество, которое противопоставит идеям тоталитарного либерализма и расчеловечивания традиционные ценности, основанные на православной вере (в этом повторяется позиция философа Ильина И.А., который видел истоки русской идеи в православии).

Формирование общественного дискурса в России основывается на статье 13 Конституции РФ, которая признает идеологическое многообразие – плюрализм. При этом экстремистские призывы в рамках такого дискурса запрещены ФЗ «О противодействии экстремизму» и наказуемы в соответствии с УК РФ. К таким экстремистским высказываниям разумно относить попытки преднамеренной фальсификации истории России. Такие попытки фальсификации, как предусмотрено Указом Президента РФ от 8 мая 2024 года об историческом просвещении, могут использоваться в качестве оружия в информационной войне.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что особенность развития русской общественной мысли заключается в многообразии подходов к устройству общества. Это выразилось в исторической апробации на территории нашей страны общества большой религиозности, социалистического и капиталистического общества с либеральной экономикой. Негативный результат указанных видов обществ – распад существовавших государств (Российской Империи и СССР) или произошедшая идеологическая революция (как в России после начала СВО) -- позволяет мне сделать вывод, что российское общество может функционировать как общество справедливого минимального неравенства с усреднением вверх. В основе такого общества могут стать человекосберегающие ценности, без отрицания, но и без навязывания Бога. И если наше общество не будет навязывать свои ценности иным обществам, то его структура будет привлекательной для других стран, что естественным образом сформирует глобальность проекта.

Крайне важно, чтобы уже в школе учителя-педагоги обращали особенное внимание на недогматичное (без марксистской или либеральной идеологий) обучение светскому социально-гуманитарному знанию, не заменяя его религиозным и не нивелируя его естественно-научным знанием. Дело в том, что стабильное функционирование и эволюционное развитие общества, повышение благосостояния его членов возможно только на основе детально и скрупулезно продуманных социально-гуманитарных идеях. Такие идеи должны учитывать не только экономические или религиозные факторы, но этнические, исторические, культурные, духовные моменты, тенденции развития международных отношений. Для обсуждения таких идей необходимо множество людей, которые профессионально и системно будут заниматься этими вопросами.
3. Примеры из практики
Важность развития русской общественной мысли показывает информационная атака в апреле 2024 года на Высшую политическую школу им. И. Ильина, которую возглавляет Дугин А.Г. Очевидно, что школа станет одним из главных мест, которое будет формулировать национальную идею российского общества в течение ближайших десятилетий. Эта идея должна заменить навязываемое после распада СССР мировоззрение оголтелого либерализма, приводящего в расчеловечиванию. В этом контексте примечательно создание в мае 2024 известным либералом, уехавшим из России после начала СВО, Чубайсом А.Б. «Центра российских исследований» в Израиле, который, очевидно, будет противостоять работе школы, возглавляемой Дугиным А.Г.
4. С чем не путать
Цели и способы развития общества могут не совпадать с целью и смыслом жизни отдельного человека. Дело, в том, что вопрос о смысле жизни человека – это экзистенциальный (то есть важный для самого существования) вопрос, это понимание человеком направленности своей жизни, своего места в мире. Наиболее частыми вопросами о целях и смысле жизни могут стать: «Зачем (для чего, ради кого) жить?» и «В чём состоят жизненные ценности?» Если цели общества не позволяют человеку реализовать собственные цели и смысл, он может покинуть общество.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/65721ea6bc75019a954a1fca9fc84f78/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-09-20 13:29 Занятия: блок «Специфика обществознания