Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Мораль -- это система норм и ценностей, которые формируют и регулируют поведение людей в обществе с точки зрения того, является ли их поведение правильным или неправильным, благом или злом. Мораль формирует особое отношение к реальности, где аморальное поведение по отношению к отдельному человеку может считаться социально моральным и приемлемым для общества в целом. Область знания, изучающая не реальность, а то, какой она должна быть с точки зрения моральных категорий, называется этикой.
Традиционно считается, что мораль свойственная только людям, а не иным высшим животным. Так, И. Кант удивлялся нравственному закону внутри людей, поскольку мораль и нравственность не являются врожденным свойством. Интересно, что известный приматолог Ф. де Вааль в книге «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов» описывал зачатки этического поведения в сообществе приматов. По сути, он указал на то, что мораль -- не сугубо человеческое свойство. В итоге, как представляется, с течением времени будет вообще поставлен вопрос о «новой морали» -- как относиться к приборам с искусственным интеллектом на основе нейросетей или больших языковых моделей, таких, как GPT – чат или GigaChat.
Моральные нормы не является вневременными и содержательно фундаментальными, они изменяются с течением исторического процесса и внутри социальных групп. В связи с этим можно выделить, например, индивидуальную мораль -- систему норм и ценностей, которую человек принимает для себя лично, и общественную мораль -- систему норм и ценностей, принятых большинством членов общества. Также выделяют профессиональную мораль -- систему норм и ценностей, которые регулируют поведение людей в рамках определенной профессии (например, существует «Кодекс профессиональной этики адвоката»). И, наконец, религиозная мораль -- система норм и ценностей, которые регулируют поведение верующих людей в соответствии с догматами их религии.
Мораль включает в себя такие категории, как добро, зло, справедливость, гуманность, долг, ответственность, свобода, честь, достоинство, альтруизм и эгоизм. Так, добро и зло -- это основные категории морали, которые определяют, что является правильным и неправильным. Добро - это то, что способствует благополучию и счастью людей, а зло - это то, что причиняет вред и страдания. Получается, с точки зрения эволюционного, а не революционного, развития общества человек делает добро, когда его деятельность направлена на повышение благосостояния общества.
Справедливость требует равного и непредвзятого отношения ко всем людям. Справедливость включает в себя такие понятия, как равенство, правосудие, честность и уважение к закону – понятия, непосредственно связанные с юриспруденцией. При этом справедливость часто пересекается с гуманностью и конкурирует с ней. Например, при решении вопроса о необходимости установления в обществе смертной казни сторонники смертной казни будут утверждать, что это справедливо, а противники – что не гуманно. В итоге, в конкретных исторических условиях может победить принцип, который обеспечит устойчивое положение и эволюционное развитие общества.
Свобода как моральная категория – это состояние субъекта, в котором он (его воля), а не какие-либо иные факторы и условия, является причиной своих действий. Наиболее известны две концепции свободы позитивная и негативная. Так, позитивная свобода (свобода «за») определялась Дж. Миллем в работе «О свободе»: «Людям следует предоставить делать все, что они хотят, при условии, что они не причиняют вреда другим». Негативная свобода (свободы «от») определялась И. Берлин в книге «Две концепции свободы»: «Какова область, в пределах которой субъекту — лицу или группе лиц — предоставляется или должно быть предоставлено делать или быть тем … без вмешательства других лиц»?
В контексте социальной сферы жизни общества свобода взаимосвязана с ответственностью, которая воспринимается как внутренний ограничитель и забота -- о семье, обществе, природе, окружающей культуре и инфраструктуре. Личность в обществе не сможет бездумно и эгоистично осуществлять свои свободы (такое гедонистическое поведение исповедуют либертарианцы – последователи либерализма, не учитывающие моральные нормы). Свобода воли личности всегда имеет внутренний ограничитель, прежде всего, за счет целостного мировоззрения и ценностных ориентиров – как неформальных социальных институтов (начиная от осознания неэтичности распития крепких спиртных напитков до вывода капитала из страны).
Честь и достоинство -- это категории, которые отражают уважение человека к себе и другим. Честь – это внешнее, общественное признание поступков человека (то есть оценка со стороны других людей); достоинство – то, как человек воспринимает себя сам. С точки зрения права, честь и достоинство являются объектами личных неимущественных прав. От нарушения чести или достоинства существует судебная защита.
Важно, что моральные нормы являются социальными нормами, поскольку они формируются и поддерживаются обществом и представляют собой правила поведения, которые ожидаются от членов общества. Они передаются от поколения к поколению через образование, культуру и социальные взаимодействия. Моральные нормы могут быть выражены в различных формах, включая традиции, обычаи, религиозные учения и этические принципы.
Мораль в обществе служит формированию ценностей и ценностных ориентиров. Так, ценности – это, прежде всего, идеи и идеалы, которые циркулируют в (1) обществе в целом и внутри (2) отдельного человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Ценности выполняют функцию неформального социального института. Это значит, что в ситуации, когда для члена общества не существует заранее сформированной правильной модели поведения, его действия сформируются на основании существующих ценностей.
В России существуют правовые основы, которые защищают мораль и нравственность. Так, статья 28 Конституции предусматривает свободу совести, а статья 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод для защиты нравственности. В дополнение, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» устанавливается защита следующих основных традиционных ценностей: (1) жизнь, (2) патриотизм и служение Отечеству, (3) высокие нравственные идеалы, (4) крепкая семья, (5) созидательный труд, (6) приоритет духовного над материальным, (7) гуманизм, милосердие, справедливость, (8) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (9) историческая память, (10) единство народов России.
Традиционно считается, что мораль свойственная только людям, а не иным высшим животным. Так, И. Кант удивлялся нравственному закону внутри людей, поскольку мораль и нравственность не являются врожденным свойством. Интересно, что известный приматолог Ф. де Вааль в книге «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов» описывал зачатки этического поведения в сообществе приматов. По сути, он указал на то, что мораль -- не сугубо человеческое свойство. В итоге, как представляется, с течением времени будет вообще поставлен вопрос о «новой морали» -- как относиться к приборам с искусственным интеллектом на основе нейросетей или больших языковых моделей, таких, как GPT – чат или GigaChat.
Моральные нормы не является вневременными и содержательно фундаментальными, они изменяются с течением исторического процесса и внутри социальных групп. В связи с этим можно выделить, например, индивидуальную мораль -- систему норм и ценностей, которую человек принимает для себя лично, и общественную мораль -- систему норм и ценностей, принятых большинством членов общества. Также выделяют профессиональную мораль -- систему норм и ценностей, которые регулируют поведение людей в рамках определенной профессии (например, существует «Кодекс профессиональной этики адвоката»). И, наконец, религиозная мораль -- система норм и ценностей, которые регулируют поведение верующих людей в соответствии с догматами их религии.
Мораль включает в себя такие категории, как добро, зло, справедливость, гуманность, долг, ответственность, свобода, честь, достоинство, альтруизм и эгоизм. Так, добро и зло -- это основные категории морали, которые определяют, что является правильным и неправильным. Добро - это то, что способствует благополучию и счастью людей, а зло - это то, что причиняет вред и страдания. Получается, с точки зрения эволюционного, а не революционного, развития общества человек делает добро, когда его деятельность направлена на повышение благосостояния общества.
Справедливость требует равного и непредвзятого отношения ко всем людям. Справедливость включает в себя такие понятия, как равенство, правосудие, честность и уважение к закону – понятия, непосредственно связанные с юриспруденцией. При этом справедливость часто пересекается с гуманностью и конкурирует с ней. Например, при решении вопроса о необходимости установления в обществе смертной казни сторонники смертной казни будут утверждать, что это справедливо, а противники – что не гуманно. В итоге, в конкретных исторических условиях может победить принцип, который обеспечит устойчивое положение и эволюционное развитие общества.
Свобода как моральная категория – это состояние субъекта, в котором он (его воля), а не какие-либо иные факторы и условия, является причиной своих действий. Наиболее известны две концепции свободы позитивная и негативная. Так, позитивная свобода (свобода «за») определялась Дж. Миллем в работе «О свободе»: «Людям следует предоставить делать все, что они хотят, при условии, что они не причиняют вреда другим». Негативная свобода (свободы «от») определялась И. Берлин в книге «Две концепции свободы»: «Какова область, в пределах которой субъекту — лицу или группе лиц — предоставляется или должно быть предоставлено делать или быть тем … без вмешательства других лиц»?
В контексте социальной сферы жизни общества свобода взаимосвязана с ответственностью, которая воспринимается как внутренний ограничитель и забота -- о семье, обществе, природе, окружающей культуре и инфраструктуре. Личность в обществе не сможет бездумно и эгоистично осуществлять свои свободы (такое гедонистическое поведение исповедуют либертарианцы – последователи либерализма, не учитывающие моральные нормы). Свобода воли личности всегда имеет внутренний ограничитель, прежде всего, за счет целостного мировоззрения и ценностных ориентиров – как неформальных социальных институтов (начиная от осознания неэтичности распития крепких спиртных напитков до вывода капитала из страны).
Честь и достоинство -- это категории, которые отражают уважение человека к себе и другим. Честь – это внешнее, общественное признание поступков человека (то есть оценка со стороны других людей); достоинство – то, как человек воспринимает себя сам. С точки зрения права, честь и достоинство являются объектами личных неимущественных прав. От нарушения чести или достоинства существует судебная защита.
Важно, что моральные нормы являются социальными нормами, поскольку они формируются и поддерживаются обществом и представляют собой правила поведения, которые ожидаются от членов общества. Они передаются от поколения к поколению через образование, культуру и социальные взаимодействия. Моральные нормы могут быть выражены в различных формах, включая традиции, обычаи, религиозные учения и этические принципы.
Мораль в обществе служит формированию ценностей и ценностных ориентиров. Так, ценности – это, прежде всего, идеи и идеалы, которые циркулируют в (1) обществе в целом и внутри (2) отдельного человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Ценности выполняют функцию неформального социального института. Это значит, что в ситуации, когда для члена общества не существует заранее сформированной правильной модели поведения, его действия сформируются на основании существующих ценностей.
В России существуют правовые основы, которые защищают мораль и нравственность. Так, статья 28 Конституции предусматривает свободу совести, а статья 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод для защиты нравственности. В дополнение, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» устанавливается защита следующих основных традиционных ценностей: (1) жизнь, (2) патриотизм и служение Отечеству, (3) высокие нравственные идеалы, (4) крепкая семья, (5) созидательный труд, (6) приоритет духовного над материальным, (7) гуманизм, милосердие, справедливость, (8) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (9) историческая память, (10) единство народов России.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я считаю, что мораль тесно связана с ценностными ориентирами человека как полноценной личности. При этом в подавляющем большинстве случаев действия настоящей личности должны быть подчинены императиву И. Канта – поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. На практике императив может проявляться в каждой сфере общественной жизни: в социальной сфере – обеспечивая рост демографии (рождение детей, создание семьи); в экономической сфере – через осознание национально-ориентированности экономической деятельности и созидательности (а не спекулятивности) труда; в культурной и религиозно-духовой сферах – через уважение к человекосберегающим ценностям; в политической сфере – через осознанное уважение к государству и морально-политическое единство государства и общества.
Я также считаю, что особенно важно обучать в старшей школе и младших курсах университетов категориям морали и человекосберегающим ценностям. Для этого наше государство и общество должны признать особую важность профессии учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя. Уважение к обычному педагогу-учителю как со стороны учеников, так и со стороны родителей должен быть такое же, как к известным педагогам Макаренко А.С. и Сухомлинскому В.А., а достойное материальное вознаграждение должно быть гарантировано не на региональном, а на федеральном уровне.
Мораль свойственна даже рынку. Так, в книге известного экономиста М. Сэндела «Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка» приводятся примеры моральных и гражданских благ, которые не должны регулироваться рыночными механизмами (образование, медицинская помощь), но на практике регулируются рынком. Вывод книги заключается в том, что рыночные отношения не должны существовать во всех сферах жизни общества (даже не во всех направлениях экономической сферы), иначе это приведет к тоталитарному либерализму и расчеловечиванию.
Я также считаю, что особенно важно обучать в старшей школе и младших курсах университетов категориям морали и человекосберегающим ценностям. Для этого наше государство и общество должны признать особую важность профессии учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя. Уважение к обычному педагогу-учителю как со стороны учеников, так и со стороны родителей должен быть такое же, как к известным педагогам Макаренко А.С. и Сухомлинскому В.А., а достойное материальное вознаграждение должно быть гарантировано не на региональном, а на федеральном уровне.
Мораль свойственна даже рынку. Так, в книге известного экономиста М. Сэндела «Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка» приводятся примеры моральных и гражданских благ, которые не должны регулироваться рыночными механизмами (образование, медицинская помощь), но на практике регулируются рынком. Вывод книги заключается в том, что рыночные отношения не должны существовать во всех сферах жизни общества (даже не во всех направлениях экономической сферы), иначе это приведет к тоталитарному либерализму и расчеловечиванию.
3. Примеры из практики
Я считаю, что в практике должна внедряться моральная ответственность деятелей культуры -- писателей, режиссеров сценаристов. Дело в том, что произведения массовой культуры воздействуют на большие социальные группы, формируют ценностные ориентиры и, в итоге, определяют поведение в обществе. Так, фильм «Слово пацана» вместо осмысления негатива девяностых может рассматриваться подростками как пример деструктивного, девиантного поведения. В таких ситуациях у деятелей культуры должна включаться самоцензура – оценка того, несет ли их произведение позитивный посыл, или оно может подтолкнуть к преступлениям и социальным конфликтам.
4. С чем не путать
Мораль отличается от нравственности тем, что нравственность – это правила, нормы и ценности, которые исходят от самого человека (в отличие от морали, где социальные нормы исходят от общества). Далее, моральные нормы как разновидность социальных норм отличаются от норм права. Так, моральные нормы в отличие от нормы права не являются обязательными для всего общества, и их исполнение не подтверждено возможностью государственного принуждения.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/160747d1f175517168ed8c6dbaa6832d/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/