Темы

Молодежь как социальная группа


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Молодежь — это особая социальная группа, (1) не имеющая достаточных знаний и опыта в сферах общественной жизни, (2) отличающаяся возрастными рамками и (3) статусом в обществе: переходом от детства к взрослому состоянию, личной и социальной ответственности. Известное произведение Л.Н. Толстого «Детство, отрочество, юность» частично описывает такое состояние. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны: нижняя возрастная граница устанавливается в 14 – 16 лет, верхняя — между 25 и 35 годами. Так, в соответствии с ФЗ «О молодежной политике в РФ» нижняя граница для молодежи -- 14 лет, а верхняя – 35 лет.

Известный советский социолог В.Т. Лисовский выделил следующие важные признаки молодежи: нахождение в стадии (1) активной социализации и (2) усвоения образовательных, профессиональных, культурных и других социальных функций. В целом, основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу являются: (1) возраст, (2) социальный статус, (3) ролевые функции. По возрастным интервалам и социальному статусу внутри интервала можно выделить следующие категории молодежи: (1) подростов до 18 лет (дети), (2) молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет (студенты или молодые работники, получившие независимость от родителей дети) и (3) молодых взрослых от 24 до 35 лет (независимые полноценные члены общества).

В рамках экономической сферы общественной жизни молодежь проявляет свою инициативность, предпринимательскую способность, помноженную на физиологическую выносливость. Молодёжь прогрессивна, являются движущей силой для изменений и инноваций, внедрения новых технологий. Молодежь склонна к венчурным проектам, то есть проектам с повышенным предпринимательским риском. В целом, молодые люди часто создают компании малого и среднего бизнеса, при этом из-за большой склонности к рисковой деятельность возможность банкротства таких бизнесов велика.

В социальной сфере молодежь проявляет повышенную мобильность, связанную с быстро меняющимися социальными ролями – ученик, ребенок, студент, работник, член молодой семьи, молодой родитель. В рамках трудовых отношений молодые люди становятся молодыми специалистами, активно набирающими опыт и специальные знания, заработная плата которых первоначально не является значимой. Следует признать, что молодежь сталкивается с рядом социальных проблем, включая безработицу, неравный доступ к образованию и отсутствие доступного собственного жилья. В это время для многих молодых людей стремление сделать карьеру превалирует над желанием создать семью, родить детей.

В культурно-духовной сфере для молодежи характерно (1) отсутствие сформированного мировоззрения, (2) восприимчивость к манипуляциям, особенно анархического содержания, направленных против государственной власти. Конечно, молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимает ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Протест как острое ощущение несправедливости, помноженное на еще не укоренившееся новое знание, часто становится основой для радикальных протестов, в том числе против родителей – как описано, например, в «Отцы и дети» И.С. Тургенева. При всем этом многие молодые ученые, просветители, исполнители, военнослужащие, работники социально значимых профессии (врачи, пожарные) могут становиться значимым источником духовной жизни страны и примером для подражания.

Молодежь, постепенно формируя собственное мировоззрение и самоощущение, стремится к идентификации себя со сложившимися структурами – в музыке, спорте, просто группой друзей. Для конструктивной идентификации молодежь должна быть активно вовлечена в творчество, науку, волонтерство или спортом – что-то конструктивно значимое. Важной задачей государства является обеспечить соответствующую доступную (часто бесплатную) инфраструктуру, пропагандировать соответствующую идеологию. В ином случае существует риск девиантного (наркомании и алкоголизма) и деструктивного поведения молодежи: создания молодежных агрессивных группировок или прямого влияния элементов из воровской и криминальной культуры, различных сект.

В политической сфере жизни молодежь проявляет, как правило, неполное включение в отношения. Молодежь – в силу протеста и просто приоритета иных задач – к политике проявляется индифферентность. Также, с правовой точки зрения, для реализации пассивного избирательного права устанавливаются возрастной ценз. Он необходим из-за отсутствия у молодежи достаточного количества знаний и опыта, чтобы принимать важные для государства и общества, иногда экзистенциальные решения. Так, для пассивного избирательного права (возможности быть избираемым) возрастной ценз зависит от уровня выборов — для депутатов Государственной Думы РФ он составляет 21 год; для Президента РФ — 35 лет.

Роль и функции молодежи в обществе определяются ответом на следующий вопрос: что нужно молодежи от государства и общества. Конечно, для молодежи важно быть услышанными родителями и окружающими людьми, важно, чтобы их начали воспринимать взрослыми, равными членами общества. Для реализации этой потребности молодежь ожидает от государства и общества создание финансовых и инфраструктурных условий для самореализации – в образовании, науке, творчестве, спорте, при осуществлении физического или интеллектуального труда и отдыха.

С учетом указанного выше представляется также важным ответить на вопросы: (1) что нужно обществу и государству от молодежи и (2) почему молодёжь выделяется как отдельная социальная группа. Дело в том, что государство и общество рассчитывают, что молодежь наследует, сохранит и преумножит достигнутый уровень развития общества и государства, созданную культуру, цивилизацию, ценностные ориентиры. Общество также рассчитывает, что молодежь не просто воспроизведет следующее поколение (детей), но, используя накопленные знания и опыт предыдущим поколениями, будет совершенствовать социальную структуру так, что общество эволюционно сохранится на поколения вперед.

Основу правового регулирования деятельности молодежи составляют ФЗ «О молодежной политике в РФ» и ФЗ «О российском движении детей и молодежи». ТК РФ защищает молодежь от дискриминации на рынке труда, предусматривает равные возможности для трудоустройства и профессионального роста, устанавливает до достижения 18 лет льготные условия труда. ГК РФ устанавливает частичную дееспособность с 14 до 18 лет и специальные условия достижения полной дееспособности (вступление в брак и эмансипация) до достижения 18 лет. Наконец, УК РФ и КоАП РФ устанавливают возрастные условия для привлечения к ответственности -- по общему правилу с 16 лет.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю важным разъяснять нашей молодежи (особенно, специализирующейся на естественно-научных направлениях) важность духовно-нравственных ценностей как неформальных социальных институтов. Именно эти ценности помогут молодежи (не обладающей достаточными опытом и знаниями) принимать конструктивные человекосберегающие решения в ситуациях, когда у них нет заранее сформированной модели поведения. Эти конструктивные ценности и ориентиры на практике помогут им решать сложные моральные дилеммы (например, сложные этические вопросы в научной сфере), избегать собственного радикализма и внешних информационных манипуляций. Именно нравственные ориентиры помогут молодежи найти свою идентичность – национальную, профессиональную, политическую, религиозную, культурную, не сводя при этом с ума, как в тоталитарно-либеральном обществе, навязанным выбором гендера.

Важно также обучать молодежь использованию свободы в контексте традиционных духовных ценностей (жизнь, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, милосердие). Дело в том, что именно непонимание иерархии ценностей, продвижение деструктивных для общества идей «мифической свободы», агрессивного либертарианства создают из молодежи деструктивную интеллигенцию – как Сахарова А.Д. и Солженицына А.И. (последнего Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем»), которые способствуют разрушению собственного государства и общества. Необходимо четко осознавать, как указывал первый премьер-министр независимой Индии Дж. Неру: «Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция».
3. С чем не стоит путать
С социальной точки зрения молодежи противостоит такая группа как «пожилые люди» и «пенсионеры». Пенсионеры, по сути, люди, которые своим физическим и интеллектуальным трудом, налогами обеспечили возможность материального и духовного развития и становления молодежи. Очевидно, что молодежь – трудоспособное поколение – должно, в свою, очередь обеспечить старость нетрудоспособной части населения – пенсионеров. В этом проявляется не только социальная справедливость, но внутренняя ответственность и благодарность, наконец, просто человечность.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/83b803c8ae7d3f2ded9d6efcb4de39f3/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-10-11 15:47 Разбор эссе прошлых лет