Темы

Нормативный правовой акт. Виды нормативных актов


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Что это? Правовые нормы порождаются источниками праваспособами закрепления и выражения правовых норм, посредством которых они становятся общеобязательными. Так, основным источником права является нормативный правовой акт — юридический (1) документ, издаваемый (2) органом государственной (или иной публичной власти, например, орган местного самоуправления) власти (3) в установленном порядке и (4) содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права). По мнению известного правоведа Алексеева С.С., общеобязательность заключается в том, что правовые нормы распространяются не вообще на всех людей, а на заранее не определённый круг лиц (например, законодательство о пенсионном обеспечении распространяется на пенсионеров, количество которых ограничено, но их количество постоянно меняется).

Разновидностями нормативных правовых актов являются (1) законы и (2) подзаконные нормативные акты. Законы имеют высшую юридическую силу, а подзаконные акты издаются на основании и во исполнение закона. Иерархию законов в России можно представить так: (1) Конституция РФ, (2) федеральные конституционные законы, (3) федеральные законы (в том числе, кодексы), (4) законы РФ (принятые до Конституции РФ), (5) законы субъектов РФ. Законы РФ и субъектов РФ принимаются по наиболее важным вопросам в пределах компетенции и полномочий, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ предусматривает три сферы ведения: (1) сфера исключительного ведения РФ; (2) сфера совместного ведения и (3) сфера исключительного ведения субъектов РФ. Так, в рамках исключительного ведения РФ могут приниматься только федеральные конституционные или федеральные законы, например, ФКЗ «О Правительстве РФ» или ФЗ «О защите конкуренции». В рамках же исключительной компетенции субъектов РФ принимаются только законы субъектов РФ – например, вопросы охраны региональных животных и растений. Далее, в рамках сферы совместного ведения, куда входят вопросы, например, местного самоуправления, недропользования, трудового и семейного права, могут приниматься как федеральные, так и региональные законы.

Подзаконные нормативные правовые должны конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. По субъектам, принимающим подзаконные акты, можно выделить акты главы государства – указы Президента РФ, акты парламента – постановления Государственной Думы РФ, акты правительства – постановления Правительства РФ, акты иных органов власти – приказы министерств, ведомств и служб. Поскольку Россия является федеративным государством, то подзаконные акты также делятся на федеральные и акты субъектов федерации, а по территории действия -- на общегосударственные, региональные и местные.

Для чего это? Нормативные акты порождают правовые нормы, а поэтому формируют всю систему права, отдельные отрасли (например, гражданское и гражданско-процессуальное) и подотрасли права (например, избирательное право), правовые институты (например, институт вины), а также просто сферы законодательства (например, экологическое право). Конечно, порождаемые нормы права выполняют регулятивную и охранительную функции, а также утилитарную функцию, которая означает, что право следует использовать для решения значимых общественных вопросов, создавая условия и предпосылки функционирования социальных институтов, которые обеспечивают стабильное существование и эволюционное развитие личностей и общества. Наконец, воспитательная функция, функция наказания и компенсации поддерживают социальную справедливость в обществе и предотвращают социальные конфликты.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Я полагаю, что разумное и справедливое распределение полномочий между РФ и субъектами РФ, что проявляется в издании соответствующих нормативных актов, является важным фактором стабилизации общественных отношений и устойчивости государства. При определенных исторических обстоятельствах – необходимость укрепления вертикали власти или, наоборот, предоставления большей автономии регионов, вопросы компетенции вполне могут и должны пересматриваться. Важно, чтобы целью таких пересмотров было повышение благосостояния общества.

Я убежден, что нормативные акты следует рассматривать как эффективный инструмент регулирования сфер общественной жизни. Субъекты РФ должны заниматься активным регулированием вопросов, относящихся их ведению, прежде всего, в социальной сфере и относительно человеческого капитал и научно-технического прогресса. Так, они уже сейчас активно регулируют сферу демографии и трудовой миграции. Уверен, что для преодоления демографического кризиса, для понижения смертности субъекты РФ могут самостоятельно принимать акты о (1) запрете продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрете продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установлении высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов.
3. С чем не стоит путать
Существуют источники права, не порождаемые государственными органами, но признаваемые ими. Ими являются правовой обычай -- правила поведения, сложившиеся в результате многократного и длительного применения, и правовое обыкновение, которое становится обязательным для сторон только в случае прямой отсылки к нему (Инкотермс). В некоторых странах религиозные каноны (морально-этические установки из религиозных источников) и правовая доктрина (выводы юристов -- ученых или практиков) также считаются источниками права. Такие источники права в отличие от нормативных актов не являются документами.

Существуют такие специфичные источники трудового права, как коллективный договор и локальные нормативные акты. В отличие от нормативных актов указанные источники права, хотя и являются документами, но устанавливаются (заключаются в случае коллективного договора) не государственными органами, а работодателями – организациями или физическими лицами. Далее, существует такой источник права как нормативный договор, который отличается от нормативных актов тем, что не издается в одностороннем порядке, а заключается разумно равноправными суверенными сторонами (как правило, государствами) в рамках международных или федеративных отношений.

По мнению Арбузкина А.М., решения судов и акты применения права иных государственных органов также не являются нормативными актами. Они могут содержать обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается государством, но эти предписания, как правило, носят индивидуальный, персонифицированный характер. Более того, такие акты индивидуального применения не устанавливают новых правовых норм, а только указывают на то, как должны применяться уже существующие нормы права.

Наконец, нормативные акты как источники права следует отличать от источников правоотношения. Источниками правоотношения являются не способы закрепления правовых норм, а конкретные жизненные обстоятельства, в связи с наступление которых правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Так, например, акты применения права могут порождать правоотношения, то есть порождать у определенных субъектов права и юридические обязанности, поэтому являются не источниками права, а источниками правоотношений.
4. История развития
Первым писанным нормативно-правовым актом считаются законы Хаммурапи. Эти законы были высечены на каменной стеле в восемнадцатом веке до нашей эры. Первым письменным источником права Древней Руси считается «Русская Правда». Этот сборник правовых норм был подготовлен во времена правления Ярослава Мудрого примерно в начале 11 века.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/258bad205c4fd224520029c1a12fa2c1/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-10-07 09:20 Разбор эссе прошлых лет