Темы

Методы экономической теории


Вернуться назад


Конкуренция, монополистическая конкуренция

1. Общее-простые факты из ЕГЭ:
  1. понятие;
  2. структура и содержание;
  3. особенность;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции;
  6. факторы возникновения и существования;
  7. последствия;
  8. правовое регулирование в РФ.
Экономическая теория, или экономическая наука, является разновидностью социально-гуманитарных наук. Как у любой науки, у экономической теории есть предмет и метод исследования. Методом получения научного знания в экономической теории, как и в иных науках, называют способы и средства получения такого знания.

Средства и способы достижения знания – то есть методы -- в экономической науке можно разделить на две большие группы: эмпирические (основанные на опыте) и теоретические (не основанные непосредственно на опыте). Эмпирическими методами являются тестирование, анкетирование и опросы, экспертное оценивание, исследование социальных установок, наблюдение, социометрия. Теоретическими методами являются, например, составление гипотез, сравнение (компаративистский метод).

В экономической теории часто используют методы анализа и синтеза. Метод анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части, а с помощью синтеза получают полную картину явления в целом. Так, эконометрический анализ объединяет экономическую теорию и статистические методы для изучения взаимосвязей между различными переменными и предсказания будущих экономических событий. Регрессионный анализ позволяет вычислить отношения между зависимой переменной и одной или несколькими независимыми переменными.

Далее используется логические методы индукции и дедукции. При методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций (от частного к общему). Метод дедукции, наоборот, предполагает исследование от общих принципов, законов к частным явлениям.

Отличие экономики от иных социально-гуманитарных наук заключается в том, что теоретические экономические модели позволяют формулировать количественно, а не только качественно проверяемые следствия. В связи с этим в экономике активно используется метод математического моделирования -- построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

В отличие от естественных наук, в экономике, как и в большинстве гуманитарных наук, методология исследований, как правило, не включает в себя экспериментальную проверку теоретических утверждений. Это не означает, что экономические эксперименты не возможны. На практике они проводятся на основе исполнения рекомендаций Международного валютного фонда, которые взамен на предоставление кредитов требует от стран определенных экономических действий, затем оценивая их практические последствия.

Также в экономической теории часто проводятся форсайт-исследования. Форсайт-исследования – это метод группового взаимодействия, который позволяет выбрать оптимальную стратегию развития с учетом предсказаний экспертов. В отличие от прогноза, в форсайте участвуют вовлеченные эксперты. Они готовы не только делать предсказания, но и реализовывать предложенные идеи развития.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической,
  2. социальной,
  3. духовно-культурной,
  4. политической
Мне видится, что прежде, чем ответить на вопрос, как и какими способами изучать экономическую теорию, следует ответить на вопрос – для чего нужно ее изучать. Ответом на этот вопрос должно стать то, что основная задача экономической теории – обоснование стратегии и тактических инструментов повышения материального благосостояния общества, более детально -- повышение реальных располагаемых доходов населения за счет экономического роста в государстве. Так, в рамках раздела макроэкономики наука экономика должна обеспечить выработку необходимых инструментов фискальной, денежно-кредитной («ДКП») и внешнеэкономической политик. Раздел же микроэкономики должен быть направлен на выработку подходов к достижению прибыли при выполнении социальных обязательств и защиты окружающей среды – ESG-повестки.

Главным же препятствие к экономическому росту и повышению благосостояния населения России – это догматизм методов экономической теории в России. Так, безоговорочное следование догмам «научного коммунизма» погубило СССР. А в настоящий момент слепое выполнение рекомендаций -- способов и средств управления экономикой -- Международного валютного фонда, ограниченное использование инструментов ДКП главой Банка России Э. Набиуллиной буквальное останавливает возможность предоставлять банковские кредиты и замедляет экономический рост. Такой деструктивный наивный реализм в рамках экономических догм должен постепенно вытесняться путем конструктивного обсуждения различных направлений экономической мыли -- как это, например, делалось на первом «Русском экономическом форуме» в Челябинске в ноябре 2023 года.
3. Примеры из практики
Я согласен с мнением известного экономиста Глазьева С.Ю., который на основе статистических таблиц известного экономиста и методолога Ангуса Мэддисона утверждает, что Россия находится в колее экономического развития. Если развитие экономики России как исключительно рыночной не будет существенно переосмыслено, то Россия останется во много сырьевым придатком. Рыночные концепции, принципы и механизмы – особенно, механизм рыночного спроса, не способны создавать стимулы для демографического роста, развития человеческого капитал и научно-технического прогресса как важных факторов экономического процветания России. Для Росси важно создать внутренний спрос и предложение на отечественные товары за счет накопления капитала с внешних рынков. При этом важно существенно ограничить отток капитала за рубеж и возможность осуществлять спекулятивные операции на фондовом рынке.
4. С чем не путать
Экономическая наука является разновидностью социально-гуманитарных наук. В настоящее время «ядром» экономической мысли является, во многом деструктивная для развивающихся стран, неоклассическая теория, опирающаяся на предположение о рациональном поведении человека и равновесном состоянии экономики. Считается, что предметом экономической науки составляет проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей. Базовая общая предпосылка современной экономической теории — представление о саморегулируемом рынке, способном функционировать и развиваться без государственного вмешательства, обеспечивая при этом экономический рост.

В контексте отхода от глобализации мирового экономического пространства, его фрагментации на экономические макрорегионы, все большего регулирования государствами экономик, введения ограничений на рынках и протекционизма, предмет экономической науки должен быть переосмыслен. Так, по мнению Глазьева С.Ю., предметом должен стать не поиск рыночного равновесия, а наоборот — изучение закономерностей отклонения от равновесия в рамках разнообразных видов экономической деятельности. Именно процесс развития хозяйственной деятельности, а не процесс обмена ее результатами, должен стать главным предметом экономической науки. Например, предметом экономики должны стать процессы изменения и смены технологий, изменения в социальной среде и социальных институтах (так, институционально экономикой занимаются известный экономисты А. Аузан и В. Полтерович).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/be42bdcaff8accd836ed297f8aa3bcfc/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Экономика