Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это? Социальная структура (структура общества) -- это строение общества в целом, некая константа, которая, по мнению социолога П. Сорокина, показывает общество в статике. Структурными элементами общества являются (1) субъекты (их мировоззрение и ценностные ориентиры), (2) объекты (социальная инфраструктура) и (3) социальные связи. Субъекты — это активный участник социальной деятельности: индивиды и объединения людей, например, отдельный человек и социальные группы. Объекты – это предметы материального мира и идеи, на которые направлена деятельность субъектов. Социальные связи — это взаимоотношения и взаимодействия людей (социальная кооперация и социальные конфликты) по поводу объектов социальной деятельности, что формирует образ жизни общества и сферы общественной жизни.
Структура общества (общественное сознание субъектов, развитость социальных лифтов, специфика социальных институтов, доступность и развитость социальной инфраструктуры, степень взаимодействия и антагонизма в общества) различна в разных типах общества. Так, для традиционных обществ (некоторых странах Африки и Океании) характерно господство натурального хозяйства, преобладание экстенсивных технологий в аграрном производстве и широкое применение ручного труда, сословная иерархия, особенное значение имеют традиции, обычаи и наследие предков, власть основывается на традиционной легитимности. В то же время для индустриальных обществ основным фактором производства является капитал и наемный труд рабочих, используется массовое промышленное производство, существует высокий уровень социальной мобильности, внедряются ценности индивидуальной свободы и личного успеха, а для постиндустриальных -- основным фактором производства выступает научно-технический прогресс, на первый план выдвигается сфера услуг, сокращается социальное неравенстве, преобладает средний класс.
Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение, то есть определенный социальный статус. Дифференциация в рамках социального взаимодействия отражает различия в социальной структуре между индивидами, группами и их статусами. Таким образом, термин «дифференциация» употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство, то есть неравномерное распределение основных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа. На практике чаще всего выделяют социальное и экономическое неравенство – то есть неравный доступ к благам и возможностям в экономической и социальной сферах общественной жизни.
Выделяют четыре основные формы социальной дифференциации. Первая -- функциональная (разделение труда, профессиональная и ролевая) обозначает разделение сфер деятельности. Вторая -- ранговая (кастовые, сословные, классовые и тому подобные различия) отражает неравенство в распределении дефицитных ресурсов любого рода — власти, собственности, статуса, престижа или привилегий. Третья -- культурная определяет различия в ценностях, образе жизни, мировоззрении, следовании разным традициям и социальным нормам.Четвертая -- состязательная – отражает конкуренцию в чинах, званиях, наградах, учёных степенях и является проявлением вертикальной социальной мобильности.
Важным проявлением социальной дифференциации является социальная стратификация, то есть выстраивание иерархий в обществе, что, по мнению социолога М. Вебера, проводится по четырем основным критериям: (1) власть, (2) богатство, (3) образование и (4) престиж. С помощью социальной стратификация можно всегда проследить иерархию групп людей по критерию власти, престижа, богатства и иным социально значимым критериям. В рамках каждой иерархии человек может обладать определенным социальным статусом -- текущим положением, и, как следствие, социальной ролью -- моделью поведения, ориентированной на определённый статус. В итоге, социальная стратификация, по сути, показывает структуру общества по слоям (на различных уровнях) и проекциям (в различных углах).
В современных обществах стратификация не является константой. Субъекты в обществе осуществляют вертикальную и горизонтальную социальную мобильность. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида … или ценности … от одной социальной позиции к другой». В рамках социальной мобильности существуют социальные лифты -- механизмы, которые позволяют людям перемещаться вверх или вниз по социальной иерархии. Цель социальных лифтов – уменьшить социальное неравенство в обществе, обеспечить его единство, предотвратить социальные конфликты, обеспечить социальную справедливость.
Для чего? Известный социолог Г. Спенсер использовал концепцию социальной дифференциации для разработки схемы эволюционного процесса общества, создания социального дарвинизма. Он полагал, что по мере возрастания сложности в обществах происходит естественная дифференциация – профессиональная специализация, формирование сословий и социальных институтов, то есть социальная дифференциация играет объединяющую общество роль. При этом, с другой стороны, многие социальные отношения (мировоззренческие, национально-этнические, культурные, религиозные, межклассовые, политические) в своей основе, наоборот, выполняют разъединяющую общество роль. Обе такие роли социальной дифференциации следует учитывать на практике.
Регулирование? Основы современного социального строя в РФ, который во многом определяет социальную структуру нашего общество, устанавливаются Конституцией РФ. Она устанавливается равенство и запрет дискриминационной дифференциации. В частности, статья 19 Конституции РФ предусматривает, что все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Более детально эти положения отражаются в федеральных законах и законах субъектов РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, иных источниках права.
Структура общества (общественное сознание субъектов, развитость социальных лифтов, специфика социальных институтов, доступность и развитость социальной инфраструктуры, степень взаимодействия и антагонизма в общества) различна в разных типах общества. Так, для традиционных обществ (некоторых странах Африки и Океании) характерно господство натурального хозяйства, преобладание экстенсивных технологий в аграрном производстве и широкое применение ручного труда, сословная иерархия, особенное значение имеют традиции, обычаи и наследие предков, власть основывается на традиционной легитимности. В то же время для индустриальных обществ основным фактором производства является капитал и наемный труд рабочих, используется массовое промышленное производство, существует высокий уровень социальной мобильности, внедряются ценности индивидуальной свободы и личного успеха, а для постиндустриальных -- основным фактором производства выступает научно-технический прогресс, на первый план выдвигается сфера услуг, сокращается социальное неравенстве, преобладает средний класс.
Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение, то есть определенный социальный статус. Дифференциация в рамках социального взаимодействия отражает различия в социальной структуре между индивидами, группами и их статусами. Таким образом, термин «дифференциация» употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство, то есть неравномерное распределение основных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа. На практике чаще всего выделяют социальное и экономическое неравенство – то есть неравный доступ к благам и возможностям в экономической и социальной сферах общественной жизни.
Выделяют четыре основные формы социальной дифференциации. Первая -- функциональная (разделение труда, профессиональная и ролевая) обозначает разделение сфер деятельности. Вторая -- ранговая (кастовые, сословные, классовые и тому подобные различия) отражает неравенство в распределении дефицитных ресурсов любого рода — власти, собственности, статуса, престижа или привилегий. Третья -- культурная определяет различия в ценностях, образе жизни, мировоззрении, следовании разным традициям и социальным нормам.Четвертая -- состязательная – отражает конкуренцию в чинах, званиях, наградах, учёных степенях и является проявлением вертикальной социальной мобильности.
Важным проявлением социальной дифференциации является социальная стратификация, то есть выстраивание иерархий в обществе, что, по мнению социолога М. Вебера, проводится по четырем основным критериям: (1) власть, (2) богатство, (3) образование и (4) престиж. С помощью социальной стратификация можно всегда проследить иерархию групп людей по критерию власти, престижа, богатства и иным социально значимым критериям. В рамках каждой иерархии человек может обладать определенным социальным статусом -- текущим положением, и, как следствие, социальной ролью -- моделью поведения, ориентированной на определённый статус. В итоге, социальная стратификация, по сути, показывает структуру общества по слоям (на различных уровнях) и проекциям (в различных углах).
В современных обществах стратификация не является константой. Субъекты в обществе осуществляют вертикальную и горизонтальную социальную мобильность. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида … или ценности … от одной социальной позиции к другой». В рамках социальной мобильности существуют социальные лифты -- механизмы, которые позволяют людям перемещаться вверх или вниз по социальной иерархии. Цель социальных лифтов – уменьшить социальное неравенство в обществе, обеспечить его единство, предотвратить социальные конфликты, обеспечить социальную справедливость.
Для чего? Известный социолог Г. Спенсер использовал концепцию социальной дифференциации для разработки схемы эволюционного процесса общества, создания социального дарвинизма. Он полагал, что по мере возрастания сложности в обществах происходит естественная дифференциация – профессиональная специализация, формирование сословий и социальных институтов, то есть социальная дифференциация играет объединяющую общество роль. При этом, с другой стороны, многие социальные отношения (мировоззренческие, национально-этнические, культурные, религиозные, межклассовые, политические) в своей основе, наоборот, выполняют разъединяющую общество роль. Обе такие роли социальной дифференциации следует учитывать на практике.
Регулирование? Основы современного социального строя в РФ, который во многом определяет социальную структуру нашего общество, устанавливаются Конституцией РФ. Она устанавливается равенство и запрет дискриминационной дифференциации. В частности, статья 19 Конституции РФ предусматривает, что все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Более детально эти положения отражаются в федеральных законах и законах субъектов РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, иных источниках права.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я полагаю, что уменьшение (но не полное искоренения, что невозможно) социальной дифференциации в виде социального и экономического неравенства – важное условие для эволюционного развития и повышения благосостояния нашего общества. Видится вполне возможной концепция развития нашего общества на идее справедливого минимального неравенства с усреднением вверх и с учетом человекосберегающих ценностей. Такая концепция не предусматривает никаких рангов (как у известного философа Ильина И.А.) или социальных рейтингов. Наоборот, уменьшение объективно существующего неравенства за счет повышения социальной мобильности, социальных лифтов, доступного высшего и среднего профессионального образования, развитой инфраструктуры (новых дорог, портов, ж/д- и авиасообщения), разумной экономической и социальной политики, направленной на развитие человеческого капитала, науки, внутреннего спроса и предложения на отечественные товары, промышленности, а не финансового рынка будет способствовать преодолению демографического кризиса в России.
С практической точки зрения уменьшение социальной и экономической дифференциации можно осуществить за счет симбиоза (1) традиционных духовных ценностей (формирующие социально-гуманитарное мировоззрение нашего общества) и (2) сильной национальной промышленности (производства потребительских товаров и услуг, машиностроения и промышленных товаров). В этом ключе интересно мнение известного экономиста Аузана А.А., который считает, что культура и религия разъединяют общество, а экономические связи – объединяют. Я не могу согласиться с таким мнением, поскольку отсутствие навязываемых культурно-религиозных норм, учет историко-культурной специфики регионов при единых правовых нормах, запрет землячеств, диаспор, этнических анклавов может обеспечить уважительное совместное проживание этносов нашего общества. Более того, сильная национальная промышленность, ограничение вывода капитала из страны, создание спроса и предложения внутри страны, выравнивание объемов экспорта и импорта товаров и услуг, создание спроса на рубль у иностранных контрагентов и инвесторов, образование в социогуманитарных дисциплинах (в экономике, социологии, социальной антропологии) как базисе, в том числе, экономического развития, будет фактором существенного уменьшения социальной дифференциации.
С практической точки зрения уменьшение социальной и экономической дифференциации можно осуществить за счет симбиоза (1) традиционных духовных ценностей (формирующие социально-гуманитарное мировоззрение нашего общества) и (2) сильной национальной промышленности (производства потребительских товаров и услуг, машиностроения и промышленных товаров). В этом ключе интересно мнение известного экономиста Аузана А.А., который считает, что культура и религия разъединяют общество, а экономические связи – объединяют. Я не могу согласиться с таким мнением, поскольку отсутствие навязываемых культурно-религиозных норм, учет историко-культурной специфики регионов при единых правовых нормах, запрет землячеств, диаспор, этнических анклавов может обеспечить уважительное совместное проживание этносов нашего общества. Более того, сильная национальная промышленность, ограничение вывода капитала из страны, создание спроса и предложения внутри страны, выравнивание объемов экспорта и импорта товаров и услуг, создание спроса на рубль у иностранных контрагентов и инвесторов, образование в социогуманитарных дисциплинах (в экономике, социологии, социальной антропологии) как базисе, в том числе, экономического развития, будет фактором существенного уменьшения социальной дифференциации.
3. С чем не путать
Дифференциации противостоит интеграция, единство обществ. В этом смысле космополитизм как непризнание государственных границ, что пропагандируется в книге К. Поппера «Открытое общество и его враги», направлен на отрицание любого государства, как социального института, и любой социальной идентичности (этнической, религиозной, даже культурной). Концепция «открытого общества» (то есть общества без структуры) является в настоящим момент опасной утопией, которая может социальные конфликты и войны, поскольку место государство займут квазигосударственные, криминальные образования.
4. История развития
В историческом контексте можно выделить различные виды социальной дифференциации. Например, рабство как социальный институт существовало на протяжении почти всей истории человечества. Далее, варно-кастовая система (например, в Индии) -- деление на касты подразумевает значительное ограничение свобод людей, принадлежащих к определенным кастам. Как правило, существуют ограничения на доступность образования, профессию и возможность заключать браки. Наконец, сословная система, где сословия – это социальные группы с неким выделенным правовым положением, который передаётся по наследству.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/8f8566a2b92cd0de400d02e32dbb8b1b/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/