Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Что такое административное право? С объективной точки зрения, по мнению известного правоведа Алехина А.П., административное право -- это отрасль права представляет собой совокупность административно-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с государственным управлением. Традиционно административное право относят к публичным материальным отраслям. Однако с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ («КАС РФ») в административном праве дополнительно появилось большое количество процессуальных норм. В связи с этим стало возможным говорить об отдельной отрасли административно-процессуального права либо о том, что административное право совмещает в себе как материальные, так и процессуальные нормы.
Какое правовое регулирование? Конституция РФ относит регулирование материальных норм административного права совместному ведению РФ и субъектов РФ. Именно поэтому источниками административного материального права является КоАП РФ и региональные КоАПы. Процессуальные же номы административного права, как и любые процессуальные норму, относятся к исключительному ведению РФ и подлежат регулированию только федеральными законами.
Предметом регулирования административного права являются отношения, связанные с государственным управлением при осуществлении властных полномочий органами власти, прежде всего, исполнительной власти. Важно, что такая управленческая деятельность проявляется в иных отношениях, чем гражданские, гражданско- и арбитражно-процессуальные, уголовные и уголовно-процессуальные отношения. Материальные административные отношения можно разделить на (1) регулятивные, возникающие не из административного правонарушения, и (2) охранительные, возникающие из административного правонарушения. Источниками же административно-процессуальных отношений являются юридические факты, предусмотренные в КАС РФ (например, подача заявлений об оспаривании решений государственных органов) и в части КоАП РФ, содержащей процессуальные нормы
Методом правового регулирования, то есть способами и средствами обеспечения правомерного поведения, административного права является императивное регламентирование. Такой метод называется методом субординации (подчинения) и централизованного регулирования общественных отношений. Его суть заключается в том, что для защиты общественных (публичных) и частных интересов административное право использует запреты и обязательные предписания и не содержит возможности диспозитивного поведения.
Важным правовым институтом административного права является административная ответственность, то есть претерпевание неблагоприятных последствий административного правонарушения поведения в виде применения мер административного наказания. Основанием для привлечения к административной ответственности является признание виновным субъекта административного правоотношения в совершении административного правонарушения. Само же административное правонарушение – это противоправное, виновное, антиобщественное (не общественно опасного) деяние физического или юридического лица.
Интересным также является тот факт, что Налоговый кодекс РФ прямо предусматривает виды налоговых правонарушений (но не составы налоговых преступлений, которые содержатся в Уголовном кодексе РФ) и меры ответственности за них. Традиционно налоговое право является разновидностью финансового права и подотраслью административного права. Получается, что НК РФ содержит нормы об административной ответственности по налоговым правонарушениям, которые прямо не предусмотрены в КоАП РФ.
Субъектами административных правоотношений являются (1) физические и (2) юридические лица, а также (3) государственные органы. Специальными субъектами, например, административной ответственности могут быть должностные лица, военнослужащие, иностранные граждане, управляющие автотранспортом лица. Важными свойствами субъектов является административная правоспособность и административная дееспособность. Для участия в регулятивных административных отношениях и процессуальных отношения право- и дееспособность зачастую совпадают с гражданскими. Однако привлечение физических лиц к административной ответственности (то для участия в охранительных административных отношениях) необходимо (1) достижение 16 лет и (2) вменяемость (состояние психики, при котором человек в момент совершения противоправного деяния может осознавать значение своих действий и руководить ими).
Объектом административных отношений являются общественные и частные ценности, права и интересы, блага, защищаемые государством (например, охраняемые законом жизнь и здоровье человека, право собственности). Из объекта часто выделяют предмет правоотношения -- это то, что непосредственно подвергается воздействию в рамках правоотношения. Так, при повреждении автомобиля в рамках ДДТ объектом административного правоотношения является право собственности на автомобиль, а предметом правоотношения -- сам автомобиль.
Для чего административное право? Алехин А.П. не признает традиционно для любого права разделения функции на регулятивную и охранительную Он обращает внимание на инструментальную функцию административного права. В частности, он считает, что оно обеспечивает осуществление исполнительной властью управленческого процесса, по сути создает условия применения права, осуществления прав и свобод граждан с помощью органов власти во всех сферах общественной жизни.
Какое правовое регулирование? Конституция РФ относит регулирование материальных норм административного права совместному ведению РФ и субъектов РФ. Именно поэтому источниками административного материального права является КоАП РФ и региональные КоАПы. Процессуальные же номы административного права, как и любые процессуальные норму, относятся к исключительному ведению РФ и подлежат регулированию только федеральными законами.
Предметом регулирования административного права являются отношения, связанные с государственным управлением при осуществлении властных полномочий органами власти, прежде всего, исполнительной власти. Важно, что такая управленческая деятельность проявляется в иных отношениях, чем гражданские, гражданско- и арбитражно-процессуальные, уголовные и уголовно-процессуальные отношения. Материальные административные отношения можно разделить на (1) регулятивные, возникающие не из административного правонарушения, и (2) охранительные, возникающие из административного правонарушения. Источниками же административно-процессуальных отношений являются юридические факты, предусмотренные в КАС РФ (например, подача заявлений об оспаривании решений государственных органов) и в части КоАП РФ, содержащей процессуальные нормы
Методом правового регулирования, то есть способами и средствами обеспечения правомерного поведения, административного права является императивное регламентирование. Такой метод называется методом субординации (подчинения) и централизованного регулирования общественных отношений. Его суть заключается в том, что для защиты общественных (публичных) и частных интересов административное право использует запреты и обязательные предписания и не содержит возможности диспозитивного поведения.
Важным правовым институтом административного права является административная ответственность, то есть претерпевание неблагоприятных последствий административного правонарушения поведения в виде применения мер административного наказания. Основанием для привлечения к административной ответственности является признание виновным субъекта административного правоотношения в совершении административного правонарушения. Само же административное правонарушение – это противоправное, виновное, антиобщественное (не общественно опасного) деяние физического или юридического лица.
Интересным также является тот факт, что Налоговый кодекс РФ прямо предусматривает виды налоговых правонарушений (но не составы налоговых преступлений, которые содержатся в Уголовном кодексе РФ) и меры ответственности за них. Традиционно налоговое право является разновидностью финансового права и подотраслью административного права. Получается, что НК РФ содержит нормы об административной ответственности по налоговым правонарушениям, которые прямо не предусмотрены в КоАП РФ.
Субъектами административных правоотношений являются (1) физические и (2) юридические лица, а также (3) государственные органы. Специальными субъектами, например, административной ответственности могут быть должностные лица, военнослужащие, иностранные граждане, управляющие автотранспортом лица. Важными свойствами субъектов является административная правоспособность и административная дееспособность. Для участия в регулятивных административных отношениях и процессуальных отношения право- и дееспособность зачастую совпадают с гражданскими. Однако привлечение физических лиц к административной ответственности (то для участия в охранительных административных отношениях) необходимо (1) достижение 16 лет и (2) вменяемость (состояние психики, при котором человек в момент совершения противоправного деяния может осознавать значение своих действий и руководить ими).
Объектом административных отношений являются общественные и частные ценности, права и интересы, блага, защищаемые государством (например, охраняемые законом жизнь и здоровье человека, право собственности). Из объекта часто выделяют предмет правоотношения -- это то, что непосредственно подвергается воздействию в рамках правоотношения. Так, при повреждении автомобиля в рамках ДДТ объектом административного правоотношения является право собственности на автомобиль, а предметом правоотношения -- сам автомобиль.
Для чего административное право? Алехин А.П. не признает традиционно для любого права разделения функции на регулятивную и охранительную Он обращает внимание на инструментальную функцию административного права. В частности, он считает, что оно обеспечивает осуществление исполнительной властью управленческого процесса, по сути создает условия применения права, осуществления прав и свобод граждан с помощью органов власти во всех сферах общественной жизни.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
С учетом всего вышесказанного я полагаю, что отнесение вопросов административного регулирования к совместному ведению РФ и субъектов РФ является совершенно правильным. Предмет регулирования административного права широк, и специфику по ряду вопросов могут знать только региональные власти. Так, в некоторых субъектах РФ должны быть более детально прописаны нормы городского зонирования, в других -- правила пользования лесом, проведения охоты. В целом, получается, что отнесение вопросов административного регулирования к совместному ведению РФ и субъектов РФ соответствует духу федеративного устройства государства РФ.
Я также считаю, субъекты РФ должны заниматься активным регулированием вопросов, относящихся их ведению, прежде всего, в социальной сфере и относительно человеческого капитал и научно-технического прогресса. Например, для преодоления демографического кризиса, для понижения смертности субъекты РФ могут устанавливать административные штрафы за нарушение (1) запрета продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрета продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) норм о высоких ценах на табачные и иные курительные изделия. Результатом такого административного нормотворчества могло бы стать предотвращение избыточной смертности в России от крепкого алкоголя и курения в 500 000 человек в год.
Я также считаю, субъекты РФ должны заниматься активным регулированием вопросов, относящихся их ведению, прежде всего, в социальной сфере и относительно человеческого капитал и научно-технического прогресса. Например, для преодоления демографического кризиса, для понижения смертности субъекты РФ могут устанавливать административные штрафы за нарушение (1) запрета продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрета продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) норм о высоких ценах на табачные и иные курительные изделия. Результатом такого административного нормотворчества могло бы стать предотвращение избыточной смертности в России от крепкого алкоголя и курения в 500 000 человек в год.
3. С чем не следует путать
В рамках административного права важно отделять административную ответственность от уголовной. Так, если субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо, то субъектом административной ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо. Естественно, что уголовные наказания предусмотрены только УК РФ, а административные – КоАП РФ и региональными КоАПами.
В отличие от указанного выше на практике возможны ситуации, когда за одно и то же правонарушение лицо будет привлечено и к административной, и к гражданской ответственности. Например, виновник ДТП может быть оштрафован за нарушение правил дорожного движения, то есть будет привлечен к административной ответственности. А за повреждение автотранспорта другого участника виновник должен будет возместить причиненный ущерб в рамках гражданской ответственности.
В отличие от указанного выше на практике возможны ситуации, когда за одно и то же правонарушение лицо будет привлечено и к административной, и к гражданской ответственности. Например, виновник ДТП может быть оштрафован за нарушение правил дорожного движения, то есть будет привлечен к административной ответственности. А за повреждение автотранспорта другого участника виновник должен будет возместить причиненный ущерб в рамках гражданской ответственности.
4. История развития
Исторически меры административной ответственности в виде наказаний были предусмотрены в первом писанном нормативно-правовой акте -- законах Хаммурапи. Такие меры ответственности применялись при совершении правонарушений (хотя четко не отделялись от преступлений). То же было в первом письменном источнике права Древней Руси -- «Русской Правде». Этот сборник правовых норм, подготовленный во времена правления Ярослава Мудрого примерно в начале 11 века, также содержал описание мер административной ответственности.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/6b90c21998be1473aadb8fac66a66726/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/