Темы

Уровни и методы научного познания


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Познание -- это процесс получения знаний о природе, обществе, культуре и человеке. Это активный процесс, включающий в себя (1) восприятие информации, (2) ее анализ, интерпретацию и (3) последующее использование для принятия решений. Познание основывается на взаимодействии различных когнитивных процессов, таких как восприятие, мышление, воображение, память, а также на опыте и обучении. Познание может быть как индивидуальным, характерным для одного человека, так и коллективным, когда группа людей совместно исследует и понимает различные аспекты мира.

Для человека характерны три основные вида познания, которые во многом отличаются методом познания и способами восприятия получаемого знания. Так, наука – полностью рациональна; религия (вера) -- предмет познания и где-то превышает науку (пытается понять трансцендентное), воздействует на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), основной метод – претерпевание субъективного опыта общения с Богом; искусство -- воздействует на чувства. С учетом указанного выше научное познание – это систематичный и специальным образом организованный вид деятельности человека, направленный на понимание объективных знаний о природе, обществе, культуре и человеке. Во многом научное познание основано на следующей триаде: гипотеза – теория – проверка теории.

Формирование категории научного знания как результата научного познания традиционно связывают с появлением работы Р. Декарта «Рассуждения о методе…» В ней Р. Декарт описал основные подходы к научным методам, то есть способам и средствам, используя которые, возможно осуществлять научное познание. Специфика научного познания – (1) системность (а не фрагментарная совокупность) знания, (2) отсутствие критических внутренних противоречий, (3) максимальная объективность в получении данных, (4) отсутствие субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности знания, (6) прогностическая значимость, (7) точность и проверяемость результатов.

Для понимания того, какое познание можно считать научным, был важен спор между Л. ВитгенштейномЛогико-философский трактат») и К. ПопперомЛогика научного исследования»). Суть спора заключалась в том, должно ли научное знание подлежать (1) верификации или (2) только фальсифицируемости. Верификация, выдвинутая Л. Витгенштейном, являлась процедурой проверки истинности знаний путем упрощения знания к возможным составляющим. Сравнительно скоро стало понятно, что не все научное знание может быть верифицируемо – особенно, знание в социальных и гуманитарных науках. Критерий К. Поппера, фальсифицируемость, означал, что теория считалась научной, если существовала возможность (пусть даже теоретическая, а не обязательно практическая) её экспериментального или иного опровержения.

Далее, развитие научного познания была сформулирован в работах Т. КунаСтруктура научных революций») и И. ЛакатосаФальсификация и методология научно-исследовательских программ»). Так, Т. Кун выдвинул идею смены научных парадигм. Суть ее состояла в том, что с течением времени накапливается объем новых знаний, который сменяет основу научного знания прошлого – так, специальная теория относительности А. Эйнштейна заменила механику Г. Галилея и И. Ньютона.

И Лакатос, напротив, считал, что научные теории не сменяют, а дополняют друг друга. У каждой научной теории есть ядро и пояс безопасности. Именно пояс безопасности теории является постулатами, которые постоянно испытываются на фальсифицируемость. Развитие научной теории в таком ключе идет за счет постоянного уточнения научных положений из пояса безопасности теории.

Средства и способы достижения знания, то есть методы познания, можно разделить на четыре уровня: (1) эмпирический (основанный на опыте), (2) теоретический (не основанный непосредственно на опыте), (3) методологический и (4) фундаментальный (философский). Эмпирический уровень характеризуется непосредственным изучением объекта через наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, моделирование, систематизация. На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта. На этом уровне целью является получение фундаментальной информации о закономерностях явлений или объектов. На методологическом уровне разрабатывают методы и подходы для проведения исследований. Фундаментальный (философский) уровень – это уровень высокоуровневого обобщения, формирования вопросов для отдаленных направлений дальнейших исследований.

Классификация видов научного метода включает в себя обобщающие методы: (1) аналогия – формирование гипотезы о сходстве части свойств двух объектов; (2) моделирование – воспроизведение определенной частицы признаков; (3) абстрагирование – мысленное выделение определенной части признаков предмета; (4) идеализация – создание абстрактных объектов, которые не соответствуют действительности. Уточняющие и прикладные методы: для естественных наук – эксперимент и наблюдение; для социально-гуманитарных – компаративистика (сравнительный метод). К общенаучным методам относятся (1) анализ – проведение подробного изучения отдельных компонентов объекта изучения; (2) синтез – выделение конкретных связей между отдельными компонентами; (3) дедукция – полный переход от общего знания к частному; (4) индукция – обратный процесс.

Ключевыми функциями научного познания являются (1) исследование объективной реальности, изучение (2) социальных отношений, (3) внутреннего мира личности и (4) места личности в социуме. Недогматичное (не на основе непоколебимых авторитетов) и неидеологизированного (не на основе либеральной идеологии) познание направлено на (1) повышение благосостояния общества в том числе посредством научно-технического прогресса, (2) его эволюционную стабильность, (3) удовлетворение такой важной потребности человека как любопытство и, наконец, (4) формирование человекосберегающих духовных ценностей для предотвращения социальных конфликтов. Возможность такого познания обеспечивается в России признанным в соответствии со статьей 13 Конституции РФ идеологическим многообразием -- плюрализмом.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю важным, чтобы школа – как современный социальный институт – формировала научную картину мироустройства, прививала школьникам рациональность и разумность, научный, критический метод познания. В результате они будут стремиться к овладению современными, высокотехнологичными профессиями, станут целостными личностями, а не потребителями или фанатиками. Изучение же религиозной картины мира возможно либо как дополнительное образование в школе (в рамках уроков истории и культурологии или специальных воскресных школ) или на более поздних этапах развития – после получения общего среднего образования.

Я считаю особенно важным развивать социально-гуманитарное научное познания и обучать детей важности человекосберегающих традиционных ценностям, а не идей тоталитарного либерализма. Такими ценностями являются полноценная жизнь, ответственная свобода, стремление к счастью, служение Отечеству, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, справедливость – многие из них предусмотрены указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Важность ценностей в том, что они являются неформальными социальными институтами, помогаю поступать правильно, когда нет сформированной модели поведения, наконец, обеспечивают эволюционное выживание общества.
3. С чем не стоит путать
В научном познании, даже в рамках социально-гуманитарных наук, не должно быть разделения на рациональный и чувственный уровни. Так, рациональное познание (от латинского «ratio» — разум) лежит в основе научного метода и является способом получения информации с помощью (1) использования логики, (2) причинно-следственных связей и (3) стремления к наиболее оптимальному результату. Чувственное познание основано на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств; зрение, слух, вкус, осязание и обоняние – и воспринимает не объективную, а субъективную реальность.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/03e9d05653e9131133d499dacebd6f1c/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-10-10 11:58 Разбор эссе прошлых лет