Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- причины возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это?Традиционное (доиндустриальное или аграрное) общество — это тип общества, который характеризуется специфической (1) структурой и (2) системой отношений, основанных на исторически сложившихся и слабо изменяющихся традициях, обычаях ритуалах, а также (3) специфическими экономическими, социальными, духовно-культурными и политическими институтами. В таких обществах со всех сферах – экономической, социальной, духовно-культурной и политической -- главное значение имеют традиции, то есть длительные практики определенного социального поведения, которые определяют преемственность поколений и единство общества во времени. Так, известный этнолог Малиновский Б. в книге «Научная теория культуры» указывал, что «…традиция … есть форма коллективной адаптации общины к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы … обречете его (народ, этнос – прим. автор) на … неизбежный процесс умирания».
Выделение традиционного общества в качестве отдельного вида основано, во многом, на критерии (1) развитости технологий, (2) видах занятости населения, а также (3) значимости традиций в формировании образа жизни последующих поколений в обществе. Такие критерии для выделения типов обществ использовали У. Ростоу («Стадии экономического роста»),Д. Белл («Грядущее постиндустриальное общество») и Э. Тоффлер («Третья волна»). Так, У. Ростоу выделял следующие стадии обществ: (1) традиционное общество, (2) переходное общество, (3) стадия сдвига, (4) стадия зрелости, (5) «массовое потребление». Д. Белл и Э. Тоффлер выделяли три типа обществ: (1) традиционное (доиндустриальное или аграрное); (2) индустриальное; (3) постиндустриальное (информационное).
В экономической сфере для традиционного общества характерно господство натурального хозяйства, преобладание экстенсивных технологий в аграрном производстве и широкое применение ручного труда. Основным фактором производства является земля, а также собственный труд работников или труд рабов. Экономические отношения минимально развиты: земля не рассматривается как частная собственность, а сам правовой институт частной собственности слабо развит. В основном, преобладают отношения мены, а отношения присвоение материальных благ часто связаны с протогосударственным или коллективным присвоением.
В социальной сфере в традиционном обществе ярко выражена протосословная или сословная иерархия между субъектами общества. Присутствует жесткая социальная стратификация, и границы между стратами (кастами, сословиями) практически непреодолимы. Такая иерархия, а также отсутствие развитой социальной инфраструктуры (дорог, образовательных учреждений, промышленных предприятий) определяет исключительно низкую вертикальную и горизонтальную социальную мобильность, то есть отсутствуют эффективные социальные лифты, имеются существенные социальные барьеры. Социальные отношения крайне неразвиты: не сформированы социальные, этнические, национальные идентичности, при этом культурные и конфессиональные идентичности могут быть слабо развитыми.
Как следует из определения традиционного общества в духовно-культурной сфере особенное значение имеют традиции, обычаи и наследие предков, которое формирует единство общество и выполняет роль регулятора общественных отношений. Также традиции общества во многом формируют социально-гуманитарное мировоззрение – основы морали и нравственности, религиозные основы. Культура традиционного очень однородна и во многом ориентирована на прошлое, при этом существует неприятие чужих культур. Догматичность традиций определяет то, что религиозные верования и обряды оказывают значительное влияние на повседневную жизнь, образ жизни общества (например, староверы не носят галстуков и не закатывают рукава).
В традиционных обществах власть основывается на традиционной легитимности, то есть на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, привычки к повиновению институтам власти. Основной формой государственного правления в традиционном обществе является монархия (хотя республики тоже возможны – например, Римская республика). Практически для всех традиционных обществ характерен авторитарный государственный режим. Проявления демократических способов и методов правления (в Древней Греции или Древнем Риме) применимы для очень узкой прослойки – граждан, которыми, как правило, были имущественное обеспеченные совершеннолетние мужчины.
Для чего? Выявление признаков традиционного общество, особенно традиционного в современном понимании, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, консенсус в конкретном обществе о том, что в современных реалиях оно будет строиться на традиционной духовно-культурной основе может дать ответ на то, как оно будет развиваться, какие жизненные ориентиры, социальные нормы и институты, образы и смыслы будет использовать для развития. Это определит, будет ли общество развиваться на основе тоталитарного либерализма с повсеместными рыночными отношениями или с учетом традиционных, человекосберегающих ценностей, с разумными рыночными и нерыночными механизмами во всех сферах жизни.
Регулирование? В традиционных обществах правовое регулирование общественных отношений заменяется неправовыми нормами – обычаями или религиозными нормами (например, шариатом – комплексом религиозных правил в некоторых мусульманских странах). Далее, во многих традиционных общества (в некоторых странах Африки и Океании) формируется отдельная правовая система -- традиционное право, в котором правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права. Интересно, что окончательный период существование традиционного общества в Западной Европе создается право городов – Магдебургского права (хотя и до это были созданы Салическая правда (6 век), Великая хартия вольностей (13 век)), а в России во времена традиционного общества 1649 году было принято Соборное Уложение.
Выделение традиционного общества в качестве отдельного вида основано, во многом, на критерии (1) развитости технологий, (2) видах занятости населения, а также (3) значимости традиций в формировании образа жизни последующих поколений в обществе. Такие критерии для выделения типов обществ использовали У. Ростоу («Стадии экономического роста»),Д. Белл («Грядущее постиндустриальное общество») и Э. Тоффлер («Третья волна»). Так, У. Ростоу выделял следующие стадии обществ: (1) традиционное общество, (2) переходное общество, (3) стадия сдвига, (4) стадия зрелости, (5) «массовое потребление». Д. Белл и Э. Тоффлер выделяли три типа обществ: (1) традиционное (доиндустриальное или аграрное); (2) индустриальное; (3) постиндустриальное (информационное).
В экономической сфере для традиционного общества характерно господство натурального хозяйства, преобладание экстенсивных технологий в аграрном производстве и широкое применение ручного труда. Основным фактором производства является земля, а также собственный труд работников или труд рабов. Экономические отношения минимально развиты: земля не рассматривается как частная собственность, а сам правовой институт частной собственности слабо развит. В основном, преобладают отношения мены, а отношения присвоение материальных благ часто связаны с протогосударственным или коллективным присвоением.
В социальной сфере в традиционном обществе ярко выражена протосословная или сословная иерархия между субъектами общества. Присутствует жесткая социальная стратификация, и границы между стратами (кастами, сословиями) практически непреодолимы. Такая иерархия, а также отсутствие развитой социальной инфраструктуры (дорог, образовательных учреждений, промышленных предприятий) определяет исключительно низкую вертикальную и горизонтальную социальную мобильность, то есть отсутствуют эффективные социальные лифты, имеются существенные социальные барьеры. Социальные отношения крайне неразвиты: не сформированы социальные, этнические, национальные идентичности, при этом культурные и конфессиональные идентичности могут быть слабо развитыми.
Как следует из определения традиционного общества в духовно-культурной сфере особенное значение имеют традиции, обычаи и наследие предков, которое формирует единство общество и выполняет роль регулятора общественных отношений. Также традиции общества во многом формируют социально-гуманитарное мировоззрение – основы морали и нравственности, религиозные основы. Культура традиционного очень однородна и во многом ориентирована на прошлое, при этом существует неприятие чужих культур. Догматичность традиций определяет то, что религиозные верования и обряды оказывают значительное влияние на повседневную жизнь, образ жизни общества (например, староверы не носят галстуков и не закатывают рукава).
В традиционных обществах власть основывается на традиционной легитимности, то есть на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, привычки к повиновению институтам власти. Основной формой государственного правления в традиционном обществе является монархия (хотя республики тоже возможны – например, Римская республика). Практически для всех традиционных обществ характерен авторитарный государственный режим. Проявления демократических способов и методов правления (в Древней Греции или Древнем Риме) применимы для очень узкой прослойки – граждан, которыми, как правило, были имущественное обеспеченные совершеннолетние мужчины.
Для чего? Выявление признаков традиционного общество, особенно традиционного в современном понимании, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, консенсус в конкретном обществе о том, что в современных реалиях оно будет строиться на традиционной духовно-культурной основе может дать ответ на то, как оно будет развиваться, какие жизненные ориентиры, социальные нормы и институты, образы и смыслы будет использовать для развития. Это определит, будет ли общество развиваться на основе тоталитарного либерализма с повсеместными рыночными отношениями или с учетом традиционных, человекосберегающих ценностей, с разумными рыночными и нерыночными механизмами во всех сферах жизни.
Регулирование? В традиционных обществах правовое регулирование общественных отношений заменяется неправовыми нормами – обычаями или религиозными нормами (например, шариатом – комплексом религиозных правил в некоторых мусульманских странах). Далее, во многих традиционных общества (в некоторых странах Африки и Океании) формируется отдельная правовая система -- традиционное право, в котором правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права. Интересно, что окончательный период существование традиционного общества в Западной Европе создается право городов – Магдебургского права (хотя и до это были созданы Салическая правда (6 век), Великая хартия вольностей (13 век)), а в России во времена традиционного общества 1649 году было принято Соборное Уложение.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Отнесения обществу к определённому типу (или какие типы в разных серах жизни совмещает конкретное общество) важно для осознания того, какие ценностные ориентиры, смыслы, образы, идеи формирую коллективную этническую, культурную и иные идентичности общества. Понимание этого может способствовать межкультурному и межцивилизационному диалогу в современном мире. Так, Президент РФ Путин В.В. и Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно заявляли о необходимости строить современный многополярный мир на базе позитивных человекосберегающих ценностей, специфичных для традиций каждой цивилизации и культуры, как противовес навязанным со стороны США – вестернизированным ценностям.
С учетом указанного выше можно поставить глобальный вопрос, актуальный для тех, кто полностью поддерживает идею бесконечного прогресса человечества: варварство лучше, чем дикость, а цивилизация лучше, чем варварство, а постиндустриальное общество лучше, чем традиционное? Так, известный антрополог Леви-Строс К. в книге «Первобытное мышление» указал, что «…невозможно отрицать социологические различия между разными типами общества — архаическими, традиционными и современными. Это разные общества, построенные на разных принципах и с принципиально различной философией, религией, антропологией, культурой, экономикой». При этом различия в обществах не может означать автоматической иерархии. Между обществами должен сохраняться антропологический плюрализм, препятствующий распространению антигуманистическому расистскому концепту превосходства одних обществ над другими.
Я считаю, что для общества России как раз характерен антропологический плюрализм и иные традиционные духовные ценности. Такими ценностями являются нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе гражданской идентичности укрепляющие гражданское единство. Так, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» выделяют следующие основных традиционных ценностей: (1) жизнь, (2) достоинство, (3) права и свободы человека, (4) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (5) высокие нравственные идеалы, (6) крепкая семья, (7) созидательный труд, (8) приоритет духовного над материальным, (9) гуманизм, милосердие, справедливость, (10) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (11) историческая память и преемственность поколений, (12) единство народов России.
С учетом указанного выше можно поставить глобальный вопрос, актуальный для тех, кто полностью поддерживает идею бесконечного прогресса человечества: варварство лучше, чем дикость, а цивилизация лучше, чем варварство, а постиндустриальное общество лучше, чем традиционное? Так, известный антрополог Леви-Строс К. в книге «Первобытное мышление» указал, что «…невозможно отрицать социологические различия между разными типами общества — архаическими, традиционными и современными. Это разные общества, построенные на разных принципах и с принципиально различной философией, религией, антропологией, культурой, экономикой». При этом различия в обществах не может означать автоматической иерархии. Между обществами должен сохраняться антропологический плюрализм, препятствующий распространению антигуманистическому расистскому концепту превосходства одних обществ над другими.
Я считаю, что для общества России как раз характерен антропологический плюрализм и иные традиционные духовные ценности. Такими ценностями являются нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе гражданской идентичности укрепляющие гражданское единство. Так, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» выделяют следующие основных традиционных ценностей: (1) жизнь, (2) достоинство, (3) права и свободы человека, (4) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (5) высокие нравственные идеалы, (6) крепкая семья, (7) созидательный труд, (8) приоритет духовного над материальным, (9) гуманизм, милосердие, справедливость, (10) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (11) историческая память и преемственность поколений, (12) единство народов России.
3. С чем не стоит путать
Традиционность современных обществ в отличие от древних проявляется, в основном, в духовно-культурной и социальной сферах. В современных традиционных обществах социально-гуманитарное мировоззрение и ценностные ориентиры формируются на базе национальной культуры и традиций, а не навязываемых ценностях тоталитарного либерализма. Также следует указать, что традиционные общества отличаются от индустриальных, где основным фактором производства является капитал и наемный труд рабочих, используется массовое промышленное производство, существует высокий уровень социальной мобильности, внедряются ценности индивидуальной свободы и личного успеха, а также отличается от постиндустриальных, где основным фактором производства выступает научно-технический прогресс, на первый план выдвигается сфера услуг, сокращается социальное неравенстве, преобладает средний класс.
4. История развития
Толчком к появлению традиционного общества стала неолитическая революция: 10 – 12 тысяч лет назад. Неолитическая революция — это переход человечества от охоты и собирательства к производящей экономике, зарождению ремёсел. Общества до неолитической революции считаются доаграрными, обеспечивавшими себя охотой и собирательством, не имевшими ярко выраженных сословий.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/a0fd891f4f3180f180d21f6c22bb0d25/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/