Темы

Политические санкции


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это? Политическая санкция – это (1) мера политической ответственности за совершенное нарушение в сфере политической жизнедеятельности, или (2) претерпевание неблагоприятных последствий из-за специального статуса субъекта политической системы, или (3) мера наказания, назначаемая не на основании закона или с существенным нарушением законной процедуры, а только по политическим причинам (оппозиционерам, критикам действующей власти), или (4) часть политической нормы. В отличие от правовой санкции политические санкции не всегда определяются судом или иным компетентным органом, а могут складываться объективно (например, проигрыш на выборах и необходимость оставить выборную должность может считаться политической санкцией). Очевидно, что политическая санкция не должна унижать человеческое достоинство, наносить вред деловой репутации или причинять физические страдания.

Итак, во-первых, политическая санкция как мера ответственности предполагает, что основанием применения политический санкции как меры политической ответственности является нарушение норм и правил в политической сфере. Такое нарушение может привести к (1) преступлениям (общественно опасным правонарушениям), которые порождают уголовную ответственность, и (2) иным противоправным действиям (проступкам), которые порождают административную, гражданскую и дисциплинарную ответственность. Для применения политической санкции иногда нужно доказывать наличие состава правонарушения. Так, субъектом применения политической санкции является должностное лицо, находящееся у власти, профессиональный политик, политическая партия, а в международных отношениях – может быть государство в целом. Простые граждане – нет.

Субъективная сторона политического нарушения может выражаться через формы вины (прямой или косвенный умысел, а также неосторожность в форме легкомыслия или небрежности). Так, объектом политического нарушения являются общественные и частные права и интересы, защищаемые государством в сфере политики (основы конституционного строя, государственно безопасности, государственной службы). Объективной стороной является деяние -- активное действие или воздержание от действия (бездействие). В объективной стороне важен (1) факт деяния, (2) его результат (например, наличие вреда) и (3) причинно-следственная связь между деянием и наступившим результатом.

Во-вторых, политическая санкция может рассматриваться как негативное последствие обладания статусом субъекта политической системы. Она может наступать за возложенные на такие субъекты политического процесса обязательства и надежды перед обществом, в лице государственных органов (например, досрочная отставка Правительства РФ из-за недоверия со стороны Государственной Думы РФ). Такую ответственность известный правовед Арбузкин А.М. выделяет в качестве самостоятельной конституционной ответственности.

В этом же ключе необходимо рассматривать иные негативные последствия, сопутствующие социальному статусу людей, занимающихся политикой. Так, многие государственные служащие обязаны сдавать декларации о доходах, следить за соответствием своих расходов получаемым доходам, не владеть долями или акциями компаний напрямую, а только через доверительного управляющего. Далее, для кандидатов в Президенты РФ устанавливается запрет на хранение денег в нероссийских банках, владение иностранными ценными бумагами и недвижимостью за пределами РФ. Еще пример -- ограничения на использование иностранных источников финансирования установлены для лидеров общественного мнения, занимающихся политикой, а при использовании иностранного финансирования они могут быть признаны иностранными агентами.

В-третьих, понятие «политические санкции» может иметь отрицательное значение. Так, это может означать нелегитимную, применённую с существенными нарушениями процедуры закона правовую санкцию. Часто говорят о том, что политические санкции применяются к оппозиционерам. Так, политическими можно считать санкции, налагаемые на граждан с нарушением процедуры закона – например, в 2025 года на Украине многие журналисты и лидеры общественного мнения (Д. Панченко, А. Шелест, Д. Джангиров, К. Бондаренко) находятся под политическими санкциями, установленными внесудебным органом -- решениями СНБО (специального координационного органа), которые невозможно оспорить в суде.

В-четвертых, политическая санкция может рассматриваться как составляющая политической нормы. Так, правовая норма, как правило, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция правовой нормы — это элемент, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований (диспозиции) нормы. Соответственно, политической санкцией можно считать элемент правовой нормы, регулирующей политические отношения, который устанавливает неблагоприятные для нарушителя последствия.

Для чего? Основная функция политических санкций как мер политической ответственности и как неблагоприятных последствий из-за специального статуса в рамках политики – это регулирование политических отношений, создание известных всем правил политического процесса. Это, прежде всего, направлено на поддержание бесконфликтного, эволюционного политического процесса. Далее, как и любая правовая норма политические санкции могут обладать охранительной функцией -- предотвращают социальную напряжённость в обществе. Они также обладают воспитательной функцией, которая связана с формированием позитивного политического сознания и культуры.

Регулирование? Политические санкции установлены, например, в Главе 6 Конституции РФ, предусматривающей случаи отставки Правительства РФ. Далее, Уголовный кодекс РФ устанавливает составы политических преступлений – Глава 29 (преступления против основ конституционного строя). В уставных документах политических партий также могут содержаться санкции для их членов – понижение в должности, исключение из партии.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я считаю, что существенной проблемой не только в России, но в мире в целом является минимальное применение действенных политических санкций к элитам. Так, политической элитой считается привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции в государственных органах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Политическая элита определяет функционирование и развитие политической системы, государства и общества, формирует необходимое правовое регулирование, влияет на внутреннюю и внешнюю политику, зачастую определяет вопросы войны и мира. Соответственно, неприменение действенных политических санкций в отношении элиты создает состояние безответственности за принимаемые решения.

Состояние безответственности в настоящее время особенно характерно для политической элиты стран ЕС. Национальная политическая элита отдельных стран ЕС по окончании своих полномочий часто переходит на уровень евробюрократии (например, бывший президент Эстонии – Кая Каллас – с 1 декабря 2024 года стала представителем ЕС по иностранным делам) и не опасается политических санкций на национальном уровне. Более того, идеология тоталитарного либерализма освобождает политическую элиту от возможной, пусть даже внутренней ответственности если не перед народом, то перед богом. Как следствие, в целом, ситуация неприменения политических санкций к политической элите делает ее действия непредсказуемыми, а вседозволенность создает ощущение неуязвимости, что позволяет им безнаказанно развязывать войны – в Ливии, в Ираке, на Украине.

Разумное использование политических санкций должно приводить к повышению благополучия нашего общества, в частности, стимулировать образование национальной политической элиты. Так, на государственную службу или в избираемым должностям – депутатов, президента – не должны допускаться лица, чьи дети, внуки, правнуки не имеют российского полного среднего или высшего образования. В таком случае перед потенциальными политиками будет стоять выбор – либо отказаться от политической деятельности в России, или стимулировать потомков получать российское образование, которое является основой для формирования личности лояльной нашему обществу. Ведь как замечал первый премьер-министр независимой Индии Дж. Неру: «Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция».
3. С чем не путать
Политическим санкциям противостоит политическое стимулирование -- использование позитивных средств воздействия на государственные структуры и политических деятелей. Примерами политического стимулировав является назначение на руководящие посты, продвижение по карьерной лестнице, вручение наград (например, вручение в 2025 году министру иностранных дел РФ С.В. Лаврову ордена Святого апостола Андрея Первозванного). Стимулирование осуществляется в качестве поддержки деятельности или признания заслуг награждаемого, а также создания лояльности власти.
4. История развития
Исторически одной из первых политических санкции является остракизм – изгнание из общества или полиса. Известным политическим деятелем, подвергнутым остракизму, был Фемистокл. Это был не только полководец периода греко-персидских войн, но и один из «отцов-основателей» афинской демократии.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/edbfba95729f42d7318909b921e11dc2/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Разбор эссе прошлых лет