Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Платон и Аристотель являются представителями древнегреческой полисной аристократии, идеологами рабовладельческой демократии конца 5 – середины 4 веков. Указанный период попадает в определенное философом Ясперсом К. «осевое время», когда в Древней Греции зарождается философия как основа для отличного от древнего мифологического типа сознания и мышления людей. Платон и Аристотель сделали существенный вклад в формирование такого немифологического сознания: Платон сформулировал учение об идеях, придав абстрактность человеческому мышлению, а Аристотель формулировал основы логики, что между событиями существуют причинно-следственные связи, а не волю богов или духов. В данный исторический момент и на указанной философской основе Платон и Аристотель сформулировали свои учения о государстве и праве.
Вопросам о государстве и праве посвящены самые крупные диалоги Платона — «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» идеальный общественный строй Платон рассматривал по аналогии с душей человека, где есть три начала, так и в государстве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу — воины, вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие).
Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства, и самовольный переход из низшего сословия в сословие стражей или философов был недопустим. Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок.
Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, и так образцовой формой правления станет либо (1) монархия, если править будет один философ, либо (2) аристократия, если правителей будет несколько. Вырождение же аристократии мудрых, утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев приведет к тимократии, господству сильнейших воинов, с правлением которых государство будет вечно воевать. Если же власть захватывают немногие богатые, то формируется олигархия, и государство будет постоянно воевать само с собой. Победа бедняков приводит к установлению демократии, где царят своеволие и безначалие, а чрезмерная свобода порождает тиранию.
В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. По его словам, (1) монархия, (2) аристократия и (3) демократия опираются на закон, тогда как (4) тирания, (5) олигархия и (6) извращенная демократия управляются вопреки законам. При этом важно, что все-таки концепция Платона существенно отличается от современной концепции правого государства с равенством всех перед законом.
Аристотель, ученик Платона, рассматривал государство, право, частную собственность, рабство и другие социальные явления как естественные, существующие от природы. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению, которое изначально происходит в семье, затем из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. Аристотель считает, что государство — это «…общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Конечно, под людьми подразумевались только свободные граждане греческих полисов.
Классификация форм правления государства в трактате «Политика» проводится по двум критериям: (1) по числу правящих и (2) по осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа правящих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются (1) правильные государства, где верховная власть преследует общее благо граждан, и (2) неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам Аристотель относит (1) монархию, (2) аристократию и (3) политию; к неправильным — (4) тиранию, (5) олигархию и (6) демократию.
Новым, по сравнению с Платоном, в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным — олигархии и демократии. Из сочетания олигархии и демократии формируется идеальная форма -- полития. Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что гарантирует самодостаточность семей и ослабляет социальные конфликты между богатством и бедностью.
Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они «знали друг друга». Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис.
Право в трактате «Никомахова этика» Аристотель отождествлял с политической справедливостью. Он делил право на (1) естественное, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания, и (2) условное (в современной терминологии, позитивное). При этом писанные законы (позитивное право) должны были подчиняться нормам обычного права, поскольку «…законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные», — утверждал Аристотель. Также, Аристотель обосновывал необходимость частной собственности и равенства свободных граждан перед законом в сфере имущественных отношений.
В целом, на содержание политико-правовых учений Платона и Аристотеля огромное влияние оказало развитие новых этических норм и утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. В античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на новый способ философского мышления людей, Платон и Аристотель, по сути, разрабатывали учение (1) о наиболее приемлемых формах правления в государстве, (2) о стабильном общественном строе и (3) о равенстве граждан (но не всех людей) греческих полисов на основе норм права.
Вопросам о государстве и праве посвящены самые крупные диалоги Платона — «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» идеальный общественный строй Платон рассматривал по аналогии с душей человека, где есть три начала, так и в государстве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу — воины, вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие).
Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства, и самовольный переход из низшего сословия в сословие стражей или философов был недопустим. Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок.
Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, и так образцовой формой правления станет либо (1) монархия, если править будет один философ, либо (2) аристократия, если правителей будет несколько. Вырождение же аристократии мудрых, утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев приведет к тимократии, господству сильнейших воинов, с правлением которых государство будет вечно воевать. Если же власть захватывают немногие богатые, то формируется олигархия, и государство будет постоянно воевать само с собой. Победа бедняков приводит к установлению демократии, где царят своеволие и безначалие, а чрезмерная свобода порождает тиранию.
В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. По его словам, (1) монархия, (2) аристократия и (3) демократия опираются на закон, тогда как (4) тирания, (5) олигархия и (6) извращенная демократия управляются вопреки законам. При этом важно, что все-таки концепция Платона существенно отличается от современной концепции правого государства с равенством всех перед законом.
Аристотель, ученик Платона, рассматривал государство, право, частную собственность, рабство и другие социальные явления как естественные, существующие от природы. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению, которое изначально происходит в семье, затем из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. Аристотель считает, что государство — это «…общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Конечно, под людьми подразумевались только свободные граждане греческих полисов.
Классификация форм правления государства в трактате «Политика» проводится по двум критериям: (1) по числу правящих и (2) по осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа правящих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются (1) правильные государства, где верховная власть преследует общее благо граждан, и (2) неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам Аристотель относит (1) монархию, (2) аристократию и (3) политию; к неправильным — (4) тиранию, (5) олигархию и (6) демократию.
Новым, по сравнению с Платоном, в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным — олигархии и демократии. Из сочетания олигархии и демократии формируется идеальная форма -- полития. Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что гарантирует самодостаточность семей и ослабляет социальные конфликты между богатством и бедностью.
Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они «знали друг друга». Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис.
Право в трактате «Никомахова этика» Аристотель отождествлял с политической справедливостью. Он делил право на (1) естественное, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания, и (2) условное (в современной терминологии, позитивное). При этом писанные законы (позитивное право) должны были подчиняться нормам обычного права, поскольку «…законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные», — утверждал Аристотель. Также, Аристотель обосновывал необходимость частной собственности и равенства свободных граждан перед законом в сфере имущественных отношений.
В целом, на содержание политико-правовых учений Платона и Аристотеля огромное влияние оказало развитие новых этических норм и утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. В античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на новый способ философского мышления людей, Платон и Аристотель, по сути, разрабатывали учение (1) о наиболее приемлемых формах правления в государстве, (2) о стабильном общественном строе и (3) о равенстве граждан (но не всех людей) греческих полисов на основе норм права.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю совершенно верными мыслями Платона и Аристотеля о том, что общество, то есть мы сами, должны научиться относиться к государству позитивно. Мы должны относиться к государству как к лаборатории поставленных перед собой социально значимых сверхзадач. Ведь государство – это, прежде всего, важный социальный институт, который обладает огромными ресурсами, направленными на повышение благополучия общества. Соответственно, мы должны приучить себя и наших детей осознавать цивилизационную значимость нашего государства, как института, обеспечивающего приемлемый для нас образ жизни, потребности и интересы, ценностные ориентиры.
Я разделяю идею Аристотеля о том, что важнейшей функцией права является повышение благосостояния общества в различных сферах жизни: социальной, экономической, культурно-духовной и политической. С прагматической, утилитарной точки зрения право должно проявлять, прежде всего, инструментальную функцию, то есть быть своевременным регулятором отношений, создающим условия для необходимых обществу социальных институтов. Например, для преодоления демографического кризиса, для понижения смертности субъекты РФ могут самостоятельно принимать нормативные акты о (1) запрете продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрете продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установлении высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов. Результатом такого нормотворчества могло бы стать предотвращение избыточной смертности в России от крепкого алкоголя и курения в 500 000 человек в год.
Я разделяю идею Аристотеля о том, что важнейшей функцией права является повышение благосостояния общества в различных сферах жизни: социальной, экономической, культурно-духовной и политической. С прагматической, утилитарной точки зрения право должно проявлять, прежде всего, инструментальную функцию, то есть быть своевременным регулятором отношений, создающим условия для необходимых обществу социальных институтов. Например, для преодоления демографического кризиса, для понижения смертности субъекты РФ могут самостоятельно принимать нормативные акты о (1) запрете продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрете продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установлении высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов. Результатом такого нормотворчества могло бы стать предотвращение избыточной смертности в России от крепкого алкоголя и курения в 500 000 человек в год.
3. С чем не путать
Учение Платона и Аристотеля о государстве и праве противостоит мифу древнегреческого философа-софиста Протагора о возникновении общества, государств и права. Так, согласно мифу, человек первоначально отличался от животных только умением обращаться с огнем. Постепенно люди овладели ремеслами, но продолжали жить разобщенно, вне сообщества и продолжали погибать от нападения зверей. Увидев это, боги ввели стыд и правду, справедливость и политическое искусство, создали для людей государство и наделили правом для формирования общества и защиты.
4. История развития
Интересно отметить, что ни Платон, ни Аристотель не считали государства отдельными субъектами, а лишь полезным способом организации общественной жизни граждан полиса. Государства были признаны отдельными субъектами международных отношений, с собственным суверенитетом только по результатам Тридцатилетней войны в 1648 году (Вестфальская система). Тогда было признано на основе трудов известного правоведа Г. Гроция, что границы государств нерушимы, и запрещалось начинать войны со ссылки на историческую принадлежность территорий.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/e428bde8504b8776001606bbd678ee9c/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/