Темы

Деятельность как способ существования людей


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Деятельность (в виде действия или бездействия) относится к поступкам, которые человек совершает в своей повседневной жизни для достижения определенных целей или удовлетворения потребностей и интересов. Деятельность — это способ существования людей, который проявляется в их активном отношении к окружающему миру. Сущность деятельности человека заключается в целевом изменении (1) окружающей природы (результатом чего является культура), а также (2) самого себя, человека (формируя личность).

Структуру любой деятельности составляют четыре элемента: (1) субъект, (2) объект, (3) субъективная сторона и (4) объективная сторона. Применительно к теме эссе субъектом (то есть, актором деятельности) является человек, объектом же – то, на что направлена деятельность человека. Субъективная сторона деятельности (если не касаться специфики уголовных и административных составов) – это (1) осознание человеком результатов деятельности и (2) желание (нежелание или безразличие) в достижении такого результата. В контексте отраслевой ответственности (прежде всего, уголовной или административной) субъективная сторона ассоциируется с таким правовым институтом, как вина. К субъективной стороне деятельности также относят (1) мотив (причину совершаемого деяния) и (2) эмоциональное состояние субъекта в момент совершения деяния (например, аффект).

Объективной стороной деятельности является деяние -- активное действие или воздержание от действия (бездействие). В объективной стороне важен (1) факт деяния, (2) его результат и (3) причинно-следственная связь между деянием и наступившим результатом. Иногда говорят о цели деятельности, что является желаемым результатом, но фактический результат может отличаться о желаемого по зависящим и не зависящим причинам (например, эксцесс исполнителя – превышение исполнителя заранее спланированного результата преступления).

Человек – продукт биологической, социальной и духовно-культурной эволюции. Биологические изменения в человеке в ходе эволюции были спровоцированы дарвиновским механизмом естественного и иных отборов, то есть привыканием к изменяющимся природным нишам посредством закрепляющихся положительных мутаций в популяции. А вот дальнейшая социальная и духовно-культурная эволюция человека, несомненно, определялась деятельностью самих людей.

Социальная эволюция человека осуществляется за счет деятельности в области (1) творчества, (2) трудовой созидательной деятельности и (3) развивающейся структуры общества, во многом связанной с научно-техническим прогрессом. Результатом социальной эволюции стало социальное неравенство, которое в современном обществе с политическим равенством, социальной мобильностью и социальными лифами существенное уменьшено. Эволюция человека в духовно-культурной сфере выразилась, прежде всего, в формировании морально-нравственных норм, ценностных ориентиров (как неформальных социальных институтов), направленных на осознание значимости жизни и достоинства человека. В этом большую роль сыграли созданные активной деятельностью человека традиционные мировые и региональные религии, утвердившие человекосберегающие ценности, допустившие развитие научного знания, что, в итоге, привело к существенному повышению продолжительности и качества жизни.

Виды деятельности человека могут быть различными и зависят от его потребностей, интересов, образования, жизненного опыта и многих других факторов. По объекту деятельности обычно выделяют трудовую, учебную, научную, спортивную, творческую, социальную, семейную. Существуют социально значимая и социально не значимая (частная), созидательная и разрушительная, трудовая и спекулятивная, физическая и интеллектуальная (духовная) и, наконец, позитивная и негативная.

На практике очень важно отделять позитивную (конструктивную) деятельность от негативной (деструктивной). Дело в том, что как в позитивной, так и в негативной деятельности зачастую ставятся возвышенные, социально значимые цели. Но самое важное – какими способами и методами достигаются поставленные цели. Если используемые методы сами по себе негативны, человекоразрушающие, направленные на причинение страданий, то деятельность должна считаться негативной. В этом ключе должны быть осознаны такие различные концепции, как, идея Толстого Л.Н. о «непротивлении злу силой», и обратная концепция Ильина И.А., оформленная в работе «О сопротивлении злу силой».

Важными мотивами деятельности людей являются потребности и интересы. Потребность – это внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях, зависимость организма от определенных факторов внешней или внутренней среды. Потребность человека – это переживаемая и осознаваемая нужда в том, что необходимо не только для развития организма человека, но и для его личности – совокупности социальных и отчасти духовно-культурных свойств. Интересы, в отличие от потребностей, не создают ощущение нужды, но отражают стремление направленность внимания к результату, который имеет смысл или будет считаться в пользу человека – реализаций ценностей, убеждений человека, материальной выгоды, ощущения счастья.

Наиболее часто мотивация деятельности людей основана на стремлении удовлетворить материальные и духовные потребности. Способность их равноценного удовлетворения характеризует состоявшуюся личность, а создание условий для такого удовлетворения – состоявшего общества. При этом общество (и прежде всего, политические элиты) должно осознавать, какую цену уместно заплатить за удовлетворение потребности. Так, существует мнение, что в результате распада СССР советское общество удовлетворило потребность в «кока-коле» за счет отказа от привычных ценностных ориентиров, образа жизни: вместе с кока-колой общество, в итоге, получило масштабные кладбища.

Деятельность людей внутри общества обычно формируется внутри четырех основных сфер, имеющих свой предмет: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Регулирование сфер общественной жизни осуществляется социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что в рамках общества важна не любая, не революционная (как предлагают многие неомарксисты), а только эволюционная деятельность. Эволюционная деятельность может стать целью и смыслом жизни человека, а в рамках общества будет формировать комфортную среду обитания, образ жизни, который будет соответствовать внутренним идентификациям человека на культурном, историческом, этническом и национальном уровне. В таких условиях возможно повышать благосостояние всего общества и создавать личностный комфорт для отдельного человека. Для этого в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – повысить значимость профессии педагога-учителя, поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач.

Важно также понимать, что мотивы деятельности человека не всегда рациональны, а очень часто эмоциональны. Так, нобелевский лауреат Р. Талер (написавший книгу «Новая поведенческая экономика») указал, что мотивы деятельности человека нерациональны, человек склонен к частым ошибкам и существенному влиянию нерациональных и нелогичных убеждений. Именно поэтому я согласен с мнением известного экономиста Глазьева С.Ю., что рыночные отношения, в основе которых в теории должен лежать рациональный выбор людей, не могут быть экономическим фундаментом общества, – ведь деятельность людей является нерациональной.
3. С чем не следует путать
Деятельности как активному акту следует противопоставить бездействие. Так, отсутствие широкой предпринимательской инициативы в России является одним из факторов, который препятствует экономическому развитию общества. По концепции известного экономиста Аузана А.А., К-Россия (75 процентов населения) – может усердно трудиться, но не обладает пассионарной способностью к предпринимательству, а И-Россия (25 процентов населения) – наоборот, обладает пассионарной способностью к предпринимательству. Соответственно, задача государства создать налоговые, социальные (например, через адресные пенсии) и иные организационные стимулы для развития, как минимум, малого и микропредпринимательства.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ae0bbd4d6d9625e0cb3cb761be9d1853/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество