Темы

Духовная жизнь человека


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Духовная жизнь человека является комплексной системой, внутренним миром, состоящим из духовных потребностей, знаний, мышления, веры, чувств и переживаний, стремлений и целей, потребностей и интересов. Духовная жизнь во много является (1) рефлексией, осознанием себя, общества и природы вокруг себя, взаимоотношений человека с обществом и природой, и (2) реализацией своих духовных потребностей. Как говорил великий философ Г. Гегель: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот». Это значит, что духовная жизнь расширяет горизонты возможностей человека, позволяет ему изменяться в течение жизни – менять направления деятельности, взгляды, а не утихать и прозябать, не понимая, в чем смысл его существования («кризис среднего возраста»).

Духовную жизнь можно назвать внутренним миром человека. В научном понимании духовный мир людей включает богатство чувств и достижения разума.

В религиозном понимание духовный мир связан с верой в Бога или вышестоящий непознаваемый, трансцендентный разум. В любом случае в социальном контексте личный духовный мир человека не может быть пространством невторжения со стороны общества. Общество с неизбежностью влияет на разум, чувства и веру человека, поэтому на духовную жизнь людей влияют окружающие социальная, экономическая и политическая сферы общественной жизни.

Важным элементом духовной жизни человека является мировоззрение. Мировоззрение – это целостная система (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. Важнейшей характеристикой мировоззрения является его целостность. Обычно выделяют обыденное, научное, религиозное, мифологическое и философское виды мировоззрения.

Мировоззрение как часть духовного мира человека, во многом, формируется через познание. Для духовной жизни человека характерны три основные вида познания, которые во многом отличается методом познания и способами восприятия получаемого знания. Так, наука – полностью рациональна; религия (вера) -- предмет познания и где-то превышает науку (пытается понять трансцендентное), воздействует на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), основной метод – претерпевание субъективного опыта общения с Богом; искусство -- воздействует на чувства.

Далее, важным элементом духовной жизни являются ценностные ориентиры – нечто важное, значимое или полезное для человека или общества, это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека. Так, ценностные ориентиры через самосознание помогают принимать правильные решения и оценивать поступки: он поступил хорошо или плохо. При этом ценностные ориентиры устанавливаются как обществом, так и человеком непосредственно для себя. Система ценностей индивидуальна для каждого человека; она, во многом, формирует его мировоззрение и такое социальное явление как личность, то есть совокупность социальных качеств индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни.

Очевидно, что в рамках духовной жизни человека особенно важными являются традиционные духовные ценности. Конструктивные, человекосберегающие ценности в терминологии известного богослова Ф. Аквинского называются добродетелями. Так, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» выделяют следующие основные традиционные ценности: (1) жизнь, (2) достоинство, (3) права и свободы человека, (4) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (5) высокие нравственные идеалы, (6) крепкая семья, (7) созидательный труд, (8) приоритет духовного над материальным, (9) гуманизм, милосердие, справедливость, (10) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (11) историческая память и преемственность поколений, (12) единство народов России.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, сформирован приоритет духовных потребностей над материальными, обладает важным личностным качеством - духовностью. Духовность показывает высокую внутреннюю культуру человека как во многом сформированной личности. При этом духовными являются потребности человека, связанные с обогащением внутреннего мира посредством саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству, занятия творчеством. Духовные потребности можно разделить на две основных категории: (1) раскрытие внутреннего потенциала (саморазвитие и самореализация) и (2) реализация в обществе (например, ведение трудовой и интеллектуальной деятельности, освоение моральных ориентиров).

Единство духовных ценностей – основа для единого, стабильного общества и отсутствия социальных конфликтов. Именно поэтому наиболее важные аспекты духовных ценностей защищаются нормами КоАП РФ и УК РФ. Эти нормы направлены на предотвращение распространения деструктивных идей, недопущение пропаганды нетрадиционных ценностей среди несовершеннолетних, дискредитации участников СВО и нарушения чувств верующих.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что мы должны использовать духовную жизнь и духовные начала в человеке для повышения благосостояния (общее гармоничное благо жизни в понимании Платона) российского общества в каждой из сфер общественной жизни: социальной, экономической, духовно-культурной и политической. Этому должно способствовать разъяснение того, как традиционные духовные ценности можно использовать в практике функционирования нашего общества и государства. В частности, я считаю, что для преодоления демографического кризиса необходимо на государственном уровне пропагандировать ценности многодетной семьи, сделать многодетность модным явлением. Государство, при этом, должно стимулировать рождаемость второго и третьего ребенка посредством единовременных крупных выплат и существенно повысить ежемесячные пособия хотя бы до уровня 200 000 – 250 000 рублей.

Особенно важно осуществлять обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям. Такое обучение должно обязательно осуществляться через призму народной культуры – это должно выражаться в изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России. Так, Л.Н. Толстого утверждал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». При этом важно, чтобы традиционные для России религиозные конфессии участвовали бы в обучении традиционным духовным ценностям, но не вторгались в предметы естественно-научного знания (прежде всего, в физику и биологию), которые необходимы для научно-технического прогресса нашего общества.
3. Примеры из практики
Я полагаю, что мы должны использовать духовную жизнь и духовные начала в человеке для повышения благосостояния (общее гармоничное благо жизни в понимании Платона) российского общества в каждой из сфер общественной жизни: социальной, экономической, духовно-культурной и политической. Этому должно способствовать разъяснение того, как традиционные духовные ценности можно использовать в практике функционирования нашего общества и государства. В частности, я считаю, что для преодоления демографического кризиса необходимо на государственном уровне пропагандировать ценности многодетной семьи, сделать многодетность модным явлением. Государство, при этом, должно стимулировать рождаемость второго и третьего ребенка посредством единовременных крупных выплат и существенно повысить ежемесячные пособия хотя бы до уровня 200 000 – 250 000 рублей.

Особенно важно осуществлять обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям. Такое обучение должно обязательно осуществляться через призму народной культуры – это должно выражаться в изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России. Так, Л.Н. Толстого утверждал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». При этом важно, чтобы традиционные для России религиозные конфессии участвовали бы в обучении традиционным духовным ценностям, но не вторгались в предметы естественно-научного знания (прежде всего, в физику и биологию), которые необходимы для научно-технического прогресса нашего общества.

При реализации духовных потребностей человека часто создаются объекты «интеллектуальной собственности» -- нематериальные результаты интеллектуальной и творческой деятельности. К ним относят произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, исполнение произведений; изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки. С правовой точки зрения указанные нематериальные результаты являются объектами исключительных прав (например, авторских, смежных, патентных прав, но не права собственности), с помощью которых регулируется их пользование и распоряжение и обеспечивается защита от злоупотребления третьих лиц.
4. С чем не следует путать
Важно осознавать, что духовные ценности не должны полностью заменять необходимость удовлетворения материальных (особенно, потребительских) потребностей, что может стать причиной деградации нашего общества и социальных конфликтов. По мнению известного экономиста А.А. Аузана, в СССР не было сформировано потребительского общества, многие бытовые, материальные потребности потребителей, объективно, не удовлетворялись. Это способствовало распаду СССР, когда каждая союзная республика считала, что по отдельности будет жить существенно лучше. Естественно, чтобы не повторить ошибки распада СССР, нам всем нужно формировать общество с учетом традиционных ценностей, но при этом оставляя общество светским с элементами потребительского общества (развивая для этого малый и микробизнес).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ab4c1c48a00b7caf64620f03bf8f28be/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество