Темы

Культура и духовная жизнь


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это? Культура – это результаты преобразования природы человеческой деятельностью во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. В широком смысле культура — это исторически обусловленная совокупность постоянно изменяющихся способов и результатов деятельности людей. Структура культуры состоит из материальных (одежда, кухня, предметы быта, ремесла, характер архитектуры, скульптура и графическое искусство) и духовных элементов (язык, фольклор, литература и поэзия на родном языке, музыка, хореография).

Известный антрополог Ф. Боас считал, что культура -- это совокупность моделей поведения (социальных ролей), которые человек усваивает в процессе взросления. В таком же, социологическом ключе понимает культуру Сорокин П.А. («Социальная и культурная динамика»), который утверждал, что основой культуры любого общества являются ценности, социальные нормы, символы. Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, образ жизни и мышление, экономическую и политическую сферы, то есть (1) логос (рациональные основы) и (2) мифос (эмоциональные основы) общества. Такой подход предполагает наличие не только доминирующей, но и контркультуры (традиционные и либеральные ценности) -- системы ценностей, стандартов поведения, которые отличаются от доминирующих и часто враждебные им. В обществе с развитой культурой также появляются субкультуры (например, молодежная) -- части культуры общества, отличающиеся от преобладающего большинства собственной системой ценностей, языком, манерой поведения.

Духовная жизнь человека – это комплексная система, состоящая из (1) мировоззрения, (2) духовных потребностей (знаний, веры, чувств), (3) ценностных и жизненных ориентиров и (4) совокупности идентичностей (семейной, культурной, этнической, конфессиональной) как свойства психики, которое определяет принадлежность человека к социальным группам и общностям. Духовная жизнь, во много, является (1) рефлексией, осознанием себя, общества и природы вокруг себя, взаимоотношений человека с обществом и природой и (2) реализацией своих духовных потребностей. Духовную жизнь человека можно назвать внутренним миром человека, который в научном понимании включает разум и чувства, а в религиозном -- веру в Бога или вышестоящий непознаваемый, трансцендентный разум.

Духовная жизнь общества — это сложная система социальных институтов и отношений между людьми, которая складывается в рамках духовно-культурной сферы. Она включает в себя (1) мировоззрение и общественную мысль, (2) ценности и идеалы, (3) культуру, искусство и спорт, (4) науку и систему образования, (5) религию и верования и (6) мораль, иные социальные нормы и традиции. Важнейшим элементом духовной жизни общества является социальное мировоззрениецелостная система (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека.

Для чего, как связана культура и духовная жизнь? Предметы культуры и произведения искусства, в котором в словесной форме выделены основные идеи, – литература, песни, спектакль, кино, -- формируют (1) мышление, образы и смыслы человека, (2) его ценностные ориентиры и, (3) в конечном счете, мотивы и модели поведения. Культура воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность, выполняет функцию социализации (усвоение им системы позитивных ценностей общества) и инкультурации (обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре). Так, если произведение искусства содержит очевидную идею, сформулированную на родном языке как основном способе коммуникации в обществе, например, идея справедливости в фильме «Брат», то она будет воспринята как верная. Сформированные ценностные ориентиры будут функционировать, по мнению известного экономиста Аузана А.А., как неформальные социальные институты – как модели поведения на будущее. В итоге, культура и произведения искусства могут воздействовать на общество как «мягкая сила».

Культура удовлетворяет духовные потребности человека, который является продуктом не только биологической, но и социокультурной эволюции (эстетическая функция). Духовные потребности удовлетворяют нужду человека в саморазвитии и самопознании. В рамках самопознания искусство приобщает людей к фундаментальным позитивным ценностям – посредством эстетики, красоты произведений искусства. Предметы культуры и произведения искусства укрепляет единство общества, формируя и поддерживания этническую, национальную и культурную идентичности. В целом, они предотвращают социальные конфликты, способствует культурному диалогу (коммуникативная функция) как внутри общества, так и между обществами.

Предметы культуры также могут подтверждать специфические знания (информационная функция), например, опровергать придуманные исторические датировки так называемых «альтернативщиков истории» -- Фоменко А.Т. и Носовского Г.В. В этом ключе можно считать, что искусство формирует важные исторические нарративы, дополняет мировоззрение людей. Так, например, в 1995 году фотовыставка «Война на уничтожение. Преступления вермахта с 1941 по 1944 год», которая проводилась в 33 городах Германии, развенчала миф о том, что вооруженные силы нацисткой Германии и стран-союзников (Финляндии, Венгрии, Румынии) якобы не участвовали в геноциде народов СССР.

Регулирование? Конституция РФ предусматривает право на участие в культурной жизни и пользование учреждениям культуры, на доступ к культурным ценностям, а также возможность создания национально-культурных автономий. Далее, Закон РФ от 9 октября 1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и ГК РФ устанавливают правовой режим предметов культуры, а некоторые из них защищают как объекты «интеллектуальной собственности». Важно, что обычаи, ритуалы, традиции, сказки и былины сохраняются в виде социальных, неправовых норм.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Важно осознавать, что культура в современных вестернизированных обществах формирует в людях атомизированную идентичность, гедонизм, отучает людей от коллективной идентичности и от чувства страха. Отсутствие страха создает впечатление ненужности обеспечивающего безопасность правового института государства. Как противодействие глобальной вестернизации развивающиеся общества возвращаются к национальными культурам и идеям (Россия – к русскому миру, Китай – к срединной империи, Индия – к пространству Бхарат). Такой поход вкупе с глобальной доступностью материальных благ ставит в невестернизированной части мира этно-религиозные смыслы выше экономических благ, в качестве новых точек объединения государств и обществ.

Я считаю, что именно духовно-культурная жизнь, в том числе искусство, во многом формирует общество, социальную среду в нем, образ жизни. Ведь общество – это, прежде всего, единство населения и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего) на базе совокупности идентичностей: этнической, национальной, культурной, конфессиональной, родовой и клановой. Произведения искусства формируют внутренние ценностные ориентиры человека, ощущение справедливости жизни. Эволюционно развиваясь, такое общество сможет поставить и найти культурно приемлемые ответы вопросы о смысле и целях жизни, что, по мнению философа Данилевского Н.Я. (в книге «Россия и Европа»), может создать отдельный культурно-исторический тип, то есть отдельную цивилизацию.

Я считаю важным не переоценивать значимость культурной идентичности, что часто происходит в России в стремлении создать единое культурное пространство. Конечно, общество – это комплексная коллективная идентичность всех членов общества: совокупность семейной, родовой, этнической, национальной (государственной), конфессиональной, культурной, классовой, гендерной, расовой, корпоративной идентичностей, но только культурной идентичности недостаточно для единства общества. Дело в том, что существует иерархия идентичностей: семейная идентичность более значима, чем остальные; этническая и национальная часто превалируют над культурной, классовой, сословной и корпоративной. В этом контексте, часто интересы в этнических или конфессиональных социальных групп (то есть возможность своего образа жизни в рамках своего этноса или государства, своя церковь, обряды и ритуалы) защищаются более страстно, даже с риском для жизни, чем интересы в рамках социальных групп на основе культурной идентичности.
3. С чем не стоит путать
Наряду с культурой на духовную жизнь человека оказывают влияние религия. Религия -- это социальный институт, выражающий отношение человека и человеческого общества к первоначалу -- «Богу», «Высшему Существу» и «Создателю Вселенной». Религия предлагает человеку и обществу верить в первоначало и строить на основании этой веры всю свою жизнь, основывая на ней поведение, мировоззрение, нравственность, культуру.
4. История развития
Культура — это результат исторического развития человечества, всё то, что было создано человеком и передаётся от поколения к поколению. Это означает, что человечество (как вид) может рассматриваться не только как продукт биологической и социальной, но и духовно-культурной эволюции. Современный вид человека, разнообразие идеологи и религий – это результат воздействия культуры на духовную жизнь.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/d27c50c293ed2a89a4b251b1dfd2b314/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Духовная культура