Темы

Критерии легитимности политической власти


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Легитимность, с точки зрения политологии, часто определяют как (1) свойство власти, которое показывает наличие у неё народной поддержки, и (2) как признание населением правомерности власти управлять и согласие населения подчиняться. В структуре легитимности выделяют три компонента: (1) согласие народа на делегирование права управления определённым институтам и представителям; (2) представление власти (как правило, политических элит), что она имеет народный мандат на управление; (3) согласие обеих сторон в отношении правил и процедур осуществления власти (соблюдение общественного договора). Далее, в рамках нормативных теорий под легитимностью часто понимают приобретение власти исключительно через демократические процедуры и институты – выборы.

Автором термина «легитимность» считается немецкий социолог М. Вебер. Он обратил внимание на то, что устойчивость действующей власти определяется не только её законностью, но и признанием и поддержкой населения. К критериям легитимности политической власти можно относить свойства, признаки и типы легитимности согласно известным социологам М. Веберу и Д. Истону.

Политическую, или государственную, власть можно определить как способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из личных, общественных или общегосударственных интересов. Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: (1) законностью использования силы в пределах государства; (2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть, в отличие от личной, приватной (корпоративной) власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем членам общества.

На практике в качестве критерия легитимности политической власти рассматривают соответствие заранее определенным свойствам легитимности. Такими свойствами являются (1) новые правовые нормы выбора политических властей не должны существенно отличаться от ранее действовавших норм, (2) действия властей соответствуют принятым правовым нормам и (3) отсутствие масштабных социальных конфликтов в обществе. Иногда критерием легитимности может считаться соответствие власти следующим признакам: (1) признание легитимности на основе выборов, проведенных согласно демократическим правилам (нормативный подход к легитимности) или (2) способность власти к адекватному восприятию ситуации и налаживанию положения дел в стране (пример, власть большевиком после октября 1917 года).

Типы легитимности (по М. Веберу) обычно являются одним из основных критериев легитимности власти. Так, источником традиционной легитимности является вера в священный характер традиции и легитимность тех, кто пришел к власти благодаря этой традиции. Примером подобной легитимности являются монархии-- как конституционные (Великобритания), так и абсолютные (Саудовская Аравия).

Далее по М. Веберу существует харизматическая легитимность, источником которой является сверхординарный дар, святость, геройство или другая исключительная черта личности, или созданный им порядка. Данный тип легитимности встречается в традиционных обществах и в странах, где произошло резкое изменение социально – экономической и культурной сферы жизни. В истории личностями с харизматической легитимностью стали Оливер Кромвель в Англии, Наполеон Бонапарт во Франции, Владимир Ленин и Иосиф Сталин в России.

Наконец, рационально-легальная легитимность основана на соблюдении правовых норм при приобретении власти. Этот вид легитимности характерен для стран с демократическим политическим режимом или режимом электорального авторитаризма. В таких странах политическая власть основана на разделении власти и выборности органов управления, приоритете закона над обычаем (Западная Европа, Россия).

В качестве критериев легитимности можно использовать типологию легитимности по Д. Истону. Так, идеологическая легитимность основана на важности и значительности правящей идеологии как основы общества и всего государства. Наиболее яркий пример – Советский Союз, где правящей идеологией был марксизм – ленинизм. Успешность такого типа легитимности во многом зависит от соответствия лозунгов и призывов реальности. Например, реальность жизни в СССР в контексте лозунга Н.С. Хрущева «догнать и перегнать Америку по уровню благосостояния» способствовала распаду СССР, когда каждая союзная республика считала, что по отдельности будет жить существенно лучше.

Далее структурная легитимность основана на понимании и соблюдении гражданами правил установленного государственного режима. Причем этот режим должен соответствовать своими установлениями предыдущему, чтобы считаться в глазах населения легитимным. Такой принцип легитимности характерен для устоявшихся политических систем, где традиции преемственности, передачи власти стали нормой и воспринимаются как неотъемлемая часть прав и жизни людей (Швейцария).

Личная легитимность опирается на веру граждан в лидерский институт, его особые качества. В отличие от харизматической, личную, персональную легитимность выделяет, прежде всего, уважение к институту вне зависимости от того, какой лидер его занимает. Так, примером персональной, но не харизматической, легитимности может служить президент США – Дж. Байден.

С практической точки зрения источником легитимности может быть (1) либо население соответствующей страны, (2) либо международное сообщество – иные государства или их значимая часть. Если народ не признает политическую власть легитимной, то это может привести к социальным конфликтам, вплоть до переворотов и революций. Если политическая власть не признается иными государствами, это осложняет международные отношения (так, США длительное время не признает политические власти Кубы).

Легитимность политической власти предоставляет следующие преимущества: (1) предоставляет возможность решать важные задачи, сохраняя народную поддержку; (2) минимизирует возможные социальные конфликты в обществе и неконструктивную политическую борьбу; (3) обеспечивает международную поддержку со стороны иных государств. Когда у легитимной власти появляются признаки нелегитимности, этот процесс называется делегитимацией. Основными признаками нелегитимности власти являются: (1) действующие социальные конфликты или периодические проявления гражданского неповиновения (демонстрации, шествия); (2) высокий уровень социального неравенства; (3) существенное ограничение прав и свобод; (4) применение силовых методов подчинения.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я уверен, что для стабильного сохранения легитимности политической власти (предотвращения кризиса легитимности) в РФ необходимо разработать исторически и культурно приемлемый механизм передачи власти, обеспечив сменяемость персоналий и стабильность государственной власти. Стабильность власти позволит обеспечить прогрессивное развитие государства и общества. В частности, длительная легитимность власти (1) обеспечит демографический рост (путем принятия непопулярных решений по запрету продажи крепкого алкоголя в жилых домах, запрету продажи табачных изделий определенным возрастам), (2) создаст дополнительные источники финансирования экономики (прежде всего, за счет запрета вывоза капитала за рубеж, что будет крайне болезненно для существующей политической элиты), и (3) обеспечит научно-технический прогресс путем реализации долгосрочных программ.
3. С чем не следует путать
Я знаю, что известные социологи К. Шмитт («Легальность и легитимность») и М. Вебер разделяли понятия «легальность» и «легитимность». Так, легальность не является как легитимной оценкой власти, а является синонимом законности, соответствия правовым нормам. При этом соответствие процедуре получения легальной власти, часто через выборы, называется легитимацией власти. Как пример, некая партия может получить власть законно и соблюдать текущее законодательство, то есть пройти процедуру легитимации и стать легальной. Однако если она потеряет народное доверие, то станет нелегитимной, всё ещё сохраняя при этом свою легальность.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/af45ba87e184032dbf837637860ba49c/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет