Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- определение;
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль;
- источник права
Гражданское общество – это система независимых от государства (1) социальных институтов (то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции), (2) групп и (3) индивидов, обеспечивающих реализацию государственных, общественных и частных, но всегда социально значимых интересов. Можно также считать, что гражданским обществом является частью общества, которая готова вместе или параллельно с официальными государственными структурами создавать законные неофициальные структуры, способные влиять на политику государства. Как пример инициатив гражданского общества, в начале проведения СВО волонтеры и военные корреспонденты взяли на себя функцию поставки необходимо помощи бойцам на линию боевого столкновения.
Структура гражданского общества состоит из взаимодействующих между собой (1) субъектов, (2) социальных институтов и (3) отношений между ними и государством. Традиционно в систему субъектов и социальных институтов включаются политические (политические партии, движения) и экономические (объединения предпринимателей, корпорации), общности, органы местного самоуправления, религиозные образования, негосударственные социально-культурные учреждения, СМИ, семью и граждан. При этом субъекты гражданского общества образуют систему горизонтальных, а не вертикальных, отношений, основанных на принципах компромисса и координации, но не субординации и подчинения. Они обладают качествами самоорганизации и самоуправляемости, самодеятельности и самоответственности.
Признаки, или основные черты, гражданского общество следует определять в качестве существующих социальных институтов (прежде всего, политических и правовых) в соответствующем обществе. Они предопределяют возможность функционирования гражданского общества. Важно, что правовое государство не является обязательным признаком (поскольку является идеальным ориентиром), без верховенства закона функционирование гражданского общества невозможно. В целом, иными признаками гражданского общества можно считать следующие институты: (1) эффективное и равноправное применение закона; (2) разделение властей, (3) защита индивидуальных и коллективных прав и свобод человека; (4) разумный политический плюрализм; (5) демократический или мягкий авторитарный режим; (6) отсутствие навязываемой политической идеологии (в том числе либеральной); (7) разумная свобода средств массовой информации и запрет цензуры; (8) многообразие и равенство форм собственности и свобода предпринимательства.
Основной функцией гражданского общества должно считаться осуществление деятельности для повышения благосостояния общества и государства. На практике это означает, что, например, любая критика государства со стороны представителей гражданского общества должна быть конструктивной, но не направленной на развал государства и порождение вопросов социальной напряженности – на разжигание социальной, культурной или религиозной нестабильности. Конструктивная критика помогает избежать догматизма и узурпирования власти, помогает обеспечить сменяемость элит, то есть приход к власти части гражданского общества, которую можно назвать контрэлитой.
Функции гражданского общество проявляются в отдельных сферах общественной жизни. Так, в политической сфере это защита частной жизни людей и сдерживание политической власти от абсолютного господства, чтобы государство не проявляло себя как доминирующий Левиафан над обществом (Т. Гоббс). Это осуществляется, прежде всего, путём контроля и надзора гражданского общества за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей.
Гражданское общество также активно функционирует в социальной, экономической и духовно-культурной сферах по тем вопросам, которые государство в силу неповоротливости системы или масштаба задач не может эффективно решать. Так, граждане могут создавать частные школы, детские сады, объединения для помощи родителям и детям с отклонениями в развитии. Граждане могут создавать просветительские проекты, например, исторические «TacticMedia» и «Цифровая история», антропологический «Антропогенез» и научный «Teach-in». Создаются многочисленные бесплатные платформы для подготовки к экзаменам. Все это преследует цель создания комфортной для представителей гражданского общества окружающей их среды.
Гражданское общество осуществляет постоянный мониторинг законодательства и деятельности государственных органов на предмет коррупционных рисков. Важную роль гражданское общество играет в правотворческой деятельности. Так, экспертные организации могут составлять проекты законов, а саморегулируемые организации в соответствующей сфере (например, НАУФОР на рынке ценных бумаг) могут дорабатывать проекты законов или формировать практику их применения. Таким образом, правотворческая функция гражданского общества переплетается с функцией улучшения правоприменительной практики.
Функционирование гражданского общества в России обеспечивается правовым регулированием, схожим с регулированием концепции правового государства. Так, в статье 1 Конституции РФ говорится, что Россия -- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Далее, в статье 4 предусматривается, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а статья 10 предусматривает разделение властей. Более того, отдельная Глава 2 Конституции РФ устанавливает и раскрывает существенный перечень прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются государством и обеспечивают возможность функционирования гражданского общества.
Структура гражданского общества состоит из взаимодействующих между собой (1) субъектов, (2) социальных институтов и (3) отношений между ними и государством. Традиционно в систему субъектов и социальных институтов включаются политические (политические партии, движения) и экономические (объединения предпринимателей, корпорации), общности, органы местного самоуправления, религиозные образования, негосударственные социально-культурные учреждения, СМИ, семью и граждан. При этом субъекты гражданского общества образуют систему горизонтальных, а не вертикальных, отношений, основанных на принципах компромисса и координации, но не субординации и подчинения. Они обладают качествами самоорганизации и самоуправляемости, самодеятельности и самоответственности.
Признаки, или основные черты, гражданского общество следует определять в качестве существующих социальных институтов (прежде всего, политических и правовых) в соответствующем обществе. Они предопределяют возможность функционирования гражданского общества. Важно, что правовое государство не является обязательным признаком (поскольку является идеальным ориентиром), без верховенства закона функционирование гражданского общества невозможно. В целом, иными признаками гражданского общества можно считать следующие институты: (1) эффективное и равноправное применение закона; (2) разделение властей, (3) защита индивидуальных и коллективных прав и свобод человека; (4) разумный политический плюрализм; (5) демократический или мягкий авторитарный режим; (6) отсутствие навязываемой политической идеологии (в том числе либеральной); (7) разумная свобода средств массовой информации и запрет цензуры; (8) многообразие и равенство форм собственности и свобода предпринимательства.
Основной функцией гражданского общества должно считаться осуществление деятельности для повышения благосостояния общества и государства. На практике это означает, что, например, любая критика государства со стороны представителей гражданского общества должна быть конструктивной, но не направленной на развал государства и порождение вопросов социальной напряженности – на разжигание социальной, культурной или религиозной нестабильности. Конструктивная критика помогает избежать догматизма и узурпирования власти, помогает обеспечить сменяемость элит, то есть приход к власти части гражданского общества, которую можно назвать контрэлитой.
Функции гражданского общество проявляются в отдельных сферах общественной жизни. Так, в политической сфере это защита частной жизни людей и сдерживание политической власти от абсолютного господства, чтобы государство не проявляло себя как доминирующий Левиафан над обществом (Т. Гоббс). Это осуществляется, прежде всего, путём контроля и надзора гражданского общества за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей.
Гражданское общество также активно функционирует в социальной, экономической и духовно-культурной сферах по тем вопросам, которые государство в силу неповоротливости системы или масштаба задач не может эффективно решать. Так, граждане могут создавать частные школы, детские сады, объединения для помощи родителям и детям с отклонениями в развитии. Граждане могут создавать просветительские проекты, например, исторические «TacticMedia» и «Цифровая история», антропологический «Антропогенез» и научный «Teach-in». Создаются многочисленные бесплатные платформы для подготовки к экзаменам. Все это преследует цель создания комфортной для представителей гражданского общества окружающей их среды.
Гражданское общество осуществляет постоянный мониторинг законодательства и деятельности государственных органов на предмет коррупционных рисков. Важную роль гражданское общество играет в правотворческой деятельности. Так, экспертные организации могут составлять проекты законов, а саморегулируемые организации в соответствующей сфере (например, НАУФОР на рынке ценных бумаг) могут дорабатывать проекты законов или формировать практику их применения. Таким образом, правотворческая функция гражданского общества переплетается с функцией улучшения правоприменительной практики.
Функционирование гражданского общества в России обеспечивается правовым регулированием, схожим с регулированием концепции правового государства. Так, в статье 1 Конституции РФ говорится, что Россия -- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Далее, в статье 4 предусматривается, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а статья 10 предусматривает разделение властей. Более того, отдельная Глава 2 Конституции РФ устанавливает и раскрывает существенный перечень прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются государством и обеспечивают возможность функционирования гражданского общества.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что гражданское общество должно состоять, прежде всего, из личностей, которые понимают ответственность и долг перед обществом и государством. Для свободных личностей характерно брать на себя ответственность, например, формировать многодетную семью, осуществлять созидательный труд, а не простые спекуляции, при осуществлении предпринимательской деятельности не стремиться вывести заработанные деньги за пределы страны, а формировать комфортную промышленную и потребительскую инфраструктуру вокруг себя. Более того, настоящие члены гражданского общества могут ответственно подходить к разумному удовлетворению как своих материальных, так и духовных потребностей, осуществлять свою деятельность с учетом традиционных духовных ценностей общества, в котором проживают.
Иногда можно услышать мнение о том, что гражданское общество, как наиболее активная часть общества, должна противостоять государству. Такое желание можно видеть у части интеллигенции, особенно, осуществляющей деятельность в области культуры – у певцов, актеров, постановщиков спектаклей, режиссеров фильмов. Мне кажется, что указанное выше желание показать государство в негативном свете связано с незнанием, нежеланием понять сущность государства и где-то даже дремучестью этой части общества.
По моему мнению, настоящее гражданское общество не противостоит государству, а несет внутреннюю ответственность за государство и другую часть общества и готово всегда прийти на помощь как государству в целом, так и другой части общества. Я вижу это на примере нашей страны, когда разные слои общества, простые гражданские лица помогают участникам СВО и людям, проживающим на затронутых военными действиями территориях, всем, чем могут. Простые люди рискуют зачастую своими жизнями. Мне кажется, именно в этом поведении рождается настоящее гражданское общество.
Иногда можно услышать мнение о том, что гражданское общество, как наиболее активная часть общества, должна противостоять государству. Такое желание можно видеть у части интеллигенции, особенно, осуществляющей деятельность в области культуры – у певцов, актеров, постановщиков спектаклей, режиссеров фильмов. Мне кажется, что указанное выше желание показать государство в негативном свете связано с незнанием, нежеланием понять сущность государства и где-то даже дремучестью этой части общества.
По моему мнению, настоящее гражданское общество не противостоит государству, а несет внутреннюю ответственность за государство и другую часть общества и готово всегда прийти на помощь как государству в целом, так и другой части общества. Я вижу это на примере нашей страны, когда разные слои общества, простые гражданские лица помогают участникам СВО и людям, проживающим на затронутых военными действиями территориях, всем, чем могут. Простые люди рискуют зачастую своими жизнями. Мне кажется, именно в этом поведении рождается настоящее гражданское общество.
3. С чем не следует путать
Важно понимать, что гражданское общество может рассматриваться не только как признак правового государства, но как фаза глобального общества и, соответственно, антитеза государству. Такое понимание гражданского общества как фаза глобального общества содержится в книге К. Поппера «Открытое общество и его враги». В ней гражданское общество представлено не как конструктивная общественность внутри государства, а как космополитное (не признающее государственных границ) общество, не имеющее национальной (этнической) или политической, связанной с государством, идентичности. Такое понимание гражданского общества в принципе исключает функционирование государств и является в контексте современного исторического развития человечества, скорее, очень опасной утопией, которая может породить большое количество социальных конфликтов и войн.
4. Идеи или цитаты философов, иных авторитетов по теме
Термин «гражданское общество» появился еще в античную эпоху и поначалу отождествлялся с государством. В развитие термина -- известный философ И. Кант под гражданским обществом подразумевал всеобщее правовое общество. Гражданское общество в трактовке Ж-Ж. Руссо и Г. Гегеля – это система удовлетворения потребностей общества, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/3307b4e7f68705d7a5e53a06c2827040/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/