Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это? Искусство – это реализация творческой деятельности человека и экстраординарных навыков и знаний, направленных на создание произведений, обладающих эстетической ценностью (красотой). Искусство является естественной частью культуры (более четко, эстетической культуры) как совокупности (1) результатов (2) преобразования природы (3) человеческой деятельностью во всех её духовных и материальных проявлениях. Как часть культуры, искусство, неизбежно, становится частью духовной жизни общества, которая включает в себя (1) мировоззрение и общественную мысль, (2) ценности и идеалы, (3) культуру и искусство, (4) науку и систему образования, (5) религию и верования и (6) мораль, нормы поведения, обычаи и традиции.
Известный немецкий философ Шеллинг Ф. в книге «Философия искусства» выделял следующие виды искусства: (1) реальные -- музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура) и (2) идеальные -- литература и поэзия. Виды искусства можно также различать по материалу, в котором реализуются художественные образы: звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) -- в скульптуре, движение в танце. Важное деление видов искусства на виды (1) с четко сформулированной идеей – литература, спектакль, кино, песни, и (2) без четко сформулированной идеи -- живопись, иконопись, архитектура, скульптура, мозаика, танец. Иные классификации видов искусства выделяют (1) пространственные -- архитектура, изобразительное искусство, (2) динамические -- литература и музыка и (3) пространственно-динамические, зрелищные -- театр, киноискусство, хореография, цирк.
Духовная жизнь человека – это комплексная система, состоящая из (1) мировоззрения, (2) духовных потребностей (знаний, веры, чувств), (3) ценностных и жизненных ориентиров и (4) совокупности идентичностей (семейной, культурной, этнической, конфессиональной) как свойства психики, которое определяет принадлежность человека к социальным группам и общностям. Духовная жизнь, во много, является (1) рефлексией, осознанием себя, общества и природы вокруг себя, взаимоотношений человека с обществом и природой и (2) реализацией своих духовных потребностей. Духовную жизнь человека можно назвать внутренним миром человека, который в научном понимании включает разум и чувства, а в религиозном -- веру в Бога или вышестоящий непознаваемый, трансцендентный разум.
Духовная жизнь общества — это сложная система (1) социальных институтов и (2) отношений между людьми, которая складывается в рамках духовно-культурной сферы. Она включает в себя (1) мировоззрение и общественную мысль, (2) ценности и идеалы, (3) культуру, искусство и спорт, (4) науку и систему образования, (5) религию и верования и (6) мораль, иные социальные нормы и традиции. Важнейшим элементом духовной жизни общества является социальное мировоззрение – целостная система (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека.
Для чего, как связано искусство и духовная жизнь? Произведения искусства, в которых в словесной форме выделены основные идеи, – литература, песни, спектакль, кино, -- формируют (1) мышление, образы и смыслы человека, (2) его ценностные ориентиры и, (3) в конечном счете, мотивы и модели поведения. Культура воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность, выполняет функцию социализации (усвоение им системы позитивных ценностей общества) и инкультурации (обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре). Так, если произведение искусства содержит очевидную идею, сформулированную на родном языке как основном способе коммуникации в обществе, например, идея справедливости в фильме «Брат», то она будет воспринята как верная. Сформированные ценностные ориентиры будут функционировать, по мнению известного экономиста Аузана А.А., как неформальные социальные институты – как модели поведения на будущее. В итоге, культура и произведения искусства могут воздействовать на общество как «мягкая сила».
Искусство удовлетворяет духовные потребности человека, который является продуктом не только биологической, но и социокультурной эволюции (эстетическая функция). Духовные потребности удовлетворяют нужду человека в саморазвитии и самопознании. В рамках самопознания искусство приобщает людей к фундаментальным позитивным ценностям – посредством эстетики, красоты произведений искусства. Искусство укрепляет единство общества, формируя и поддерживания этническую, национальную и культурную идентичности, то есть влияет на психику человека, формирует ощущение принадлежности к социальным группам и общностям. Искусство, таким образом, предотвращает социальные конфликты, способствует культурному диалогу (коммуникативная функция) как внутри общества, так и между обществами.
Предметы искусства также могут подтверждать специфические знания (информационная функция), например, опровергать придуманные исторические датировки так называемых «альтернативщиков истории» -- Фоменко А.Т. и Носовского Г.В. В этом ключе можно считать, что искусство формирует важные исторические нарративы, дополняет мировоззрение людей. Так, например, в 1995 году фотовыставка «Война на уничтожение. Преступления вермахта с 1941 по 1944 год», которая проводилась в 33 городах Германии, развенчала миф о том, что вооруженные силы нацисткой Германии и стран-союзников (Финляндии, Венгрии, Румынии) якобы не участвовали в геноциде народов СССР.
Регулирование? Конституция РФ предусматривает право на участие в культурной жизни и пользование учреждениям культуры, на доступ к культурным ценностям, предметам искусства. Далее, Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» также защищает любые проявления культуры в РФ. Наконец, предметы искусства обладают не только ограниченной оборотоспособностью по ГК РФ, а также являются объектами «интеллектуальной собственности», то есть защищаются исключительными правами.
Известный немецкий философ Шеллинг Ф. в книге «Философия искусства» выделял следующие виды искусства: (1) реальные -- музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура) и (2) идеальные -- литература и поэзия. Виды искусства можно также различать по материалу, в котором реализуются художественные образы: звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) -- в скульптуре, движение в танце. Важное деление видов искусства на виды (1) с четко сформулированной идеей – литература, спектакль, кино, песни, и (2) без четко сформулированной идеи -- живопись, иконопись, архитектура, скульптура, мозаика, танец. Иные классификации видов искусства выделяют (1) пространственные -- архитектура, изобразительное искусство, (2) динамические -- литература и музыка и (3) пространственно-динамические, зрелищные -- театр, киноискусство, хореография, цирк.
Духовная жизнь человека – это комплексная система, состоящая из (1) мировоззрения, (2) духовных потребностей (знаний, веры, чувств), (3) ценностных и жизненных ориентиров и (4) совокупности идентичностей (семейной, культурной, этнической, конфессиональной) как свойства психики, которое определяет принадлежность человека к социальным группам и общностям. Духовная жизнь, во много, является (1) рефлексией, осознанием себя, общества и природы вокруг себя, взаимоотношений человека с обществом и природой и (2) реализацией своих духовных потребностей. Духовную жизнь человека можно назвать внутренним миром человека, который в научном понимании включает разум и чувства, а в религиозном -- веру в Бога или вышестоящий непознаваемый, трансцендентный разум.
Духовная жизнь общества — это сложная система (1) социальных институтов и (2) отношений между людьми, которая складывается в рамках духовно-культурной сферы. Она включает в себя (1) мировоззрение и общественную мысль, (2) ценности и идеалы, (3) культуру, искусство и спорт, (4) науку и систему образования, (5) религию и верования и (6) мораль, иные социальные нормы и традиции. Важнейшим элементом духовной жизни общества является социальное мировоззрение – целостная система (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека.
Для чего, как связано искусство и духовная жизнь? Произведения искусства, в которых в словесной форме выделены основные идеи, – литература, песни, спектакль, кино, -- формируют (1) мышление, образы и смыслы человека, (2) его ценностные ориентиры и, (3) в конечном счете, мотивы и модели поведения. Культура воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность, выполняет функцию социализации (усвоение им системы позитивных ценностей общества) и инкультурации (обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре). Так, если произведение искусства содержит очевидную идею, сформулированную на родном языке как основном способе коммуникации в обществе, например, идея справедливости в фильме «Брат», то она будет воспринята как верная. Сформированные ценностные ориентиры будут функционировать, по мнению известного экономиста Аузана А.А., как неформальные социальные институты – как модели поведения на будущее. В итоге, культура и произведения искусства могут воздействовать на общество как «мягкая сила».
Искусство удовлетворяет духовные потребности человека, который является продуктом не только биологической, но и социокультурной эволюции (эстетическая функция). Духовные потребности удовлетворяют нужду человека в саморазвитии и самопознании. В рамках самопознания искусство приобщает людей к фундаментальным позитивным ценностям – посредством эстетики, красоты произведений искусства. Искусство укрепляет единство общества, формируя и поддерживания этническую, национальную и культурную идентичности, то есть влияет на психику человека, формирует ощущение принадлежности к социальным группам и общностям. Искусство, таким образом, предотвращает социальные конфликты, способствует культурному диалогу (коммуникативная функция) как внутри общества, так и между обществами.
Предметы искусства также могут подтверждать специфические знания (информационная функция), например, опровергать придуманные исторические датировки так называемых «альтернативщиков истории» -- Фоменко А.Т. и Носовского Г.В. В этом ключе можно считать, что искусство формирует важные исторические нарративы, дополняет мировоззрение людей. Так, например, в 1995 году фотовыставка «Война на уничтожение. Преступления вермахта с 1941 по 1944 год», которая проводилась в 33 городах Германии, развенчала миф о том, что вооруженные силы нацисткой Германии и стран-союзников (Финляндии, Венгрии, Румынии) якобы не участвовали в геноциде народов СССР.
Регулирование? Конституция РФ предусматривает право на участие в культурной жизни и пользование учреждениям культуры, на доступ к культурным ценностям, предметам искусства. Далее, Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» также защищает любые проявления культуры в РФ. Наконец, предметы искусства обладают не только ограниченной оборотоспособностью по ГК РФ, а также являются объектами «интеллектуальной собственности», то есть защищаются исключительными правами.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Важность искусства как центрального звена эстетической культуры на бытовом уровне проявляется в его утилитарном применении. Дело в том, что воспитание субъективных основ эстетической культуры как в семье, так и школе – важных социальных институтах -- будет, очевидно, влиять на духовную жизнь и предотвращать у подростков, а затем и взрослых проявления антисоциального и девиантого поведения. В рамках обыденного, повседневного поведения искусство и эстетическая культура приучают ценить и оберегать не только предметы культуры, но и городские архитектурные объекты. Так, зачатки субъективной эстетической культуры помогают человеку не плевать на улице, не рисовать граффити, не кидать окурки, обертки или банки с бутылками мимо урн, что особенно важно для юношеского и молодежного возрастов.
Я считаю, что эстетическая культура, в том числе искусство, во многом формирует общество, социальную среду в нем, образ жизни. Ведь общество – это, прежде всего, единство населения и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего) на базе совокупности идентичностей (деление на свой-чужой): этнической, национальной, культурной, конфессиональной, родовой и клановой. Произведения искусства формируют внутренние ценностные ориентиры человека, ощущение справедливости жизни, ее гармонии.
Я также считаю важным не переоценивать значимость культурной идентичности, что часто происходит в России в стремлении создать единое культурное пространство. Дело в том, что существует иерархия идентичностей: семейная идентичность более значима, чем остальные; этническая и национальная часто превалируют над культурной, классовой, сословной и корпоративной. В этом контексте, часто интересы в этнических или конфессиональных социальных групп (то есть возможность своего образа жизни в рамках своего этноса или государства, своя церковь, обряды и ритуалы) защищаются более страстно, даже с риском для жизни, чем интересы в рамках социальных групп на основе культурной идентичности.
Я считаю, что эстетическая культура, в том числе искусство, во многом формирует общество, социальную среду в нем, образ жизни. Ведь общество – это, прежде всего, единство населения и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего) на базе совокупности идентичностей (деление на свой-чужой): этнической, национальной, культурной, конфессиональной, родовой и клановой. Произведения искусства формируют внутренние ценностные ориентиры человека, ощущение справедливости жизни, ее гармонии.
Я также считаю важным не переоценивать значимость культурной идентичности, что часто происходит в России в стремлении создать единое культурное пространство. Дело в том, что существует иерархия идентичностей: семейная идентичность более значима, чем остальные; этническая и национальная часто превалируют над культурной, классовой, сословной и корпоративной. В этом контексте, часто интересы в этнических или конфессиональных социальных групп (то есть возможность своего образа жизни в рамках своего этноса или государства, своя церковь, обряды и ритуалы) защищаются более страстно, даже с риском для жизни, чем интересы в рамках социальных групп на основе культурной идентичности.
3. С чем не стоит путать
Искусству можно противопоставить природу – систему физических и биологических объектов и явлений, минимально преобразованные человеком. Далее, искусству как способу познания можно противопоставить научное познание, специфика метода (то есть способов и средств получения знания) определяется (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью, (4) отсутствием субъективных оценок и авторитетного мнения как основы для истинности, (5) прогностической значимостью, (6) проверяемостью результатов. Религия как способ познания также отличается от искусства, прежде всего, предметом познания – трансцендентным началом, пытающимся осознать фундаментальные причины создания мира.
4. История развития
Примитивное искусство появляется в археологических находках, свидетельствующих о «неутилитарных действиях» наших предков. Так, по мнению известного антрополога Дробышевского С.В., первое появление искусства у древнего человека можно датировать примерно 3 -- 2,5 млн. лет назад. В пещере Макапансгат на территории современной ЮАР была обнаружена красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька найдена среди останков африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3,5 до 2,5 миллионов лет назад.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/2f34b260560aabfd10785e8015190503/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/