Темы

Патриотизм и гражданственность


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Патриотизм — это любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. При этом, важно, что под родиной может пониматься не только территория, страна или государство, но также духовные ценности, историческая память, культура и язык. Они ассоциируются человеком с существующей или утраченной (сербы в отношении Косово) территорией или народом. В таком ключе патриотизм является характеристикой отдельной личности, то есть социальным качеством конкретного индивида.

Существую пять основных видов патриотизма: (1) государственный, (2) национально-этнический, (3) региональный, (4) гражданский и (5) ложный. Так, наиболее часто патриотические чувства человека направлены на территорию или страну, где он родился, которую он считает олицетворением своей родины. Такой человек часто ассоциирует благополучие страны с государством и существующим общественно-политическим строем, что формирует государственный патриотизм. Приоритетными ценностями для такого патриота является устойчивость государственной власти, отсутствие социальных конфликтов, стремление повысить уровень благосостояния сограждан, национальная культура, независимость и территориальная целостность государства.

В рамках национально-этнического патриотизма привязанность людей направлена на свои этнос и культуру. При этом человек испытывает привязанность именно к духовным ценностям, исторической памяти, культуре и языку, а не к местности. Люди, у которых развита данная форма патриотизма, высоко ценят национальные традиции и обычаи. Они участвуют в самодеятельности, поддерживают музеи, вступают в организации, занимающиеся сохранением культурных особенностей. На уровне государственного устройства эта потребность защищается посредством национально-культурных автономий (в России существует отдельный ФЗ «О национально-культурной автономии»).

Важно отличать национально-этнический патриотизм от проявлений деструктивного радикального национализма, расизма, идеологий исключительности и превосходства. Так, радикальные националисты отличаются от патриотов тем, что зачастую выступают за чистоту крови, заявляют о своей гордости достижениями предков уже потому, что сам факт рождения от этих предков на земле предков делает их лучше соседей. От таких идей очень просто сделать вывод к деструктивным идеям «расчеловечивания» и концепции «недочеловека», или «унтерменшн», -- в книгах Л. Стоддарда и А. Розенберга. В качестве современного примера – идея «исключительности» американской нации является столь же деструктивная – американские граждане считаются лучше других по самому факту своего рождения, поэтому должны иметь преимущественное право на руководство миром. Такие идеи с неизбежностью уничтожат породившее их общество – сначала они будут применяться к членам чужих обществ, но очень быстро начнут применяться и к членам своего общества.

Далее, региональный патриотизм подразумевает привязанность к своему региону или местности. Человек не допускает даже мысли о переезде и хочет, чтобы его дети тоже росли здесь. Люди с развитым чувством регионального патриотизма часто становятся защитниками окружающей среды. Они препятствуют вырубке леса, загрязнению рек и озер, строительству заводов и свалок.

Отдельным видом является гражданский патриотизм. Человек с такой формой патриотизма желает, чтобы его страна была успешной и благополучной. Его патриотические чувства направлены не столько на государство, сколько на общество, которое он ассоциирует в качестве «своего». О таких людях говорят, что они обладают гражданственностью, то есть свойством личности, позволяющим индивиду осознавать себя частью общества, чувствовать ответственность за будущее этого общества, своего народа и страны в целом.

Гражданственность подразумевает заботу об обществе, но не исключает уважение к государству, государственным символам, конституции и законам. Люди, обладающие гражданственностью, четко понимают, что государство обеспечивает их защиту и направлено на повышение благосостояния всего населения. Люди с гражданственностью вполне могут заниматься сатирой на государственное управление или даже осуществлять оппозиционную политическую деятельность. Важно при этом, что их сатира и оппозиционная деятельность носят конструктивный, а не деструктивный для государства и общества характер. Сатира не перерастает в насмешки и издевки, а оппозиционная деятельность -- в мятеж.

Человек с ложным патриотизмом много и громко говорит о любви к своей родине, оправдывая ими агрессию по отношению к людям другой национальности или вероисповедания. Нередко ложный патриотизм вырождается в воинствующий национализм. Также часто можно услышать про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины или народа.

Важнейшей функцией патриотизма является создание сплоченного общества, создание у отдельных людей внутри общества чувства единения. Далее, формирование патриотических чувств повышает лояльность между членами общества друг к другу, предотвращает социальные конфликты. Наконец, важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации, которые обладают своей культурно-религиозной и национальной спецификой, но важным общим мерилом являются единые, консервативные, человекосберегающие духовные ценности.

Проблема патриотизма заключается в том, что может «подпитывать» ксенофобию -- ярко выраженную неприязнь ко всему, что воспринимается как чужеродное. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине, но человек объективно устроен так, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». Для предотвращения ксенофобии важно проводить патриотическое воспитание, не навязывая толерантность к культурно-духовным ценностям иных обществ, но объяснять, какие из них деструктивны («направлены на расчеловечивание»), а какие конструктивны («человекосберегающие»), и формировать к конструктивным чувство уважения.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что важным тестом на патриотизм является поддержка бойцов нашей армии, силовых ведомств, добровольческих формирований и гражданских людей на территории проведения СВО. До сих пор вопрос поддержки разделяет многих людей – ведь в рамках СВО погибли уже сотни тысяч с обеих сторон, неужели поддерживающие СВО поддерживают смерть людей? Более того, часто можно услышать, если бы СВО началось заново, вы бы поддержали ее участников, несмотря на смерти? Ответ на эти вопросы может быть следующим: адекватный человек никогда не поддержит убийства, но всегда будет защищать свой народ, который подвергается уничтожению (как люди на Донбассе с 2014 года). Более того, развитие СВО, если бы оно началось заново, не было бы предопределено, могло бы развиваться существенно иным образом, чем сейчас. Необходимость начала СВО вызвана исключительно исчерпанием всех иных способов прекратить уничтожение людей на Донбассе.

Я также уверен, что разумно патриотически настроенная элита (политическая, духовная и военная), интеллигенция (часто антиэлита), предприниматели и спортсмены являются условием стабильного политического, духовно-культурного, экономического и социального развития страны. Так, в частности, целеполаганием деятельности патриотических предприниматели должен быть не вывод за рубеж заработанной внутри страны выручки или спекуляции на фондовом рынке, а воспроизводство промышленной (новые заводы, фабрики, производственные и технологические бизнесы) и потребительской инфраструктуры (школы, университеты, академии, парки, больницы, курорты, музеи). Воспитание же разумно патриотического населения, без отклонений в «квасной патриотизм», прежде всего, на основе народной культуры – это основа безопасности государства и общества. В этом контексте можно согласиться с высказыванием Л.Н. Толстого, который утверждал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».
3. С чем не следует путать
Некоторые считают, что патриотизм – естественное свойство людей. С этим сложно согласиться, поскольку существует противоположность патриотизма --космополитизм. Это идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира. Космополитизм и ранее обсуждаемое ксенофобия деструктивны для общества: космополитизм агрессивно противопоставляет личность обществу, а ксенофобия – сама по себе «расчеловечивает» людей.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/7850608edc4eb1ed55c536fa4651dcb0/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество