Вернуться назад
Публичное и частное право: основания различия и структура
1. Общее-простые факты из ЕГЭ:
- определение;
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль;
- источник права
Традиционно для романо-германской правовой семьи весь объем правовых норм в объективном понимании делится на два основных массива – на нормы публичного права и нормы частного права. Такое разделение права часто называется основным разделением права, или дуализмом права. Несмотря на традиционно признанный характер такого разделения, четкие основания для такого разделения нельзя считать окончательно определенными.
Публичное право построено на принципе субординации (подчинения) деятельности соподчиненных субъектов по реализации ими государственных и общественных (публичных) интересов. Оно представляет собой систему централизованного регулирования общественных отношений. В отличие от публичного права частное право построено на началах свободной координации (согласования) деятельности автономных субъектов по реализации их собственных (частных) интересов. Поэтому оно представляет собой систему децентрализованного регулирования, в значительной мере - саморегулирования имущественных и других взаимоотношений участников.
Знаменитый римский юрист Ульпиан указывал в сборнике правовых норм Дигестах Юстиниана, что изучение права распадается на два положения: публичное и частное (право). При этом Ульпиан полагал, что публичное право, относится к интересам Римского государства, а частное право связано с интересами частных лиц. Таким образом, Ульпиан стал первым представителем так называемой теории интереса при разграничении права на публичное и частное. Иными представителями этого подхода были известные цивилисты, такие как Ф. Савиньи и Г.Ф. Шершеневич.
Основным критерием разграничения права на публичное и частное должен считаться метод правового регулирования, то есть принципы, способы и приемы воздействия на регулируемые отношения. Исходя из сформулированных выше определений, для публичного права характерно регулирование на принципах власти и подчинения субъектов правоотношений. В то же время для частного права характерно регулирование на принципах юридического равенства, разумности и добросовестности поведения, неприкосновенности прав, состязательности, беспрепятственного осуществления прав, недопустимости произвольного вмешательства, автономии воли и большой свободы договора. Такой подход поддерживали И.А. Покровский, М.М. Агарков, в настоящее время – Е.А. Суханов.
В дополнение к указанным выше критериям интереса и метода правового регулирования существуют попытки провести деление между публичным и частным правом по иным критериям, таким как виды: (1) субъектов правоотношений и (2) самих правоотношений (имущественных и неимущественных). Некоторые правоведы полагают, что публичным правом регулируются любые отношения с участием публично-правовых субъектов. Другие правоведы считают, что публичное право регулирует неимущественные отношения, а частное право только имущественные отношения.
Полагаем, что критерии субъекта и вида правоотношений в качестве деления права на публичное и частное является надуманным. Так, в рамках гражданских правоотношений публично-правовые образования равноправны с юридическими и физическими лицами. Далее, гражданское право регулирует большой объем личных неимущественных прав (право на авторство, право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на изображение и имя). И наоборот, в рамках уголовного процесса, как части публичного права, есть нормы о компенсации причиненного преступлением ущерба. Это, очевидно, имущественные отношения, регулируемые нормами публично-правовой отрасли.
Публичное право построено на принципе субординации (подчинения) деятельности соподчиненных субъектов по реализации ими государственных и общественных (публичных) интересов. Оно представляет собой систему централизованного регулирования общественных отношений. В отличие от публичного права частное право построено на началах свободной координации (согласования) деятельности автономных субъектов по реализации их собственных (частных) интересов. Поэтому оно представляет собой систему децентрализованного регулирования, в значительной мере - саморегулирования имущественных и других взаимоотношений участников.
Знаменитый римский юрист Ульпиан указывал в сборнике правовых норм Дигестах Юстиниана, что изучение права распадается на два положения: публичное и частное (право). При этом Ульпиан полагал, что публичное право, относится к интересам Римского государства, а частное право связано с интересами частных лиц. Таким образом, Ульпиан стал первым представителем так называемой теории интереса при разграничении права на публичное и частное. Иными представителями этого подхода были известные цивилисты, такие как Ф. Савиньи и Г.Ф. Шершеневич.
Основным критерием разграничения права на публичное и частное должен считаться метод правового регулирования, то есть принципы, способы и приемы воздействия на регулируемые отношения. Исходя из сформулированных выше определений, для публичного права характерно регулирование на принципах власти и подчинения субъектов правоотношений. В то же время для частного права характерно регулирование на принципах юридического равенства, разумности и добросовестности поведения, неприкосновенности прав, состязательности, беспрепятственного осуществления прав, недопустимости произвольного вмешательства, автономии воли и большой свободы договора. Такой подход поддерживали И.А. Покровский, М.М. Агарков, в настоящее время – Е.А. Суханов.
В дополнение к указанным выше критериям интереса и метода правового регулирования существуют попытки провести деление между публичным и частным правом по иным критериям, таким как виды: (1) субъектов правоотношений и (2) самих правоотношений (имущественных и неимущественных). Некоторые правоведы полагают, что публичным правом регулируются любые отношения с участием публично-правовых субъектов. Другие правоведы считают, что публичное право регулирует неимущественные отношения, а частное право только имущественные отношения.
Полагаем, что критерии субъекта и вида правоотношений в качестве деления права на публичное и частное является надуманным. Так, в рамках гражданских правоотношений публично-правовые образования равноправны с юридическими и физическими лицами. Далее, гражданское право регулирует большой объем личных неимущественных прав (право на авторство, право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на изображение и имя). И наоборот, в рамках уголовного процесса, как части публичного права, есть нормы о компенсации причиненного преступлением ущерба. Это, очевидно, имущественные отношения, регулируемые нормами публично-правовой отрасли.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической,
- социальной,
- духовно-культурной,
- политической
С учетом указанного выше я считаю, что разделение права на публичное и частное до определенной степени условно. Не существует исключительно публично-правовых или только частно-правовых отраслей. В каждой отрасли права можно найти публично- и частно-правовые нормы и методы регулирования. Однако такое деление права имеет важное значение для учебной дисциплины права, поскольку систематизирует правовые нормы и облегчает их изучение.
Я убежден, что правовое регулирование следует рассматривать как эффективный инструмент регулирования сфер общественной жизни. В частности, развитие экономики России как исключительно рыночной должно быть существенно переосмыслено. Рыночные концепции, принципы и механизмы – особенно, механизм рыночного спроса, не способны создавать стимулы для развития человеческого капитал и научно-технического прогресса как важных факторов экономического роста России. Я уверен, что нашего государство должно развивать правовое регулирование экономики в валютной (ограничивать вывод капитала из страны и совершение спекулятивных операций), антимонопольной сферах и сфере защиты стратегических активов, возобновлять индикативное планирование. Такое регулирование должно осуществлять, прежде всего с помощью публично-правовых норм.
Я убежден, что правовое регулирование следует рассматривать как эффективный инструмент регулирования сфер общественной жизни. В частности, развитие экономики России как исключительно рыночной должно быть существенно переосмыслено. Рыночные концепции, принципы и механизмы – особенно, механизм рыночного спроса, не способны создавать стимулы для развития человеческого капитал и научно-технического прогресса как важных факторов экономического роста России. Я уверен, что нашего государство должно развивать правовое регулирование экономики в валютной (ограничивать вывод капитала из страны и совершение спекулятивных операций), антимонопольной сферах и сфере защиты стратегических активов, возобновлять индикативное планирование. Такое регулирование должно осуществлять, прежде всего с помощью публично-правовых норм.
3. Примеры из практики
Структура публичного и частного права формируется нормами соответствующих отраслей и указанным выше применимым методом правового регулирования. Традиционно к публично-правовым отраслям относят уголовное право, все процессуальные отрасли (уголовный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс, административное судопроизводство), конституционное право, законодательство об административных правонарушениях, налоговое право и валютное законодательство. К частно-правовым отраслям относят гражданское право, семейное право, трудовое право, жилищное право.
В зависимости от характера превалирующих норм указанные выше отрасли права можно разделить на материальные и процессуальные. К материальным отраслям права относятся, например, гражданское право, семейное право, трудовое право, уголовное право, конституционное право, налоговое право. Они могут быть как публично-правовыми, так и частно-правовыми. К процессуальным отраслям следует отнести уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право. Процессуальные отрасли права традиционно считаются только публично-правовыми.
В зависимости от характера превалирующих норм указанные выше отрасли права можно разделить на материальные и процессуальные. К материальным отраслям права относятся, например, гражданское право, семейное право, трудовое право, уголовное право, конституционное право, налоговое право. Они могут быть как публично-правовыми, так и частно-правовыми. К процессуальным отраслям следует отнести уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право. Процессуальные отрасли права традиционно считаются только публично-правовыми.
4. С чем не путать
Хотел бы обратить внимание на то, что дуализм права не следует путать с дуализмом частного права. Так, под дуализмом права подразумевается деление права на публичное и частное. Под дуализмом частного права подразумевается деление на гражданское право и на торговое право (коммерческое право). Основным критерием для такого деления является (1) субъектный состав и (2) предмет правоотношений. В торговом праве субъектами выступают физические лица – предприниматели или юридические лица, то есть профессиональные участники гражданского оборота, а предметом правоотношения является реализация товаров.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/30b9822dd698f6ea1455b8ed473f8f09/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/